Катарина, дочь разбойника

Далия Трускиновская


Странно, что продюсеры сериалов до сих пор не взялись за биографию итальянского художника семнадцатого века Сальватора Роза. Чего там только не было! Должен был стать монахом, но решил пойти в музыканты, потом — в художники. Добившись успехов, передумал — стал актёром, потом даже открыл свой театр. Из-за вечных конфликтов с городскими властями едва не стал жертвой наёмных убийц. А мелких приключений не счесть…

Неведомо, как балетмейстер Перро узнал про эту яркую личность. Фантазию хореографа разбудил один действительно колоритный эпизод. Юный художник, блуждая по Апулии и Калабрии, попал в руки к местным бандитам. Видимо, он им понравился, потому что прожил с шайкой некоторое время, а потом сюжеты из жизни бродяг и разбойников часто возникали на его полотнах.

Итальянские разбойники могли бы стать отличными персонажами будущего балета. Но какой же балет без главной героини? Какой балет без любви? Перро сделал предводительницей шайки девушку. И в итоге от всей этой истории в либретто осталось лишь имя художника — Сальватор Роза.

Появились новые персонажи, каждый со своей историей, появились конфликты, которых в действительности не случилось, и вот Цезарь Пуни получил написанное Жюлем Перро либретто.

Премьера балета «Катарина, дочь разбойника» состоялась 3 марта 1846 года в лондонском Королевском театре Её Величества. Это был тот редкий случай, когда Перро доверил главную мужскую партию романтического героя другому исполнителю, а себе взял партию «адьютанта» разбойницы — Дьяволино. Главной героиней, Катариной, стала Люсиль Гран — ученица Бурнонвиля, очень техничная танцовщица с нелёгким характером.

Итак, в первом действии Сальватор Роза, блуждающий в поисках красивых пейзажей, попадает в руки разбойников.  Показывать им эскизы бесполезно. Однако Катарина, дочь главаря банды, которая после смерти отца унаследовала его власть над горными разбойниками, способна оценить талант художника. Она освобождает Сальватора Розу, и он чувствует к ней такую глубокую симпатию, что советует Катарине оставить её опасное занятие и последовать за ним. Катарина отказывается, и Сальватор удаляется, глубоко опечаленный.

Дьяволино —  молодой разбойник, полный дерзких и разнообразных выдумок, тайно влюблён в Катарину. Вместе с ней он в горной крепости собирает отряд амазонок (очевидно, ради танцев амазонок). Крепость оцепляют войска. Следуют столкновение, поражение — и поняв, что сопротивляться бесполезно, Катарина и Дьяволино спасаются бегством, прочие разбойники оказываются в плену. Они находят убежище на постоялом дворе в предместье Рима, подкупают трактирщика и просят спрятать их и дать им другую одежду.

Едва Катарина и Дьяволино успевают изменить свою внешность, как прибывают войска с пленными. Несколько солдат входят, чтобы отдохнуть и подкрепиться; им прислуживает Катарина, которая привлекает их своими грациозными стремительными движениями. Шумное восхищение ею возбуждает любопытство других солдат, находившихся снаружи; один за другим они присоединяются к своим товарищам. Дьяволино пользуется этой возможностью, чтобы освободить своих сообщников. Солдаты бросаются в погоню за беглецами.

Во втором действии после различных приключений Катарина и Дьяволино находят убежище в студии Сальватора, вспоминающего о смелой горной красавице. Однако и здесь их вновь выслеживают. Сальватор пытается спасти Катарину, но её в конце концов хватают и бросают в тюрьму.

Дьяволино, которому удалось бежать, подготавливает побег Катарины. Терзаемый ревностью, он требует, чтобы Катарина никогда больше не виделась с Сальватором Розой, которого грозит убить при первой возможности. Катарина отвергает его требование. Дьяволино всё же сменяет гнев на милость — они совершают побег.

Третье действие — герои на карнавале. Какая же Италия без огненной тарантеллы? Катарина, переодетая в костюм колдуньи, присоединяется к группе бродячих актёров, чтобы предупредить Сальватора об угрозе Дьяволино. Её предупреждение, однако, опаздывает: Дьяволино нападает на Сальватора. Катарина заслоняет собой возлюбленного, и балет заканчивается её смертью.

