Ольга Вавилова: «Добрых больше!»

Что значит «3D: Делаем Добрые Дела» и какие бывают проекты, помогающие людям с инвалидностью? Как поддерживать семьи с детьми с особенностями развития и где найти источники вдохновения для работы в благотворительных проектах? Об этом и многом другом поговорил наш корреспондент с Ольгой Вавиловой — психологом, руководителем благотворительного проекта «3D: Делаем Добрые Дела», членом Общественной палаты Ленинского района Московской области.

 
— Ольга, вы являетесь автором и руководителем проекта «3D: Делаем Добрые Дела». Как пришла идея создания проекта?

— С 2005 года я помогаю разным организациям и благотворительным фондам. А в 2015 году получила травму и на какое-то время вышла из строя, но мне хотелось и дальше воплощать добрые идеи и вдохновлять людей. В тот момент у себя в Ленинском районе я познакомилась с семьями, в которых есть дети с особенностями развития. Я увидела, что такими семьями никто не занимался полноценно. Все снимали с себя ответственность и отправляли в никуда, аргументируя отсутствием специалистов, говоря общие фразы.

Я решила начать с просвещения и организации благотворительных мероприятий, находила единомышленников. Мне удалось показать, что есть и другая реальность, что дети с особенностями развития могут и должны быть на праздниках, могут дружить со сверстниками и радоваться вместе, делать открытия, быть победителями и мотиваторами для других. Доказала, что каждый из нас может больше сделать и помочь, чем думает.

— В наше время сектор НКО регулярно пополняют новые и новые благотворительные проекты, в чём уникальность вашего проекта, на кого ориентирован и какие задачи решает?

— Благотворительный проект «3D: Делаем Добрые Дела» объединяет людей разных возрастов и статуса, вдохновляя всех участников творить добро, помогает обрести веру и получить поддержку тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, или вдохновить на более выдающиеся результаты талантливых детей и взрослых с инвалидностью и без.

Я и мои друзья-единомышленники показываем на своём примере, как можно помогать людям, когда это становится образом жизни.
В 2016 году создан Добрый дом, в котором проходят на благотворительной основе праздники и еженедельные групповые занятия для семей с детьми с инвалидностью (с аутизмом, с синдромом Дауна и др.).

— Регулярно вы ведёте в РГБМ тренинги для молодых людей с особенностями развития в рамках лидерских проектов РООИ «Перспектива». С какими проблемами приходят ребята на тренинги?

— Я заменяю слово «проблема» на слово «задача». Ребята приходят с разными задачами, но есть и общие, например, познакомиться с другими ребятами (социализация очень важна); весело и познавательно провести время (одна из форм досуга); узнать что-то новое, полезное, чтобы потом применять в жизни (образовательная среда); открыть свой потенциал в процессе тренинга (ребятам важен позитивный опыт на практике, важна обратная связь от специалиста); узнать от специалиста, как достичь своей цели (формирование лидерских качеств), и так далее.

— Расскажите о наиболее интересных и эффективных форматах и методах работы с группой и индивидуально?

— Каждая встреча-тренинг или индивидуальное занятие — это отдельное событие. Всегда смотрю, в каком настроении ребята, какие у них особенности (если мы первый раз встречаемся, надо быстро суметь их выявить, определить сильные и слабые стороны и зону ближайшего развития). Всегда выстраиваю встречи в «здесь и сейчас» исходя из настроения участников и их резервов. В работе использую разные методы: арт-терапию, игровую терапию, песочную терапию, телесно-ориентированные практики, тренинговые упражнения, нейропсихологический инструментарий, разнообразный адаптивный под особенности ребят развивающий материал, а совсем недавно стала к занятиям подключать специально обученную собаку Эрику (голден ретривер). Дети и взрослые говорят, что они ко мне приходят как на праздник, с радостью. Всегда много трудимся на занятиях и тренингах, включаются все. И время пролетает незаметно. В работе с детьми с особенностями развития специалисту очень важно развивать эмпатию и эмоциональный интеллект, самосовершенствоваться. Личность специалиста играет огромную роль. Важно восхищаться ребёнком, важно в нём видеть личность, его индивидуальность.

— Наверняка в вашей работе есть сильные вдохновляющие истории, пример силы воли и веры в человека…

— Я очень часто в социальных сетях рассказываю про талантливых ребят и личностей.

