Книжная ярмарка — важное событие не только для издательства. Как найти себя на этом празднике чтения библиотеке? Поразмышляем об этом на примере деятельности РГБМ.
В советские годы было проще: библиотеки жили своей жизнью, получая книги и обслуживая запросы читателей, издатели решали свои задачи, реализуя утверждённый план выпуска, а специальные организации обеспечивали библиотеки и книжные магазины необходимой печатной продукцией. Прямое взаимодействие между издателями, книготорговцами и библиотекарями не имело приоритетного значения. Всё шло по плану, как в песне.
Представители старшего поколения наверняка помнят то время, когда, после распада СССР, вся цепочка взаимосвязей издательской, книготорговой и библиотечно-библиографической системы начала рушиться. Книжный мир как будто распадался на атомы: какие-то организации (или даже их структурные подразделения) стали частными, какие-то перепрофилировались, какие-то разорились, не удержавшись на плаву в бушующем море коммерции. Только библиотеки остались, как и прежде, государственными. Видимо, приватизировать их просто не пришло никому в голову.
Со временем сложился новый издательский рынок со своими гигантами и маленькими нишевыми проектами. Появились разного рода книготорговые сети и яркие независимые книжные магазины, привлекающие покупателя уникальной атмосферой, тематическими подборками и прочими особенностями. Библиотечный мир в России тоже эволюционировал.
Неизменной осталась наша общая цель: нам всем важно удержать читателя, сделать чтение не только профессиональным инструментом, но и популярным способом досуга — приобщить к чтению в самом широком смысле. И сегодня кажется уже очевидным, что взаимоотношения между издательствами, библиотеками и книжными магазинами должны быть более тесными, потому что это необходимо для выживания всех активных участников книжного дела. Но как это взаимодействие выстраивать не до конца понятно, а многие важные решения достигаются и вовсе опытным путём.
В борьбе за внимание читателя операторы книжного дела хватаются за любые возможности. Например, использовать несвойственные их среде инструменты. Так книжные магазины запускают библиотечные услуги, издательства открывают шоурумы с возможностью проведения досуга и покупки книг… Но есть и другой способ — совместно участвовать в общих форумах, книжных фестивалях, предлагая читателю быстрый доступ ко всему многообразию услуг, форматов чтения и работы с интеллектуальным контентом. Чтобы, выйдя из павильонов книжной ярмарки, читатель уже имел ориентиры: за новостями каких издательств следить, чьими рекомендациями пользоваться, где проводить досуг или искать важную профессиональную поддержку.
В чём же смысл участия библиотеки в книжной ярмарке, и каким оно должно быть? Для многих ответ не очевиден до сих пор. И правда: продавать-то им особо и нечего. Задействовать своих сотрудников в организации лекционной программы — не все могут себе позволить, да и кто же книжки выдавать будет? Кого-то отсутствие ориентиров останавливает, других наоборот, подталкивает к действию.
Полагаю, «выход библиотекаря из шкафа» обусловлен двумя обстоятельствами. Первое заключается в том, что благодаря методичной деятельности Российской государственной библиотеки для молодёжи с начала 2010-х годов всё больше молодёжи стало появляться в числе сотрудников библиотек. А благодаря возможности объединяться в молодёжные советы молодые специалисты получили возможность влиять на изменения, которые способствуют популярности библиотеки. Второе — необходимость регулярно доказывать органам власти, от которых зависит бюджет, что библиотеки действительно нужны населению. То есть, надо каким-то образом быть «видимыми» в глазах городского или регионального начальства.
Библиотеки стали выходить в город. Участие в книжном фестивале — это один из путей такого выхода. Основные форматы работы — запись читателей в библиотеку, проведение конкурсов и викторин для школьников, буккроссинг, мастер-классы (от оригами и рисования до создания авторских кукол). Когда библиотека выступает организатором фестиваля, то к этому списку добавляются встречи с местными писателями, творческие встречи или тематические лекции спикеров, которых удалось привлечь.
Из федеральных библиотек в коммуникации с крупными книжными форумами наиболее деятельной обычно была РГДБ. Что же касается Библиотеки для молодёжи, то наше активное присутствие на этой арене началось через создание уникального продукта — «Премии Читателя», — и проектов Центра рисованных историй.
