Никита Олендарь


Какие книги желательно успеть прочитать к 30 годам? Своим взглядом на «обязательную полку» делится Никита Олендарь, заведующий отделом социокультурной деятельности Донецкой республиканской библиотеки для молодёжи (ДНР).

 

Евангелие

Сколько не читаешь, всё равно не можешь начитаться! Мысль не моя и далеко не новая, но лучше и не скажешь! Читать и перечитывать. И изредка пытаться соответствовать.

 

Николай Фёдоров «Музей, его смысл и назначение»

Первый труд русского космиста Фёдорова, благодаря которому мне стал понятен автор, а сам текст я воспринял больше как инструкцию, понукание к действию. Колоссальной важности работа, обязательная для прочтения библиотекарям, музейщикам, архивариусам, археологам, краеведам. Да и вообще всем. Термин «музей» с лёгкой фёдоровской руки обретает иной смысл: теперь Музеем становится вся реальность, где отжившее восстанавливается в жизни при активном участии нынешних поколений. Фёдоров весьма своебразен, «попасть» в его контекст непросто. Есть тексты непроходимые, особенно неподготовленному читателю. Для меня лично «Музей» и стал тем самым порогом вхождения. Поэтому смело рекомендую.

 

Эрнст Юнгер «В стальных грозах» 

Когда учёный, философ, писатель и солдат — это один и тот же человек. Книга — художественно обработанный дневник участника Первой мировой войны, то есть самого Юнгера. Того, кто по сей день вдохновляет, несмотря на технологичность новых войн, быть благородным рыцарем, романтиком из другой эпохи.

 

Марк Аврелий «Наедине с собой» 

В чём соль стоицизма? Отвечает римский полководец и мыслитель: ты — часть Целого, и если тебе выпали лишения, значит, кому-то суждено благо, пропорция соблюдена, разве можно на это роптать? Текст укрепляющий: помогал, и не раз. Испытан военным походом, во время которого я его и читал.

 

Фёдор Достоевский «Записки из мёртвого дома» 

В темноте острожной жизни увидеть свет, в закоренелых преступниках — христолюбцев, ликующих на Рождество. Как сказал мне один священник: «Никто из наших братьев не привёл в Церковь столько людей, сколько Достоевский».

 

Фридрих Ницше «Человеческое, слишком человеческое»; «Так говорил Заратустра»; «Ecce Homo» 

Предвосхитив крах, обмельчание европейской культуры, Ницше остался одним из тех чистых горных источников, к которым припадают, чтобы оздоровиться. Помогает здоровью и его метод «философствовать молотом». Ницше — диагностик и пророк, который на Западе, увы, так и не нашёл своего Бога. Также жаль, что Достоевский оказался для него только «психологом», не раскрылся во всю свою ширь.

 

Николай Бердяев «Самопознание» 

Когда я спросил у своего научного руководителя, доктора философских наук, академика Дмитрия Музы, что мне почитать, он посоветовал «Самопознание» со словами: «Заставляет пульсировать мысль». В действительности так и вышло. Афористичный, бессистемный стиль Бердяева, недовольство плотью мира, прорыв к Богу через творчество, духовный анархизм — разве это может оставить равнодушным неискушённого студента? Перечитывал «Самопознание» и позже, книга не теряет свой запал, даже омолаживает!

 

Генри Дэвид Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» 

Упростить до минимума жизнь, чтобы выяснить настоящие потребности, достойные человека. Я смеюсь и говорю, что Торо — минималист здорового человека. 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*