Историй очень много. Но сейчас хотелось бы озвучить одну: ребёнок родился на месяц раньше с пуповиной вокруг шеи, первый период была желтуха. В раннем возрасте часто болел, был ослабленный, трудно шёл на коммуникацию с другими, был очень чувствительный и ранимый. Пошёл в нулевой класс, так как был не готов по состоянию здоровья пойти сразу в школу в первый класс. Был огромный список хронических заболеваний, трудно давался учебный процесс, много времени проводил на приёме у врачей, в больницах. Несколько раз в год лежал по месяцу в больнице в Москве. Не буду рассказывать, как много этому ребёнку пришлось пройти и сколько он встретил на своём пути врачей, учителей, детей с разными особенностями, с разными диагнозами.

Хочу остановиться на самом главном — семья этого ребенка. Они так его любили! Они постоянно сами с ним занимались, верили в него, старались поддержать и помочь ему раскрыть свой потенциал. В 15 лет по халатности медицинского работника ему пришлось пройти гематологические центры, массу специалистов, лежать месяцами в ревматологическом отделении со взрослыми (больше было бабуль и дедуль), пить горстями таблетки и проходить всевозможные процедуры, терпеть сильные боли, выслушивать ужасные прогнозы врачей, видеть бессилие врачей, чувствовать боль родных, терять вкус жизни и еды из-за таблеток. Это был сложный период.

Но этот ребенок внутри себя всегда верил и чувствовал огромную силу и знание, готовность помогать другим. И даже когда ему было больно, он помогал другим, вдохновлял людей улыбаться и верить в лучшее. Он сам принял решение восстанавливать себя без таблеток и врачей, это был долгий период работы над собой, поиск ответов, работа с телом. И спустя пару лет от всех диагнозов ни осталось и следа. Чудо? Нет. Это работа над собой. Ежедневная и осознанная работа над собой.

Он и во взрослой жизни сохранил в себе искренность, доброту. До 2015 года он не обращался к врачам (целых 8 лет восстанавливал себя сам). И в окружении никто не мог подумать, что на его пути могут быть трудности или что он может уставать. Им всегда восхищались. Но внезапная травма передней крестообразной связки открыла ему вновь мир больницы и центра реабилитации. Там он быстро восстанавливался и помогал другим, стал знакомиться с удивительными историями преодоления и помогал людям найти внутренние резервы.

Так началась эпоха помощи героям, которых он встречал на своём пути из разных городов России. Многие говорят, что рядом с ним тепло, уютно. Он как солнце. В 2015 году он принял решение создать свой собственный мотивирующий благотворительный проект.

Этот ребёнок — я. Многим кажется, что я с самого рождения была уверенной, самостоятельной, сильной девочкой. Поддержка, вера и любовь моей семьи вдохновляли меня на новые открытия и внутренний рост, колоссальные изменения и преображения. Их вера и любовь сделали чудо! И я всегда говорю, что сложности — это новые возможности открыть свой внутренний потенциал.

Правда, сейчас очень много специалистов, не готовых применять разнообразные программы и техники, они не хотят узнать специфику работы с детьми с инвалидностью, забывают про человеческий фактор, многие не идут в глубину и не окунаются в душевный мир другого человека. От этого и стоят все на одном месте. Поэтому я, скорее всего, исключение, чем правило.

Мои программы — это всегда выход из зоны комфорта, это вызов самому себе, это огромная ответственность и любовь к труду и людям. Это работа всей семьи и самого ребёнка. Это путь, на котором встречается многое и разное. Каждая жизнь — это история.

— Насколько важно найти фигуру авторитетного взрослого для ребят с особенностями развития, которые посещают тренинги?

— Личность взрослого очень важна. Именно зрелая, мудрая и позитивно настроенная на совместную деятельность с ребятами с особенностями развития личность профессионального тренера будет задавать вектор развития и формировать определённые навыки, давать обратную связь ребятам, создавать позитивный опыт и придавать уверенность, формировать самооценку ребят. Когда в ребят веришь и помогаешь преодолевать сложности (именно помогаешь, а не делаешь за них), то они начинают проявлять инициативу, раскрывать свой творческий потенциал и становятся более самостоятельными. Взрослый в какой-то момент может помочь устранить негативные поведенческие реакции или конфликт между ребятами. Он может стать авторитетной личностью в жизни ребёнка, тем самым мотивируя его на покорение новых высот. Взрослые показывают пример, поэтому очень важно работать с семьёй в целом, в особенности с родителями «особых» детей.

 

 
— Часто на тренингах присутствуют и родители участников. Обращаются ли они к вам за консультацией и насколько, на ваш взгляд, им необходима подобная поддержка?

