Своими наблюдениями о том, почему библиотеки являются ключевым элементом социальной инфраструктуры в современном мире, с какими трудностями они при этом сталкиваются, какие задачи им приходится решать в период кризисов, делится Николай Маляров, генеральный директор компании PressReader, эксперт хоть и не из библиотечного сообщества, но большой друг и сторонник библиотек.
Большинство людей не рассуждают о будущем библиотек, если, конечно, они не библиотекари или не собираются ими стать. Публичные библиотеки существуют на протяжении сотен лет, и мы склонны воспринимать их как должное. Однако пришёл COVID-19, и всё внезапно изменилось.
Наблюдая за тем, как библиотеки закрываются, являясь действительно самыми открытыми и инклюзивными общественными пространствами в мире, многие из нас стали ценить их больше. Мы убедились, что библиотеки необходимы для гражданской активности, а также для здоровья и благополучия общества в целом.
Вот почему я был так рад в своё время узнать о книге социолога Эрика Клиненберга «Дворцы для людей: как социальная инфраструктура может помочь в борьбе с неравенством, поляризацией и упадком гражданской жизни».
У каждого города есть социальная инфраструктура
В своей книге «Дворцы для людей» Клиненберг пишет о том, что библиотеки являются «необходимым общественным благом» и частью «социальной инфраструктуры», которую он определяет как «физические пространства и организации, которые формируют способы взаимодействия людей друг с другом».
Клиненберг утверждает, что наряду с инфраструктурой для водоснабжения, электроснабжения и транспорта в каждом городе, посёлке и районе есть социальная инфраструктура. Он также считает, что устойчивость общества тесно связана с надёжностью его социальной инфраструктуры.
В свою очередь, эпидемиологи считают, что существует взаимосвязь между социальными связями, здоровьем и долголетием. Когда социальная сплочённость нарушается, члены сообщества становятся изолированными, и их благополучие ухудшается.
Социальная инфраструктура жизненно необходима в период кризиса
Наличие развитой социальной инфраструктуры критически важно в период различных стихийных бедствий, таких как ураганы. Очень часто именно такие учреждения, как библиотеки, школы и церкви первыми приходят на помощь, стараясь предоставить убежище и общественные связи, в которых так нуждаются те, кто пострадал от стихийного бедствия.
Ещё до COVID-19 во многих частях мира, в том числе в США, мы видели, как сообщества становились более фрагментированными, поляризованными и конфликтными. Пандемия только усугубила этот процесс, когда по мере распространения вируса временно закрывались важнейшие социальные учреждения: школы, библиотеки, детские площадки, парки, церкви и другие.
Сотрудники этих учреждений (учителя, библиотекари и священнослужители) столкнулись с огромными трудностями при восстановлении связей с членами сообщества и помощи им в воссоединении друг с другом. С моей точки зрения, никто не делал это лучше, чем библиотекари.
Когда дела идут плохо, зовите библиотекаря
Вероятно, вы уже поняли, что я убеждённый сторонник библиотек и той работы, которую библиотекари выполняют для своих пользователей и сообществ. Во время пандемии в 2020 году их вклад в жизнь читателей, общества и демократии достиг новых высот. Многие из них пошли дальше своих официальных должностных инструкций, чтобы люди получали образование, развлекались, были в безопасности и сохраняли психологическое благополучие в условиях изоляции.
Некоторые библиотекари присоединились к изготовлению защитных лицевых щитков для медицинских работников. Многие взяли на себя отслеживание контактов, чтобы помочь сдержать распространение вируса, в то время как другие превратили свои здания библиотек в продовольственные банки и приюты для бездомных.
Назад в будущее
Позвольте мне рассказать вам историю, произошедшую с Эриком Клиненбергом, после которой я понял, насколько важны библиотеки и как же, к сожалению, их неправильно воспринимают и недооценивают.
В 2013 году администрация президента Барака Обамы назначила Клиненберга главой исследовательского отдела многомиллиардного международного конкурса Rebuild by Design, финансируемого Конгрессом США. В течение девяти месяцев Клиненберг работал с 148 командами архитекторов, инженеров, градостроителей и ландшафтных дизайнеров по всему миру, помогая им разрабатывать проекты по созданию устойчивой инфраструктуры Нью-Йорка в случае нового стихийного бедствия, как ураган «Сэнди».
Команда разработчиков из региона Мексиканского залива, где в 2005 году была проделана колоссальная работа после смертоносного урагана «Катрина», обратилась к Клиненбергу с фантастической, по их мнению, идеей. Они разработали совершенно новый прототип здания и назвали его «Устойчивым центром». Изначально они создали его для штата Коннектикут, но полагали, что их проект можно масштабировать и реализовать по всей стране и, возможно, по всему миру.
