Виктория Хопатько. Мечтать — не вредно. Вредно — не мечтать

Прочная дружба РГБМ и библиотечной системы Благовещенска началась в 2016 году, когда в составе группы РАНХиГС впервые на площадке Библиотеки для молодёжи появилась начальник управления культуры города Виктория Андреевна Хопатько и у неё возникло стойкое желание создать у себя молодёжную библиотеку.
Осенью 2022 года мы встретились с Викторией Андреевной, теперь уже заместителем мэра по социальным вопросам города Благовещенск, на открытии модельной библиотеки «Центральная» — пятой библиотеки, модернизированной в рамках Национального проекта «Культура». В 2023 году ожидается открытие ещё одной из 12 библиотек информационно-библиотечной системы города. 

— Сегодня Центральная библиотечная сеть Благовещенска известна всей стране, в городе одна за другой открываются модельные библиотеки, а всего лишь шесть лет назад библиотеки города находились в глубоком застое. Что послужило толчком к реформированию библиотечной системы, с чего всё началось?

— Скорее всего, самым главным мотиватором стало то, что система находилась не в том состоянии, в котором должна быть. Понятно, что и у муниципалитета стали закрадываться крамольные мысли: «А зачем нам вообще такое количество библиотек, целых 14?» 

В период оптимизации нам всё же пришлось две из них убрать. И это, надо сказать, никаким образом не отразилось на самочувствии ни города, ни граждан. Меня это удивило и, в общем, насторожило. Когда вроде бы библиотеки чистенькие, с фондом, но не востребованы. Они посещаются либо людьми уже достаточно преклонного возраста, которые всегда читали, а теперь просто нечем другим заняться, либо организованными группами детей-школьников, которых приводят на занятия, классные часы и т.д. 

Мы пытались понять, в чём проблема, что нужно предпринять. На тот момент мы уже реализовывали концепцию развития культуры в Благовещенске — с определёнными принципами, со своими задачами, прогнозируемым результатом. И востребованность библиотек — как раз такой прогнозируемый результат. 

Пришлось заменить руководителей ЦБС. Мы начали подбирать руководящий состав, который смог бы ситуацию изменить. Иначе говоря, нужны были антикризисные менеджеры. Поэтому во главе системы встали не библиотекари, а профессиональные управленцы. Я предложила им: «Представьте, что вы — посетители, читатели библиотеки. Давайте подумаем, как сделать библиотеку такой, куда вам самим хотелось бы прийти». Мои коллеги озадачились вопросом, что нужно сделать, чтобы посещение библиотеки стало интересным, важным, значимым, стало образом и нормой жизни. Поэтому первым действием после осознания глубокого кризиса и глубоких проблем и стала смена руководства. 

Наконец, существенное значение имело и моё знакомство с деятельностью Российской государственной библиотеки для молодёжи. В 2016 году РАНХиГС реализовал большую президентскую программу для руководителей органов местного самоуправления и министерств в сфере культуры. В рамках этой программы мы осваивали не только теоретические основы модернизации в сфере культуры, но ещё и знакомились с лидерами культуры по тем или иным направлениям, причём не только в аудиториях, но и выходили непосредственно в организации.

 Вы — убеждённый сторонник проектной деятельности в области культуры. В чём выражается то, что даёт организации работать по проектам? Как это помогает городской власти понять, какое учреждение культуры стоит поддерживать финансово и материально? 

— Если говорить о реформировании, модернизации, трансформации конкретно библиотечного обслуживания в городе, то здесь проектные технологии сыграли ключевую роль. Выше мы говорили о мотиваторах, небольших секретах того, как преображалась библиотечная система — здесь проектные технологии помогли нам решить кадровую проблему. По большому счёту, для нас они стали неким механизмом осовременивания и обновления кадров, имевшихся на тот момент. 

Мы взяли для себя достаточно высокую планку. Во-первых, уже с 2012 года муниципалитетом был введён муниципальный грант в сфере культуры и искусства. Он дал нам возможность создать конкурентоспособную среду в сфере культуры: не только муниципальные организации получили право участвовать в конкурсах и выигрывать денежные средства, но и любые общественные, некоммерческие организации. А это уже конкуренты муниципалам. 

Денежные средства уже выделялись организации не за факт её существования — их необходимо было обосновать социальной значимостью, актуальностью, инновационным компонентом и т. п. И вот тогда все, в том числе библиотекари, призадумались: если есть структура, которая способна лучше, чем они, реализовать их направление работы, зачем тогда нужны они. 

