В мае 2018 года в Российской государственной библиотеке для молодёжи прошло первое заседание Клуба любителей русского языка для глухих и слабослышащих. В отличие от подобных проектов, посвящённых жестовому языку и культуре глухих, клуб рассчитан на людей с проблемами слуха, уже владеющих русским жестовым языком или изучающих его, но способных понимать и свободно общаться.
Каждое занятие клуба проходит на русском жестовом языке и в лёгкой непринуждённой форме, с помощью игр и других интерактивных форматов, помогает изучить и понять сложные темы и правила русского языка, а в будущем избежать ошибок в устной и письменной речи.
Ведущими клуба выступают преподаватели, студенты и выпускники вузов, которые получили профессию сурдопедагога или переводчика русского жестового языка либо прошли специальные курсы (например, в МПГУ, МГЛУ).
Первое заседание было посвящено сразу двум интересным темам:
- «Фразеологизмы в русском языке и в русском жестовом языке». Лекторами выступили: Анна Комарова, преподаватель и доцент МГЛУ, и Виктория Савостенкова, выпускница МГЛУ;
- «Стилистические ошибки в письменной речи глухих». Эту увлекательную лекцию провела Людмила Жадан, учитель русского языка, руководитель Клуба любителей русского языка для глухих и слабослышащих.
Занятие клуба началось с разминки «Словарный запас». На сцену были приглашены две пары, которые сразились в «лексической дуэли»: в течение минуты каждой паре нужно было придумать наибольшее число слов с заданным корнем. Желающих помериться своим словарным запасом было много, и не только среди подростков и молодёжи, поэтому пары сменяли одна другую, а на экране появлялось новое и новое задание.
Формат занятия из заявленного лекционного превратился в интерактивный, игровой, поскольку в процессе работы каждый пришедший был вовлечён в решение стилистических и грамматических задач.
Радостно было наблюдать за улыбками, эмоциями и бурным общением на языке жестов участников — детей, подростков и людей старшего поколения, которых объединил клуб.
Какую проблему решает клуб?
В январе этого года в РГБМ прошёл круглый стол «Как воспитать и обучить глухого ребенка?», организованный Московской городской организацией Всероссийского общества глухих и Московского объединения родителей детей-инвалидов по слуху (МОРДИС) при поддержке РГБМ.
Именно тогда мы погрузились в «мир тишины», в тот мир, в котором ежедневно живут тотально глухие и слабослышащие люди, узнали о многочисленных проблемах и сложностях, с которыми им приходится бороться. Одной из таких проблем является образование и социальная интеграция в общество.
С самого рождения ребенок с проблемами слуха оказывается в изоляции, он живёт в собственном мире, и последующее обучение в специализированных образовательных учреждениях или инклюзивных группах эту проблему не решает. То, что обычный ребенок «впитывает» в процессе развития и общения с окружающим миром, для глухого ребенка требует особого внимания, занятий и объяснения. В подростковом возрасте поле общения таких детей смещается в интернет и социальные сети, что, по мнению сурдопедагогов и психологов, только усугубляет проблему социальной адаптации и существенно влияет на уровень грамотности молодых людей.
Для решения этой проблемы был создан Клуб любителей русского языка на жестовом языке, на занятиях которого все участники — вне зависимости от возраста и социального статуса — могут не только узнать что-то новое, но и пообщаться друг с другом вживую.
Преподаватель русского языка на жестовом языке, руководитель клуба Людмила Жадан, которая не понаслышке знает, какой он «мир глухих», поделилась своими мыслями о том, зачем существует клуб:
«Почти все глухие люди в России общаются между собой на русском жестовом языке (РЖЯ). Это сложный и интересный трёхмерный язык, который глухие очень любят. Но маленький мир глухих находится внутри большого мира слышащих людей. И глухому надо как-то общаться со слышащими, сосуществовать с ними, работать, дружить. Без знания русского языка, словесного и письменного, это общение почти невозможно. От знания русского языка зависит качество жизни глухого человека.
Клуб любителей русского языка на жестовом языке создан для того, чтобы в занимательной форме, просто, а главное на — родном и понятном! — русском жестовом языке рассказывать глухим сложные и интересные темы русского языка, ненавязчиво научить грамоте, безошибочной письменной речи. Отрадно, что первое занятие клуба в РГБМ посетили глухие люди разных возрастов (от 10 до 85 лет), разных социальных слоёв: с высшим образованием, учителя, пенсионеры, школьники, служащие, домохозяйки и студенты».
И это ещё не всё…
Клуб любителей русского языка на жестовом языке стал одним из «пазлов» большого проекта. В декабре 2017 года Российская государственная библиотека для молодёжи заключила Соглашение о сотрудничестве с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих. А уже в январе в РГБМ стартовал большой проект, посвящённый популяризации жестового языка среди молодёжи и направленный на самореализацию и социальную адаптацию глухих и слабослышащих с помощью мероприятий и встреч интересных форматов.
Так, два раза в месяц в РГБМ проходит Лекторий для детей с проблемами слуха, организованный Московским объединением родителей детей-инвалидов по слуху (МОРДИС). В его рамках профессиональные сурдопедагоги читают сказки, разбирают пословицы и поговорки, изучают правила этикета и поведения в обществе. Занятия проводятся для двух возрастных групп: для детей от 7 до 10 лет, а также для детей и подростков от 10 до 14 лет.
Для желающих изучать русский жестовый язык в РГБМ существует клуб «Без барьера», устраивающий встречи в форматах лекций и мастер-классов.
Кроме того, в РГБМ регулярно проходят конференции, круглые столы, семинары, рабочие встречи, посвящённые проблемам слабослышащих и глухих людей и популяризации жестового языка.
Следите за новостями клуба на сайте РГБМ.