— Да, некоторые остаются на тренинги и сами начинают включаться в упражнения с азартом, внимательно слушают мои рекомендации и в конце задают вопросы. В частном порядке общаемся по разным вопросам: проблемы в школе, страхи, творческая самореализация, какой материал лучше использовать дома для развития определённых навыков, как придать уверенность или как снизить гиперконтроль за ребёнком и др.

Родителям очень важна поддержка специалиста и общества в целом. Большую часть времени они находятся один на один с особенностями ребят, порой забывая, что ребёнок не есть набор особенностей, что он личность и у него есть свои интересы, он может обижаться или злиться. Если ранняя помощь и комплекс услуг не были оказаны семье, то она живёт в постоянном поиске ответов и чувстве вины, в страхе, сомнениях.

Я провожу и отдельные тренинги для родителей, семейные консультации. Родителям важно просто разрыдаться и выговориться, услышать и увидеть, что они не одни в такой ситуации, что есть и другие пути решения и возможности жить более гармонично. Это очень тонкая работа, потому что надо не только увидеть самые потаённые и больные уголки души, но и помочь им их исцелить, дать силы и осветить дорогу, по которой они смогут идти самостоятельно. Чтобы помогать детям и взрослым, надо принять их индивидуальный путь развития со всей болью, потерями, гаммой чувств и реакциями, стать для них проводником в мир, в котором они смогут себя проявить более эффективно и чувствовать себя более гармонично.

— Сейчас очень много говорят о проблеме измерения социальных результатов и поиске KPI. Как и в чём вы измеряете динамику результатов вашей целевой аудитории?

— Очень много людей создают разные отчёты, озвучивают красиво, а на деле… Оценивать эффективность и результативность, успешность можно по разным показателям, которые можно отследить сразу: эмоциональный отклик, ситуации успеха ребят, позитивная динамика в развитии, количественный отклик посещения тренингов, включённость в процесс ребят и их родных и т.п. Очень много показателей, которые я фиксирую для себя: качественные и количественные.

Есть индивидуальные, есть групповые. Есть показатель эффективности самого тренера и других специалистов, показатель успешности и актуальности самого мероприятия.

Очень много наглядных примеров в социальных роликах про доброту. Когда искренне отдаёшь, то тебе возвращается ещё больше. Если бы все жили по этой философии, искренне помогали другим и делали больше добрых дел от души, то в мире было бы больше счастливых и успешных людей.

Например, поставьте известного артиста на одной улице, а на другой — человека с инвалидностью, кого будут обнимать и с кем будут ждать общения? Что мы культивируем, с тем и живём. Сейчас многие живут в иллюзорном мире, а люди с инвалидностью помогают проснуться. Но многие хотят спать. Поэтому и игнорируют тех, кто заставляет их посмотреть на себя иначе, заставляет задуматься и принять самостоятельное решение. На мой взгляд, самый главный показатель всех измерений — это честность.

— Работаете ли вы с другими благотворительными фондами и НКО? Планируются ли какие-то партнёрские проекты?

— 14 марта 2017 года мы провели Инклюзивный парафестиваль «Ты можешь больше» для школьников Московской области в партнёрстве с благотворительным фондом «Родина наш дом», РООИ «Перспектива», администрацией Ленинского района, волонтёрами компании «Nike». Более 120 детей приняли участие. Все счастливы и ждут продолжения. Уже есть заготовки для новых мероприятий. Но подробнее об этом расскажем позже в нашей группе проекта.

Сейчас только можно озвучить, что нас заметили в Дирекции спортивных мероприятий Московской области, и меня пригласили в качестве эксперта для подготовки волонтёров Чемпионата мира по футболу и специалистов по организации и проведению ГТО Московской области. И ещё будут наши инклюзивные парафестивали. Дружу много лет с организаторами Московского фестиваля волонтёров. На этот раз он пройдёт 31 июня 2018 года в саду «Эрмитаж» — ждём всех желающих.

Нас поддерживают разные организации. Вот совсем недавно издательство «Хоббитека» подарило книги. Теперь прекрасный наглядный материал используем на занятиях и тренингах, а некоторые книги дети читают нашей собаке Эрике. Подружились с фестивалем «Душевная Москва» и осенью, скорее всего, будем плотнее сотрудничать.

Очень много сейчас проходит встреч и озвучено предложений по сотрудничеству. В сентябре уже начнём показывать и рассказывать о некоторых. И помните: добрых больше!

— Какие болевые точки в инклюзивных программах вы можете отметить?

