Поверить себе и в себя. Диалоги о лидерстве

Юлия Наумова


Развитие лидерских качеств для людей с инвалидностью — одна из важнейших задач. От её решения зависит успех во многих сферах жизни — образование, реализация в профессии, семья, окружение, дальнейшее развитие и самореализация в целом. Что значит лидерство для человека с инвалидностью, какие качества особенно важны и почему? Эти вопросы обсудили с участниками проекта «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодёжи с инвалидностью» РООИ «Перспектива».

Тема лидерства в обществе прочно ассоциируется с бизнесом, известными личностями, политиками, управленцами крупных корпораций, общественными деятелями — лидерами мнений. Однако стоит вспомнить школьные экзамены, поступление в вуз или собеседования и устройство на работу — и оказывается, что лидерство как проявление определённых сильных качеств, позволяющих показать себя и достичь цели, так или иначе пронизывает нашу жизнь во всех сферах. Как правило, это те определяющие моменты, от которых зависит будущее — образование, профессия, окружение, развитие и, как результат, качество жизни. 

Для людей с инвалидностью эти значимые жизненные точки являются особенно важными, так как они чаще сталкиваются с большими трудностями и вынуждены искать уникальные решения — и проявление лидерских качеств в этом зачастую играет решающую роль. Почему? Ответ мы искали и нашли в беседах с молодыми людьми с инвалидностью. 

Поводом и продолжением размышлений на эту тему стал круглый стол «Встреча года. Диалоги об особенном человеке и лидерстве», который состоялся в начале 2023 года в рамках проекта «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодёжи с инвалидностью». Это партнёрский проект, который реализуется РООИ «Перспектива» совместно с РГБМ более семи лет. Во время встречи мы много говорили о том, кто такой лидер (в том числе среди людей с инвалидностью), какими качествами он обладает и как эти качества помогают молодому человеку с особыми потребностями реализоваться в профессии и в жизни. 

Также в формате интервью поговорили с четырьмя молодыми людьми с инвалидностью — у каждого своя уникальная история и жизненная траектория, но объединяет их одно — преодоление себя и окружающих барьеров, стремление к саморазвитию и самостоятельности, любимое дело и работа. А это много. Нам всем есть чему поучиться. 

Понять себя и заявить о себе

По данным АСИ, в России более 11 млн людей с инвалидностью, и лишь 17% из них не сталкиваются с ограничениями в обучении, трудоустройстве, развитии и поддержании социальных связей. Остальные 83% так или иначе ежедневно преодолевают различные барьеры — от собственных страхов до социальных, отношенческих, психологических, сенсорных, физических и прочих. И помогают им в этом, как отмечают сами молодые люди, вдохновляющие и мотивирующие личности и их жизненные истории, но главное – сильные качества своей личности, которые есть в каждом, и лишь нужно найти или создать подходящие благоприятные условия, позволяющие их развивать. Такой точкой опоры для многих стали встречи в РГБМ с успешными молодыми людьми с инвалидностью, мастер-классы и тренинги по развитию лидерских качеств в рамках одноимённого проекта (далее — проект). Он работает в РООИ «Перспектива» с 2013 года, за это время более 16 000 человек с разными формами инвалидности приняли в нём участие. Во время мероприятий участники открывают себя заново, учатся лучше понимать себя, свои сильные и слабые стороны, но главное – видят новые горизонты и возможность выбора, в том числе и профессионального.

«Я сделала свой благотворительный проект, думаю, большое влияние на меня оказал именно этот проект “Перспективы”. Потому что там были встречи с разными спикерами, лагеря и выступления. Всё это вместе помогло мне набраться знаний и уверенности в себе. Проект развил во мне желание проявляться. Раньше я очень сильно боялась как-либо проявить себя, отвечать на вопросы, как-либо показать себя. То есть я, например, знала ответ на вопрос, но никогда бы не сказала, подождала, пока кто-нибудь другой ответит. Но мне самой было очень страшно. Мне помогли научиться брать ответственность», — поделилась Дарья Маюк, участница проекта «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодёжи с инвалидностью» с 2013 года.

Дарья — обладательница семи корон красоты, победительница многих конкурсов.  За время участия в них Дарья получила много новых знаний и обрела друзей и единомышленников. Это реализовалось в благотворительном проекте для девушек с инвалидностью «ИнСтиль», идея которого – в том, чтобы помочь девушкам с инвалидностью получить новые знания и навыки по уходу за собой и формированию собственного стиля, что в итоге помогает повысить самооценку и увидеть себя в новом качестве и с другой стороны. Дарья заболела в 14 лет, впоследствии приобрела инвалидность. Врачи до сих пор не имеют единого мнения о том, что случилось с девушкой.