Фактически с помощью проектных технологий шло обучение, создание проектных групп. Первые победы, когда начинали люди достигали успеха совместно, конечно, же сплачивали, объединяли, побуждали искать себе партнёров. Иными словами, появился некий ресурсный подход. Проектные технологии помогли сотрудникам повысить квалификацию, дали понимание того, что нужно меняться, нужно не просто идти в ногу со временем, а стремиться опережать его. Иначе останешься на обочине. 

К чему мы пришли? Часть сотрудников смогла перестроиться, и это огромное достижение, в первую очередь, их самих. Кто-то из старой гвардии стал настолько успешным, что участвовал в создании модельной библиотеки в рамках национального проекта, кто-то осознал, что это не его, не принял эту систему, но понял, что способен изменить свою жизнь, делать что-то другое, и сменил место работы. А кто-то наоборот, пришёл в неё. В итоге, проектные технологии позволили нам повысить статус библиотеки вообще и роль самого библиотекаря. Сейчас это люди креативные, творческие, интеллектуальные, с критическим мышлением, понимающие, что многое, если не всё, зависит от них самих. 

Ну, и конечно, для муниципалитета это очень важно. Мы же понимаем, что в городе с 230 тысячами жителей социальная сеть не такая обширная, как, например, в городе-миллионнике, соответственно и кадровый потенциал не настолько богат. Однако с помощью проектных технологий мы привлекаем к себе людей не только из нашей сферы, но всех, кому интересно реализовать тот или иной проект. Это и научное сообщество, и краеведы, и учителя, и врачи, и строители…

Хотелось бы сказать и о ресурсном подходе. Мы понимаем, что денег никогда много не бывает, особенно в библиотечной отрасли, поэтому так важно привлечение финансов. На один рубль бюджетных средств может быть привлечено вплоть до 10 рублей дополнительных денежных средств. Наконец, есть возможность быть всегда на пике различных социальных проблем, вносить вклад в решение социально-экономических вопросов самого муниципалитета. 

Проекты настолько разнообразны, что они не затрагивают только тему библиотек. Но библиотеки — это базовые площадки. И как долгосрочный результат, их сотрудники уже стали неким кадровым резервом. Например, тех, кто достойно себя проявил в работе со СМИ, можно увидеть в разных организациях, вплоть до правительства Амурской области и администрации города. 

— Можете ли вы назвать какой-то конкретный библиотечный проект, который особенно был важен и полезен для горожан или для власти?

— Да, конечно! Их достаточно много, но проекты краеведческой направленности, я считаю, — наша самая сильная сторона. И не только потому, что они привлекают к себе истинных, так скажем, граждан нашего города, тех людей, которые беззаветно любят Благовещенск, вносят вклад в его развитие, в сохранение истории, но ещё и потому, что мы реализовали то, о чём позже стали говорить в концепции развития библиотечного дела региона. Что имеется в виду? Краеведческие проекты позволили нам совместить библиотечную и музейную деятельность. Это первая победа. Вторая — когда мы с помощью проектных технологий открыли народный музей как структурное подразделение нашей библиотечной системы с функциями методического центра. 

Мы начинали с 40—45 городских музейных пространств, а сейчас таких пространств уже не менее 70! Они расположены не только в образовательных организациях — школьные-то музеи мы давно посчитали… Например, у нас есть музей аптекарского дела в частной аптеке, музей пенсии в пенсионном фонде, музей пожарных в МЧС и т.д. Открыв для горожан и объединив эти музейные пространства, библиотеки, конечно же, сделали большое дело в плане патриотического воспитания населения. И это не казённые слова. Мы глубоко убеждены, что любой патриот, гражданин начинается вот здесь, с малой Родины. 

В народном музее огромное количество краеведческих инициатив и проектов. Вот проект «Город, улица, квартал»: неравнодушные горожане сами к нам присоединяются, становятся «народными экскурсоводами», проводят экскурсии по своим маршрутам (маршрут моего детства; маршрут, важный для моей семьи). Вы представляете, насколько это важно для самореализации человека и насколько это важно для города! 

Или замечательные выставки народного музея, которые рассказывают о каком-нибудь конкретном человеке. У нас была история, когда пришёл человек и сказал: «А у меня отец ветеран Великой Отечественной, но у него нет орденов, нет медалей, но он прошёл вот такой путь, и для меня он герой, для меня он самый важный человек. Можно сделать о нём мемориальную выставку?» Эту выставку придут и посмотрят, потому что мы информируем горожан, формируем группы, да просто из интереса можно прийти посмотреть. Это, конечно, для городского сообщества очень важно.

 Есть выражение «Кадры решают всё». Насколько оно применимо к реформированию библиотечной системы Благовещенска? Кто те первые революционеры, которые взялись за сложное дело перевода библиотеки на современные рельсы? 