Конечно, специалисты РГБМ, как эксперты в разных областях, и раньше участвовали в мероприятиях книжных ярмарок. Но эта работа не имела системного характера, если только речь не шла о специализированных программах, ориентированных на библиотекарей. Всё изменилось осенью 2020 года, когда Центр рисованных историй РГБМ отмечал своё десятилетие и нужно было громко об этом заявить.
Сразу стало ясно, что юбилей Центра необходимо отразить в повестке ближайших крупных книжных форумов, на тот момент — ММКЯ и non/fictioN. Но специальных средств для пиара не было, а устраивать очередную панельную дискуссию или презентацию, которая затеряется среди прочих подобных, — не резонно. Тогда мы задались главным вопросом: а что мы сами можем дать ярмарке? Что мы можем придумать такого, что работало бы на основные задачи книжного фестиваля и в то же время было полезно нам?
Мы нашли своё решение. Осенью 2020 года на ММКЯ нами была организована большая программа, посвящённая юбилею Центра рисованных историй РГБМ. Она состояла из торгового блока «Линия комиксов», где под нашей эгидой были представлены издательства, специализирующиеся на разных видах рисованных историй. Специально для ММКЯ был придуман формат «Комикс-поинт РГБМ» — это отдельный стенд, где по расписанию устраивались автограф-сессии комиксистов, причём участие для художников было бесплатным и в довесок они могли свободно продавать свои оригинальные рисунки, авторские зины или книги из собственной коллекции. Несомненная польза для ярмарки от этого состояла в том, что у каждого комиксиста была (и есть) своя аудитория, которая через его соцсети узнавала о ярмарке и спешила на личную встречу с кумиром. Кстати на ММКЯ в 2023 году на комикс-поинте удалось собрать более 20 авторов! Не обошлось и без блока проблемных дискуссий, на одну из которых, пользуясь авторитетом Центра рисованных историй, мы, пусть и в формате онлайн, смогли пригласить культовых исследователей девятого искусства, среди которых были Пол Граветт (Великобритания) и Скотт МакКлауд (США).
Опыт такой работы оказался удачным, и РГБМ в лице Центра рисованных историй стала традиционным куратором блока «Комиксы» на фестивалях ММКЯ, non/fictioN и «Красная площадь».
Конечно, мы не призываем всех «ударяться» в комиксы. Необходимо найти свой ответ на вопрос, чем библиотека может быть полезна книжной ярмарке? Что такого уникального и полезного можно предложить, что выгодно представит библиотеку и библиотечные услуги? С этого определённо следует начинать.
Другой важный аспект взаимодействия библиотеки и книжного фестиваля — ориентация на книгу. Но не книгу вообще, а на конкретную, недавно вышедшую, актуальную, которую можно приобрести здесь же на ярмарке или получить для временного пользования в библиотеке. Учитывая, что бумажные версии изданий не всегда попадают на полки библиотек оперативно, особое значение приобретает коллаборация библиотек с интернет-магазинами электронных книг. К примеру, записавшись в РГБМ, можно получить доступ к бесплатному чтению книг на «Литресе». Всё это — хорошая почва для организации на ярмарке полезного контентного блока.
Не стоит игнорировать ещё один важный навык библиотекаря — умение объяснить, как ориентироваться в книжном пространстве, какие книги читать. И если на крупных книжных фестивалях, где задействованы лучшие силы страны, с рекомендательной библиографией всё в порядке, то на региональных фестивалях такого рода помощь со стороны библиотекарей — очень даже интересна и востребована. Главное — отказаться от превращения выступлений про новинки, представленные на ярмарках, в научно-популярную лекцию. Но этот навык приходит с опытом.
К слову, в январе 2022 года было опубликовано поручение Президента РФ о выработке предложений по дополнительной поддержке книжной отрасли. И сегодня с подачи Минцифры стимулируется развитие системы книжных фестивалей по всем регионам страны. Так, организация «Экспо-парк Выставочные проекты», устраивающая выставку non/fictioN, в 2023 году уже провела книжные форумы в Иваново и в октябре готовит большой фестиваль во Владивостоке. Стоит также назвать проект «Книги в городе», фестивальное движение «Книжные маяки» и другие масштабные инициативы, ориентированные на поддержку книгоиздания. Грамотное участие библиотек в этом процессе было бы очень кстати.