«Лидерские качества нужны людям с инвалидностью, особенно тем, кто приобрёл инвалидность в сознательном возрасте и потерял веру в себя. У меня травма 2012 года, в 2014 году я пересел в коляску, втянулся в жизнь людей с инвалидностью. Ранее в моей жизни как таковых людей с инвалидностью не было. Я общался в обществе, где не было таких людей. Встречи и общение с успешными людьми с инвалидностью помогли посмотреть на этот мир с другой стороны. Понять, что даже после тяжёлой травмы у тебя есть будущее. У тебя есть возможность найти друзей, не сидеть дома, начать заниматься чем-то, осуществить свою мечту. Многие после тяжёлых травм закрываются в себе, а проект даёт возможность познакомиться с другими ребятами с инвалидностью, найти уверенность в себе и положительный настрой», — отметил Сергей Ризин, участник проекта «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодёжи с инвалидностью» с 2019 по 2022 год.

Сергей — участник спектаклей «Театральной Перспективы» и соавтор пьес, поставленных в театре Надежды Бабкиной. Также участвует во многих инклюзивных проектах и ведёт активную волонтёрскую общественную деятельность — проводит аудит доступности новых городских пространств, станций метро и пр. Мечтает побывать на Камчатке. 

«С профессиональной точки зрения проект показал мне возможности профессионального развития. Я понимала, что я учусь на психолога, но психологом быть не хочу, это не моё. Я хочу развиваться в творчестве, хочу другое направление, а что именно, смогла понять благодаря проекту. После школы впереди встал туман, никто ничего сказать не мог. Учителя иногда тактично, иногда напрямую говорили что-то из серии: школа, институт, а дальше института нет ничего. И с этими установками я жила и понимала, что хочу чего-то большего, но для этого нужно идти вперёд», — Татьяна Чистякова, специалист отдела развития лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью РООИ «Перспектива».

Татьяна — творческая личность, пишет стихи и является членом Ступинского литературного объединения «Родники». Была участницей проекта «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодёжи с инвалидностью», координатором которого является в настоящее время в РООИ «Перспектива».

«Людям с инвалидностью нужно развивать лидерские качества, потому что человек с любой инвалидностью замыкается в себе, а когда он участвует в каких-либо мероприятиях, например театральных постановках, он может заявить о себе, что он тоже способен на многое, как все нормальные люди. Участие в проекте дало открытие новых возможностей, понимание себя, уверенность в себе, творческое развитие, нашёл много друзей и единомышленников. Раньше я не знал, на что я способен, я боялся сцены, боялся, что растеряюсь, впаду в ступор, но всё сложилось хорошо. Научился не теряться и включаться в диалог с партнёром на сцене. Всё это благодаря “Театральной Перспективе”. Старайтесь искать в жизни то, что у вас будет больше получаться, вам будет нравиться, и вы будете находить вдохновение, что будет давать энергию двигаться дальше», — посоветовал Александр Борисовский, участник проекта «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодёжи с инвалидностью» с 2018 года по настоящее время.  

Александр — молодой человек с ментальной инвалидностью, однако это не помешало ему получить образование повара-кондитера и садовника. В настоящее время Александр нашёл по-настоящему любимое дело — он профессионально снимает видео и развивает свой YouTube-канал. 

«Не говорите, показывайте делом»

«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — говорил 40-й президент США Рональд Рейган. Действительно, в научных исследованиях о лидерстве есть чёткие критерии, определяющие лидера, и одним из таких качеств является общественное признание и уважение, а также способность вдохновлять и мотивировать окружающих на важные поступки и социально значимую деятельность. Помимо этого, теоретики лидерства, например, Тимоти Джаджа и соавторы, Брайан Хоффман и соавторы, Дэвид МакКеланд и Ричард Бояцис, выделяют следующие качества: экстраверсия, сознательность, открытость, порядочность, харизматичность, развитый интеллект, креативность, замотивированность, потребность во власти, коммуникабельность, кризис-менеджмент (умение решать непредвиденные проблемы), навык принятия решений, техническая осведомлённость, управленческие навыки. 
При этом, согласно разным подходам в выделении типов лидерства (поведенческое, ситуационное, эмоциональное), человек-лидер необязательно ведёт последователей за собой, но может быть поддерживающим коучем или вдохновляющим визионером. В первую очередь — для себя самого, и, как результат, — это замечают остальные, и именно тогда он становится вдохновителем и мотиватором для других. 