— Действительно, кадры решают всё. У нас это сработало на сто процентов, если не на двести. К счастью, антикризисные менеджеры, которые пришли в библиотечную систему, имели управленческий опыт. Но этого недостаточно — нужны креативный потенциал, желание творить благо и расти, постоянно совершенствоваться. Всё это было у Оксаны Владимировны Климовой, директора ЦБС, и её заместителя Татьяны Сергеевны Поздеевой, пришедших в библиотеку из сферы спорта. Поэтому достаточно быстро, благодаря их инициативе и энергии, у нас появились первые модельные библиотеки. Сейчас они вернулись в спортивную отрасль, выполнив роль своеобразных мотиваторов, движка, заложив основу для дальнейшего системного развития. Сейчас системой руководит Александра Анатольевна Рихновец. Она не просто идёт по этому пути дальше, не только не снижает планку, но нарабатывает своё. 

Поэтому повторюсь: кадры и в самом деле решают всё, и мы в этом убедились. На сегодняшний день состав библиотечных специалистов достаточно прогрессивный и молодой. Средний возраст 32–36 лет. Но дело даже не в этом. Важно, что даже те сотрудники, которые по разным обстоятельствам ушли из библиотечной профессии, возвращаются и уже на общественных началах вместе с молодёжью ведут ту или иную проектную деятельность. Это же здорово! 

— Известно, что молодёжи вы уделяете особое внимание. Первой реформированной библиотекой стала именно Библиотека для молодёжи. Какой потенциал вы видите в молодых специалистах? 

— Я думаю, что одно из самых значимых действий, которые мы совершили, — это как раз модернизация молодёжной библиотеки. Нам очень важно было посмотреть, как отнесётся к ней молодёжь. Если она поверит и воспримет это пространство как своё, будет приходить сюда, инициировать проекты, предлагать идеи, тогда действительно имеет смысл развиваться дальше. Мы же понимаем, молодёжь каждый день познаёт что-то новое и старается самое дерзкое воплотить в жизнь. 

Кстати, история создания первой в Благовещенске молодёжной библиотеки очень интересная. Это сейчас муниципалитет настолько подключился к созданию модельных библиотек, что, как правило, вклад муниципального бюджета в создание модельной библиотеки в 2—3 раза выше, нежели федерального. 

А вот в первой библиотеке был совершенно иной подход. Начиная модернизацию библиотек, мы много чего «намечтали», разработали концепцию развития библиотек города Благовещенска. 

Когда же посчитали, во сколько может обойтись нам модернизация пространства молодёжной библиотеки, то получилось около пяти с чем-то миллионов. В 2017 году для города это были весьма ощутимые деньги. Тогда библиотеки только-только приступили к вопросам своего переустройства, и трудно было решиться выделить несколько миллионов из местного бюджета на, так сказать, «умирающие библиотеки». 

Приходилось доказывать необходимость этого шага. 

Первая библиотека была фактически воздвигнута методом «народной стройки» — было привлечено достаточно много социальных партнёров. 

Дизайн первой библиотеки, к примеру, делала кафедра дизайна АмГУ со своими студентами. И это очень важно. Когда ректор университета пришёл посмотреть на открывшуюся в новом качестве библиотеку, он был очень удивлен: оказывается, у него есть такие талантливые студенты с яркими проектами! 

Были у нас и те, кто в качестве трудовой повинности за какое-то нарушение проводил в этой библиотеке ремонт (и это тоже интересный опыт, интересная практика). 

Часть материалов мы нашли, что-то предоставили социальные партнёры, что-то закупили. А руки-то чьи? Те, кто за хулиганство должны были отрабатывать 15 суток. Как в комедии Гайдая, когда спрашивали таких, кто куда готов пойти на отработку, вот в нашем случае спрашивали: «Кто пойдёт в библиотеку?». Те, кто посмеялся и поднял руки, после недельной отработки взмолились: «Библиотека? Мы-то думали, что там нужно пыль с книжек смахивать или что-то почитать, а оказывается, там надо передвигать постоянно мебель, что-то делать своими руками и т.д.». Хотя некоторые из них потом стали такими друзьями библиотеки, что до сих пор приходят и помогают — уже на добровольной основе. Это тоже очень важно, на самом деле. 

 Поколенческий конфликт «отцов и детей» как разрешается в библиотеках? Что вы думаете о перспективах идеи наставничества?

