Алексей Грачёв: О фотографии и философии без слов


Осенью 2023 года в Российской государственной библиотеке для молодёжи состоялась выставка «За кулисами мюзикла “Песни с окраин Москвы”» — фотопроект Алексея Грачёва о невидимом для зрителя мире работы над мюзиклом, который увидел свет в исполнении неслышащих актёров театра «Недослов».

 

Алексей Грачёв — фотожурналист, графический дизайнер, общественный деятель, член Союза дизайнеров России, участник и победитель многих конкурсов и фестивалей: VI Фестиваля театральной фотографии в номинации «Здесь и сейчас» и VII Абилимпикса в номинации «Фоторепортёр». Мы поговорили с Алексеем о том, что для него значит фотография как путь и как цель, почему его внимание привлекло творчество театра неслышащих актёров и какую роль в этом искусстве играет жестовый язык.

 

— Алексей, поделитесь, как фотография стала вашим любимым делом и что, на ваш взгляд, главное в этом занятии — результат или процесс?

— Кто-то занимается фотографией профессионально, а для меня фотография — это отдушина. Временами, когда приходит вдохновение и открывается «третий глаз», я начинаю видеть интересные моменты и фиксировать ускользающие мгновения. Возможно, недостаток слуха обостряет наблюдательность. Зрение имеет большое значение для меня как для слабослышащего человека, вся информация проходит через визуальное восприятие объективной реальности. 

В детстве я много рисовал. Окончил художественную школу, затем институт искусств. Часто ходил на выставки, посещал музеи, обогащал свой визуальный багаж. Эта насмотренность даёт мне возможность видеть мир, замечая сходство с произведениями искусства. Я люблю следить за людьми, наблюдать, как они двигаются, как общаются, меня очаровывают изменчивость мимики, отражение эмоций на лицах, плавные или хаотические движения рук. Когда играют музыканты, наблюдаю, как они обращаются со своими инструментами. На различных мероприятиях меня мало волнуют официальные выступления и протокольные встречи, намного больше внимания уделяю незначительным деталям, например, отражению в стакане воды, стоящем перед спикером. В театре мне всегда интересно, что происходит за кулисами, как бурлит жизнь до третьего звонка перед спектаклем: репетиции, нанесение грима, переживания актёров перед выходом на сцену.  

 Почему именно фотография стала для вас увлечением более глубоким, чем, например, живопись или графика?

— Скорее всего, потому, что фотография — это охота за мимолётностью. В живописи, например, важна продуманность сюжета, взвешенные пропорции. Композицию можно переделывать несколько раз, менять палитру, искать холодные и тёплые оттенки цвета. Пока не успокоишься, не завершишь работу. У художника это может занять дни и месяцы.

В фотографии иначе — можно старательно щёлкать, а того самого момента так и не поймать. Быть может, на секунду раньше или позже — получится просто «зачётная» фотография и не более того. Азарт в том, чтобы предугадать, поймать тот самый миг. Ты, как охотник, следишь за жертвой и ждёшь подходящего момента для удачного выстрела.

— Настраивается ли ваш фокус для видения каких-то отдельных черт в людях или предметах благодаря такой насмотренности и опыту? Откуда вы черпаете идеи и вдохновение для творческого процесса?

— Да, порой во время чтения русской литературы возникает представление о людях той или иной эпохи, оказываются близкими герои прозы Лермонтова, Чехова, Толстого. И тогда в современности начинаешь замечать в обычных вещах что-то вечное, а в людях находить «героев нашего времени». Общаешься с ними, заводишь дружеские отношения — но при этом замечаешь, как время оставляет свой отпечаток на людях разных поколений.

— В Год педагога и наставника не могу не спросить, кого бы вы назвали своими наставниками и учителями, кто помог вам найти себя в фотографии и свой уникальный почерк?

— Обучение в Институте профессиональной и любительской фотографии в 2018 году подарило мне возможность общаться со многими мастерами своего дела. Своими учителями я считаю Владимира Вяткина, Игоря Гаврилова, Александра Курбатова, Сергея Шахиджаняна, Юлию Чернову, Василия Прудникова. Творчество Игоря Мухина, Игоря Верещагина, Георгия Пинхасова подтолкнуло меня найти свой почерк, свой стиль, чётко видеть яркие мгновения через объектив фотоаппарата.

— Как родилась идея фотопроекта о работе над мюзиклом «Песни с окраин Москвы» в исполнении театра неслышащих актёров «Недослов»? Как была выстроена ваша работа?

— В фотопроекте о работе театра «Недослов» над мюзиклом «Песни с окраин Москвы» я не просто документально фиксировал игру актёров, а искал в репетициях художественно яркие и глубокие по содержанию моменты. Музыкальной основой для спектакля стали хиты Гарика Сукачёва, а сюжет подсказала сама жизнь.

 

Комментарий редактора: Московский театр «Недослов» — единственный профессиональный независимый театр под руководством слышащего руководителя. Существует более 15 лет. Отсутствие слуха не помешало его участникам освоить актёрскую профессию — все они выпускники театрального факультета Государственного специализированного института искусств. В репертуаре театра множество спектаклей, и главное в них — «молчаливая» актёрская игра, жестовый язык, танец и музыка. Актёры на сцене не говорят, их озвучивает профессиональный диктор.

 

Альбом «Песни с окраины» Гарика Сукачёва отражает закат эпохи советского двора, персонажей 1980-х годов: дворников, интеллигентных алкашей, ветеранов-афганцев, крепких женщин, пацанов с суровым взглядом на жизнь. На окраине Москвы, где ещё сохранился тот самый советский дух, я жил ребёнком в 1980-е и прекрасно помню эту атмосферу, дыхание времени. Мне было очень интересно, как глухие и слабослышащие актёры смогут визуально передать весь этот драйв жизни и эмоций. Большинство актёров молоды, родились на поколение позже, но смогли передать этот шарм 1980-х годов. 

На репетициях шёл постоянный поиск соответствия формы и содержания, передачи фактуры героев. Требовалось не просто исполнить на жестовом языке песни Гарика Сукачёва, не просто отразить сюжет из песни на сцене. Я вспоминаю градации эмоций на лице Сукачёва, приглашённого на премьеру. Это было удивление и даже восторг. Возможно, он ожидал, что песни из его альбома просто переложат на жестовый язык глухие актёры в тематических костюмах среди театральных декораций. Но вышло нечто большее, чем просто мюзикл: клубок историй человеческих взаимоотношений, эмоционально задевающий душу каждого зрителя. Это было феерично!

— Какую роль сыграл жестовый язык в мюзикле  точнее, то, как органично он дополнял танец и актёрскую игру,  в раскрытии образов и отражении духа эпохи советского двора 1980-х?

— В жестах содержится философия без слов — идеальная натура для фотографа. Появляется возможность через пластику жестового языка выразить своё отношение, своё видение мира. Творчество глухих красноречиво —отсутствие слуха усиливает другие качества, повышает сенсорное и визуальное восприятие реальности. Мне было интересно наблюдать за движением рук, ловить моменты, которые ярко и узнаваемо отражали конкретные эмоции.   

Театр «Недослов», на мой взгляд, стал успешным проектом, где удачно произошёл симбиоз слова и жеста. В самом названии скрывается ответ — глухие отдают приоритет не звучащим словам, а слышащим зрителям предоставляется возможность погрузиться в пластику жестового языка. Фотопроект «За кулисами мюзикла» не только задокументировал процесс создания спектакля, но и показал неограниченные возможности творческих людей.

Вопросы задавала Юлия Наумова

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*