Для того, чтобы достичь прогресса в любой области, необходимо основываться на фактах, отворачиваясь от ограничивающих убеждений и ложных установок. Когда речь идёт о работе с целевыми аудиториями, особенно такими непростыми, как молодёжь, важно уметь взглянуть на ситуацию их глазами. Эти две возможности — развенчания мифов и «взгляда изнутри» — предоставляют репрезентативные социологические исследования. Руководитель направления открытых исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ Евгения Бычкова делится с нашими читателями любопытными итогами исследования «Книжное дело — 2022. Литературные предпочтения российской молодежи, выбор книг, отношение к библиотекам».
Задумывая исследовательский проект «Книжное дело — 2022. Литературные предпочтения российской молодежи, выбор книг, отношение к библиотекам», эксперты НАФИ ставили себе целью узнать, насколько оправдано мнение о том, что современная российская молодёжь пренебрегает чтением, чем она руководствуется, сталкиваясь с огромным количеством книг на полках магазинов и библиотек, какие литературные жанры предпочитает. А также — понять, как можно поспособствовать увеличению доли активных читателей в российской молодёжной среде и росту интереса к библиотекам.
В представленной статье вкратце изложены результаты этого масштабного проекта, реализованного с помощью собственной исследовательской онлайн-панели НАФИ — Тет-о-Твет-Мтм. В опросе приняли участие 1000 молодых россиян в возрасте 14–35 лет из всех регионов страны. На Тет-о-Твет-Мтм мы регулярно проводим опросы по различным темам, таким как образование, медицина, культура и искусство, рынок труда, путешествия и другие в формате ежедневных коротких вопросов и полноценных исследований, за участие в которых респонденты получают денежное вознаграждение. Чтобы попасть в базу респондентов, достаточно зарегистрироваться на сайте исследовательской онлайн-панели и заполнить короткую форму, после чего на указанную в ней почту начнут приходить приглашения к участию в подходящих по теме опросах.
Правда ли, что молодёжь не читает?
Среди взрослых россиян распространено мнение о том, что современная молодёжь совсем не уделяет время чтению. Привыкшие потреблять информацию в «быстрых» форматах (инфографика, короткие видеоролики и т. д.) молодые люди едва прикасаются к произведениям школьной программы по литературе, не говоря уже о том, чтобы самостоятельно интересоваться книгами. Но так ли это на самом деле? Действительно ли чтение становится «рудиментарным» навыком, а книжный формат (особенно бумажные книги) уходит в прошлое?
Результаты нашего исследования показали: отсутствие самостоятельного интереса российских подростков и молодёжи к чтению — миф. Книгами интересуются и хотя бы эпизодически их читают две трети россиян 14–35 лет (67%; среди взрослого населения по разным оценкам — 60–90%).
Однако темпы чтения молодых россиян, интересующихся книгами, действительно невелики. Число книг, прочитанных за год, у двух третей из них не превышает 10. Четверть представителей читающей молодёжи уделяет книгам менее одного часа в день.
Менее половины респондентов хотя бы изредка (раз в год) пользуются услугами общественных или электронных библиотек. Самая высокая доля тех, кто посещает «физические» библиотеки — среди школьников 14–17 лет. Чем более взрослыми и занятыми становятся девушки и юноши, тем чаще они делают выбор в пользу электронных книгохранилищ.
Кто самый активный читатель?
Результаты исследования НАФИ показывают, что наиболее активными читателями являются девушки. В целом доля книголюбов среди них заметно выше, чем среди юношей (72% и 57% соответственно). Треть молодых читательниц (35%) в год читают более 10 книг (среди читателей-юношей эта доля составляет 23%). Девушки уделяют чтению больше времени ежедневно.
Это может показаться странным, но более энергичными читателями являются также представители самой занятой категории молодёжи — подрабатывающие студенты.
Какие книги любят?
Литературные предпочтения российской молодёжи подтверждают две распространенные гипотезы: стремление многих читателей «скрыться» в книжных мирах от действительности (поэтому выбираются книжные вселенные, максимально отличающиеся от реальной жизни); попытка в ненавязчивой форме получить ответы на свои вопросы, «советы» о том, как поступать в различных ситуациях и решать проблемы, усвоить жизненные уроки (этим объясняется популярность художественной литературы, с персонажами которой можно себя ассоциировать и «вместе» с ними преодолевать препятствия на пути, а не нон-фикшн, где информация подаётся прямолинейно).
Большинство молодых российских читателей (60%) предпочитают художественную литературу, и в каждом втором случае это книги в жанре фантастики и фэнтези. Чуть менее популярны любовные романы (аудиторией которых являются в основном девушки), приключенческие произведения (ими интересуются преимущественно юноши).