Что же из перечисленных лидерских качеств оказалось наиболее значимым для людей с инвалидностью? На первом месте — уверенность в себе, замотивированность и целеустремленность, ответственность и коммуникабельность, решительность.

«Стив Джобс говорил: не нужно спрашивать людей про айфон, потому что они не знают, что такое айфон. Давайте мы им покажем, а потом выяснится, что всем нужен айфон. С лидерством то же самое, не нужно никого убеждать, нужно показать своими делами, вот что я умею, вот что у меня есть, вот что я предлагаю, лидер должен заинтересовать. Главное — помнить, что ты — лидер тогда, когда и если то, что тебе нужно, нужно не только тебе, но и кому-то другому, то есть людям, которых ты за собой ведёшь», — отметил Дмитрий Чешев, амбассадор Фонда развития инклюзии в спорте «Больше чем можешь», параатлет, мотивационный спикер.

«Лидер — это человек, у которого есть стержень. Благодаря чему он может вести за собой людей. Это морально сильный человек, который, несмотря на сложные обстоятельства, не сломается. Его ломают, а он всё равно стоит на своём. Ему ставят “подножки”, он всё равно идёт. Поэтому профессиональные спортсмены — часто лидеры в своей сфере», — поделилась Анна, участница круглого стола «Встреча года…».

«Важное качество лидера — это рефлексия. Лидер должен осознавать свою цель, рефлексировать, понимать свои шаги и вести других людей. Лидерство — это на самом деле путь. Путь рефлексии, осознания своей цели, чтобы ты мог заражать других людей своими идеями и мыслями», — дополнила Екатерина, участница круглого стола «Встреча года…». 

«Небо не упадёт на Землю»

Большую роль в жизни человека с инвалидностью, особенно в период взросления и становления, играет окружение и семья. Вопрос «об удочке и рыбе» в этом контексте становится особенно актуальным. С одной стороны, члены семьи стараются максимально окружить заботой и поддержкой близкого человека и, как результат, оградить от опасности окружающего, иногда враждебного, мира, с другой — проблема развития, трудоустройства и реализации в профессии требует серьезного решения, но часто не находит его. Страхи, иждивенческая позиция и жалость к себе — то, что чаще всего останавливает человека, его любое развитие и движение вперёд. И именно здесь, как отмечают сами молодые люди с инвалидностью, происходит парадоксальная ситуация — развивая лидерские качества и обретая веру в себя, человек с инвалидностью помогает окружающим его родным и близким людям поверить в него, в его будущее и открытые  безграничные возможности и оказывать эффективную помощь и поддержку.

«Поддержка близких важна, но поддержка близких — это такое явление довольно странное, это и поддержка, и в то же время жалость, не совсем приятное ощущение: тебя жалеют, считают беспомощным. Мне кажется, тут больше надо с друзьями контактировать. Поддержка близких — это хорошо, но полностью в это лучше не уходить, иначе тоже начнёшь себя жалеть. Нужно не бояться и пробовать. Если не получится, ничего не произойдёт, небо не упадёт на Землю, любить тебя меньше не станут и из дома не выгонят. А если получится, приобретёшь что-то для себя. Именно это я поняла, когда прочитала книгу про стресс, готовясь к защите диплома. Есть такой метод: нужно свою неудачу преувеличить до размера невозможного. И тогда у тебя будет план, как действовать в этой сложной ситуации», — рассказала Дарья Маюк, основательница клуба красоты для девушек с инвалидностью «ИнСтиль». 


«Важно в жизни, прежде всего, верить в себя и понимать, что нет ничего невозможного. В то же время понимать, что есть что-то, что сейчас кажется невозможным. Вера в себя, целеустремленность, ничего не бояться, идти вперёд. Но страхи есть у любого человека, важно понимать, а так ли важно, чего ты боишься, перевешивает ли это саму цель. Если ты понимаешь, что это только в твоей голове всё, нужно отбрасывать и идти. Особенно если от тебя очень многое зависит и ты несёшь ответственность за себя и за людей, и у тебя нет времени на страх. Вера в себя, целеустремлённость, движение вперед, умение попросить поддержки, умение выдохнуть и остановиться, когда понимаешь, что есть какой-то тупик. Человек обретает уверенность в себе, веру в себя, расширяется круг общения, он видит, как живут люди с инвалидностью, какие есть возможности, делится опытом. И понимает, что всё возможно. Ещё важный момент — родители людей с инвалидностью, они тоже всё это видят. И начинают верить, меняют представления о собственном ребёнке», — поделилась Татьяна Чистякова, специалист отдела развития лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью РООИ «Перспектива».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*