— Наставничество — это очень важно сегодня. Вот я говорила про наших молодых лидеров Оксану Климову и Татьяну Поздееву. Да, они пришли из спорта, но, проанализировав деятельность библиотек, первое, что они сделали, — это прошли серьёзную, многоуровневую профессиональную подготовку. Они учились библиотечному делу для того, чтобы понять его суть и помочь коллективу перестроиться. И для этого нужно знать всё изнутри. Поэтому очень важен опыт поколений, очень важен. 

И система наставничества у нас сейчас очень органично объединяется с молодёжным творчеством. У нас есть модельная библиотека детского развития им. Петра Комарова, руководит которой Татьяна Владимировна Кокорева. Это человек, можно сказать, старой библиотечной формации, но она смогла понять и воспринять новое время, новые подходы. И сейчас помогает молодым людям, которые приходят в библиотеку, познать основы библиотечного дела, азы профессии. При этом она понимает, что и как нужно сделать, чтоб быть на современной волне, и прислушивается к молодёжи. 

 Вы сейчас отвечаете за всю социальную сферу города, включая культуру. А ведь есть ещё сфера бизнеса. Какие партнёрские связи должны налаживать библиотеки с ней?

— Примеров достаточно много, приведу лишь некоторые. Вот сейчас мы с вами находимся в библиотеке-обсерватории. И, конечно, у неё— связи с научным сообществом, с учительством, с бизнесом в части репетиторства. Ведь есть индивидуальные предприниматели, которые занимаются этими вопросами, что прекрасно укладывается в концепцию библиотеки-обсерватории. 

Или бизнес, который занимается технологиями… Ну, начиная с самого простого — выращивания и продажи микрозелени. И здесь есть большой пласт совместной работы по использованию их опыта в этом направлении, к этому «подвязывается» и литература, и мероприятия. 

Бизнес в сфере здравоохранения, лечебные учреждения, частные медицинские центры — постоянные партнёры библиотечной системы: это и просветительские акции, и совместная работа в плане здоровьесбережения. На базе нашей библиотечной системы реализуются корпоративные программы здоровья. 

Если мы говорим про связь библиотеки с бизнесом в части материально-технических ресурсов, то, например, у нас фасады всех модельных библиотек имеют подсветку. Подсветка эта произведена за счёт мецената — Дальневосточной распределительной сетевой компании. Для них подсветка всех библиотек и социальных учреждений — это определённые статусные вещи, ну, а для нас это освещение территорий и т.д. Тут прямо напрашивается параллель: они дают нам свет — мы несём свет знаний людям…

 

 

 Благовещенск — пограничный город. Как вы взаимодействуете со своими китайскими коллегами? Как реализуется идея межгосударственных, межнациональных коммуникаций?

— На базе информационно-библиотечной системы Благовещенска работает российско-китайский центр «Приграничье». Из-за пандемии сотрудничаем мы пока только в онлайн-режиме. Есть интересные совместные практики — обмен книгами, проведение совместных конференций, встреч, различных творческих мероприятий. Раз в год проводится писательско-издательский форум российско-китайской направленности. 

Мы не только сотрудничаем в рамках библиотечного сообщества, погружаем друг друга в тонкости и особенности библиотечного дела двух стран, рассказываем о своих читателях и о литературе, которая наиболее востребована. Фактически через всё это мы знакомим жителей двух городов — Благовещенска и Хэйхэ́, помогаем им лучше понять наши национальные культуры. 

Вот, к примеру, в онлайн-режиме наша молодая художница Анна Тюрина представляла свой проект «Китай, я соскучилась»: картины, созданные из фотографий в различных техниках. Это совместный проект Анны и китайского художника, журналиста… А мы, администрация города Благовещенска и правительство города Хэйхэ, в рамках официальных переговоров в онлайн-формате организовали своеобразный мост дружбы. А инициатива исходила-то от библиотечной системы.

— Какую книгу сейчас вы читаете?

— Недавно дочитала, буквально за одну ночь, книгу краеведа Анатолия Рубцова. Книга насыщена такими трепетными воспоминаниями о детстве, юности автора, которые прошли в Благовещенске! Она интересна прежде всего точным воссозданием атмосферы города тех далёких лет. Я почерпнула много интересных вещей, связанных с укладом жизни горожан 60–70-х годов двадцатого века. У писателя очень лёгкий слог, и я отдыхала, когда читала её. 

Ну что ж, Виктория Андреевна, большое спасибо вам за рассказ. Вы с вашими коллегами за очень короткое время вдохнули вторую жизнь в библиотеки Благовещенска, сделали их привлекательными, интересными и, главное, очень нужными и для горожан, и для всего библиотечного сообщества страны. Удачи!

 

Вопросы задавала Ирина Михнова