Помимо художественных, молодые читатели нередко выбирают книги по психологии и саморазвитию (чаще подобной литературой увлекаются девушки), исторические и научно-популярные произведения (выбирают 22% молодых читателей, преимущественно юноши).
Самым распространённым форматом среди молодых читателей остаются бумажные книги, догоняют их по популярности электронные (читают 90% и 83% молодых россиян, интересующихся книгами, соответственно). Аудиокниги по распространенности несколько отстают (их слушают 56% представителей российской читающей молодёжи).
Молодые читатели опровергают популярное мнение о своей чрезмерной подверженности влиянию окружения. 44% утверждают, что при выборе книг ориентируются только на собственные интересы и вкусы. Треть (31%) руководствуется книжными обзорами. 29% и 27% соответственно прислушиваются ко мнению друзей или полагаются на информацию, найденную в соцсетях.
Барьеры к чтению
Крайне редко участники исследования признаются в том, что барьером к чтению для них становится непосредственно нелюбовь к книгам. Возможно, препятствием для откровенности здесь является давление распространённого стереотипа, согласно которому интеллигентный человек обязательно должен увлекаться чтением, а говорить о равнодушии к литературе стыдно.
Некоторые молодые россияне указывают на элементарное отсутствие привычки к чтению книг и в целом не придают значения данному виду деятельности. Здесь прослеживается роль социокультурной среды: согласно результатам другого нашего исследовательского проекта, посвящённого семейному чтению, дети, родители которых сами любят читать и охотно разделяют это увлечение с близкими, гораздо чаще проявляют самостоятельный интерес к книгам.
В числе причин отказа от чтения называется и постановка в приоритет других видов активности, хобби, общения с друзьями.
Чем старше представители молодёжи, тем чаще они ссылаются на отсутствие времени и сил на чтение. Это тоже вполне объяснимо: молодые люди в возрасте 25–35 лет — часто уже трудоустроенные специалисты, имеющие маленьких детей или детей-подростков и вынужденные распределять время между профессиональными и семейными обязанностями, нередко в ущерб личным интересам.
Чем помогают библиотеки?
Расширение границ
Один из ключевых моментов, в котором сходятся эксперты (академики, представители издательского бизнеса и НКО, связанных с книжным рынком): библиотеки являются пространством для читательских экспериментов, помогают выбрать из множества жанров и книг наиболее подходящие для себя и знакомиться при этом с качественными образцами. Ведь при создании библиотечных подборок учитываются такие критерии, как литературная ценность произведения, уровень и др. Сотрудники библиотек помогают читателям не только погрузиться в море книг, но и сориентироваться в нём, найти свой фарватер. Так реализуется непосредственная функция библиотек — просветительская.
В контексте работы с представителями молодёжи эта функция приобретает особую актуальность, поскольку сегодняшние молодые — завтрашние родители (а возможно, это люди, уже имеющие маленьких детей). Поэтому, с одной стороны, библиотеки помогают выбирать качественную литературу, в том числе и для детей, с другой — формировать у детей модель поведения человека читающего. Давно научно установленный факт — дети копируют поведение родителей и перенимают их жизненные привычки.
Место для общения
Функцию популяризации чтения всегда проще реализовать, если опираться на уже существующие интересы человека. В контексте работы с молодёжью это подразумевает создание такой библиотечной среды, которая позволяла бы подросткам и молодым взрослым выбирать чтение не вместо других хобби и общения с друзьями, а вместе с ними.
Во многих российских библиотеках активно проводятся различные интересные для молодёжи мероприятия, лекции, мастер-классы, курсы и занятия. Проблема в том, что информация о них далеко не всегда доходит до адресатов. Решить её можно с помощью правильного выбора каналов коммуникации — например, активного анонсирования событий в группах и сообществах в социальных сетях, где концентрируется молодёжь.
Формирующее пространство
Бытие определяет сознание. К автору этой фразы можно относиться по-разному, однако её справедливость в контексте влияния среды на личность человека сложно отрицать.
Применительно к обсуждаемой теме это означает, что библиотеки сами становятся для молодёжи социокультурным пространством, которое влияет на формирование личности и усвоение полезных привычек и культурных установок, не заменяя, но дополняя влияние семьи и учреждений образования.
Главными задачами сотрудников библиотек видится привлечение целевой аудитории, помощь в погружении в комфортную, одновременно «ламповую» и технологичную литературную среду. А дальше дело для молодых читателей останется за малым — только протянуть руку и взять с полки книгу.
Оставьте первый комментарий