— Прежде всего, человеческий фактор. Мало кто искренне и осознанно принимает людей с разными особенностями. Пока мы не примем особенности как данность, мы не сможем разглядеть за ними личность человека. А смотреть через ярлык — это смотреть мимо. Каждому важно ежедневно тренироваться: смотрите чаще друг другу в глаза, говорите больше искренних комплиментов, обнимайте близких чаще.
Во-вторых, профессиональная подготовка кадров. В институтах надо включать с первого курса практику в учреждениях. Студентам важно общаться с практикующими специалистами и смотреть реальные центры и работу с семьями и детьми с разными особенностями.

В-третьих, особые волонтёры, которые обучены и готовы помогать людям с инвалидностью.

В-четвёртых, ранняя и комплексная помощь семьи. С этим совсем беда. Большинство семей просто не знает, что делать и к кому обращаться. Узнаёт фрагментами, теряет много времени и сил.

В-пятых, СМИ важно показывать людей с инвалидностью через призму их успехов и личных достижений, как личность, а не как носителя боли, жертвы.

В-шестых, досуг и общественные места. Сколько раз за день вы видите счастливых людей с инвалидностью в общественном месте или на мероприятии? Многие думают, что если не видят, значит, их нет. А вы попробуйте один день передвигаться в инвалидной коляске или с повязкой на голове.

Далее — доступная среда. Если мы не думаем про других, то и другие про нас забудут. Делайте от души, а не для галочки, и тогда все будут счастливы.

Помощь семье ещё надо развивать и развивать. Очень многие думают, что семьям с детьми с инвалидностью нужны деньги. А я вам скажу, что для них гораздо важнее понимание и поддержка. Чтобы в своём дворе они могли выйти с ребенком на детскую площадку и услышать добрые слова, а не осуждение или жалость. Истина в мелочах. И каждый из нас может помочь. Просто не сказать плохое кому-то — это уже доброе дело, просто следить за собой и за своим ребёнком и любить его — это уже доброе дело. Самые простые вещи оказываются на деле самыми сложными. Выбор делает каждый из нас, и доброта — выбор сильных.

Наконец, развивающий материал есть для ребят с разными особенностями, но мало кто в бюджетных учреждениях, да и в частных его использует. А зря. Работая с таким материалом, вы и ребёнку помогаете быстрее достичь успеха, и вам приятно себя в процессе развивать и поддерживать тонус. Очень интересный и полезный материал. Приходите к нам в гости в Добрый дом — покажем, расскажем и поиграем.

— 10 ваших правил жизни, которые помогают не терять веру в своё дело и находить источники вдохновения.

1. Добрых больше.

Всегда верьте в лучшее, в доброту, в людей, и они вам обязательно встретятся. И вместе вы сделаете ещё больше добрых дел. Такая установка внутри притягивает ко мне очень много добрых людей.

2. Делай что любишь и люби что делаешь.

Всё делай с любовью. Вдохновляйся процессом и благодари за каждое мгновение, тогда все внутренние резервы просыпаются.

3. Дорогу осилит идущий.

Движение — жизнь, значит, вперёд и только вперёд! Дальше всё станет понятнее, и пазл соберётся. Надо уметь доверять внутренним ощущениям и стараться меньше контролировать неконтролируемые вещи.

4. Живи в «здесь и сейчас».

Качественно проживая каждый момент, мы проживаем насыщенную и осознанную жизнь без перекладывания ответственности на других. Мы сами создали этот момент и мы должны его принять, осознать и быть благодарны за то, что у нас уже есть. Быть полноценно наполненными и счастливыми мы можем только в «здесь и сейчас».

5. Улыбнись и иди дальше.

Чувство юмора и самоирония спасают всегда. Если не спасают, значит, развивайте чувство юмора в себе и тренируйтесь иронизировать над самим собой.

6. А кто говорил, что будет легко?

Хорошая идея — это прекрасно. Но кто сказал, что её реализация будет даваться легко? Самое прекрасное — это процесс, в котором идея ещё тоньше раскрывается, в ходе которого ты сам растёшь и начинаешь вдохновлять и других.

7. Ты можешь больше.

Когда силы на пределе, просто скажи «ты можешь больше!» и продолжай дальше.

8. Просто немного свети.

Будь, как маяк. Просто свети: рано или поздно ты спасёшь чьи-то жизни.

9. Будь добрым.

Даже после предательств, издевательств, потерь будь добрым. Это выбор сильных.

10. Повторяй все эти 10 правил каждый день.

Особенно в сложные дни повторяй их несколько раз, практика даёт свои результаты.

 
Вопросы задавала Юлия Наумова