Но для Перро настало время перемен. И вот в 1848 году он появляется в Санкт-Петербурге. Наступает «последний акт» его творческой жизни. Русскому балету он отдаёт почти десять лет. Как бы предвидя прощание со сценой, он вспоминает самые драгоценные танцевальные мелодии, самые яркие драматургические находки, самые важные хореографические решения. В Санкт-Петербурге он впервые может собрать всё, что было разбросано по театрам Западной Европы, в том числе — полностью осуществить то, что было задумано в «Жизели».

С конца 1848 года Жюль Перро начал репетиции балета «Катарина, дочь разбойника». Себе он взял партию Дьяволино. На роль Катарины была назначена европейская балетная звезда Фанни Эльслер, недавно с огромным триумфом исполнившая партию Эсмеральды.

Фанни Эльслер незадолго до того прибыла в Россию, причем её пригласил лично император Николай Первый, считавшийся большим знатоком балета и особенно — балерин. Её прибытие в Петербург весьма оживило светскую жизнь — балетная звезда постоянно приглашалась в великосветские салоны, в магазинах с большим успехом распродавались её портреты, модистки принялись кроить шляпы фасона «Фанни Эльслер», а в ресторанах подавали котлеты а-ля Фанни Эльслер.

Участие европейской балетной звезды в новом балете Жюля Перро, самой собой, вызывало зрительский интерес, и новую постановку с Фанни Эльслер уже с нетерпением ждали.

Постановка «Катарины» заинтересовала даже императора, и однажды он пришёл на репетицию. Увидев, как Фанни Эльслер и кордебалет готовят хореографический номер с ружьями, император Николай Павлович вышел на сцену и сказал: «Вы неправильно держите ружьё, сейчас я покажу вам, как с ним надо обращаться». И государь сам провёл эту репетицию.

Российская премьера «Катарины» прошла в петербургском Большом театре 4 февраля 1849 года.

Успех балета был неоспоримым. Особо критики восхищались исполнительницей главной партии Фанни Эльслер — эта роль ей действительно очень подходила. Партия Катарины надолго вошла в её репертуар, и артистка, уже уехав из России, продолжала выступать с ней. А в Петербургской императорской труппе постановка просуществовала ещё около двадцати лет.

В 1851 году Жюль Перро был официально зачислен в Петербургскую императорскую труппу — сначала танцором, а затем назначен главным балетмейстером императорской труппы. К этому времени к нему в Петербург прибыла Карлотта Гризи, она стала следующей исполнительницей партии Катарины. Эти двое и вместе быть не могли, и расстаться не могли — балетмейстер и солистка были нужны друг другу.

Удачный балет было решено перенести на сцену московского Большого театра. Балетмейстер Фредерик точно скопировал хореографию Перро. Роль Катарины получила молодая венгерская танцовщица Ирка Матиас.

Балет, который, к сожалению, в наши дни забыт, вспомнили недавно музыковеды по довольно необычному поводу. Зашёл спор об одном фрагменте Патетической симфонии Чайковского. Это «пятидольный» вальс, то есть — вальс, написанный в необычном и редком размере «пять четвертей». Музыковеды разбирались, сам ли Чайковский придумал эту музыкальную диковинку.

В балете «Катарина, дочь разбойника» Перро хотел поставить очень быстрый вальс для себя и Фанни Черрито. Как они с Пуни додумались до этого размера — неизвестно, но вальс был написан и стал известен всей балетной публике. Есть основания предполагать, что Чайковский в молодости, посещая спектакли, обратил внимание на эту «изюминку» балета.

Может ли служить доказательством фрагмент симфонии? Как будто нет, там характер музыки не соответствует быстрой пляске с прыжками и резкими движениями. Но размер «пять четвертей» можно найти в «Спящей красавице» — это вариация феи Сапфиров. То есть где-то в памяти композитора отложилась «балетность» размера? Этого мы не узнаем никогда…

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*