Вот в чём заключалась идея разработчиков:
«Представьте, что у вас есть общественное здание, спроектированное как дом вдали от дома для всех жителей района. Он будет открыт пять, шесть или семь дней в неделю и будет укомплектован сотрудниками, которые будут рады приветствовать всех жителей района. Двери этого здания будут максимально открыты, чтобы люди знали, что их ждут и им рады. Хотя оно будет предназначено для всех, особое внимание в нём будет уделяться молодёжи и пожилым людям, которые тесно связаны с районом, в котором они живут.
Для молодёжи будет предусмотрен ряд специальных программ, в том числе занятия по чтению, storytime, пение, языковые курсы, игры и уроки рисования. Также здесь будет много игровых площадок. Для взрослых, которые приводят в центр детей и пожилых людей, будет бесплатный Wi—Fi, компьютеры, планшеты, удобная мебель и социальные мероприятия, такие как книжные клубы, киновечера и дискуссии на актуальные темы».
Когда их презентация закончилась, несколько ошеломлённый Клиненберг спросил: «Мне просто любопытно, вы что-нибудь слышали о библиотеках?»
Поразмыслив над этим, Клиненберг пришёл к следующему выводу: когда люди сталкиваются с серьёзной социальной проблемой, они склонны думать, что для её решения нужно всё разрушить и перестроить. Они считают, что для этого необходим рынок; вы должны зарабатывать на этом деньги; для этого должно быть разработано какое-нибудь новое приложение. Таким образом, они заново изобретают колесо, которое и так отлично работает.
Библиотеки под ударом
При всей ценности, которую библиотеки приносят людям, планете и процветанию общества, они постоянно сталкиваются с атаками со стороны тех, кто хочет их изменить или контролировать в соответствии со своими интересами. Мы не должны удивляться, когда политики и прочие критики с их корыстными интересами начинают задаваться вопросом, нужны ли сегодня библиотеки. В интернете ведь – тонны бесплатного контента, и именно там проводит время молодёжь. Давайте просто переместим весь контент и сообщества в онлайн, предлагают они.
Так, в 2018 году экономист Панос Мурдукутас написал статью для Forbes, в которой говорилось, что библиотеки устарели хотя бы потому, что у них нет анализа эффективности затрат, который бы демонстрировал рентабельность инвестиций в них. Это, конечно же, не соответствует истине. Проводить такой анализ – часть работы сотрудников библиотеки, и я лично знаю об этом.
В своей статье Мурдукутас предложил снести все библиотеки и заменить их офисами Amazon. Возмущение библиотечных специалистов и сторонников библиотек в социальных сетях было настолько громким, что Forbes удалил статью и принёс извинения.
Недавно в известной канадской газете появилась статья книжного издателя и главного редактора National Post о том, что финансовые проблемы независимых книжных магазинов и писателей возникают по вине публичных библиотек. Многословная тирада, которую лучше было бы не замечать, но подобные выпады меня лично раздражают.
К счастью, здравый смысл взял верх. Если у вас есть время, советую ознакомиться с ответами на эту статью Мэри Шевро, председателя Канадского совета городских библиотек, Майкла Гейста, исследователя в области интернет-права Университета Оттавы, цифрового библиотекаря Брюстера Кале и Миры Наир, специалиста по авторскому праву Технологического института Северной Альберты.
Извечный вопрос — библиотеки необходимы по желанию или по требованию?
Я прочитал интересную мысль в Library Journal, которая меня немного удивила. Её автор казался рассерженным из-за того, что СМИ тратят так много времени на восхваление библиотекарей и их служения сообществу и при этом «не раскрывают жалких реалий, с которыми сталкиваются библиотечные работники, и не призывают к каким-либо действиям в их защиту».
Я знаю многих библиотекарей и ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из них говорил о своих «жалких реалиях». Напротив, они зачастую рассказывают, как им нравится работать библиотекарем и как приятно помогать тем, кому это нужно.
Тем не менее 2020 год действительно стал очень тяжелым для сотрудников библиотек: сокращение бюджетов и увольнения происходили повсеместно. И практика принуждения библиотечных сотрудников каждый день выходить на работу во время пандемии, даже если их работу можно было выполнять из дома, была просто неправильной. Нет ничего хорошего в том, что безопасность отходит на второй план по сравнению с бюрократическими правилами, касающимися «услуг первой необходимости».
В интернете много разговоров о том, являются ли библиотеки «услугой первой необходимости» или они просто жизненно важны? Кому-то это может показаться вопросом семантики, но в официальном качестве терминология важна.
Свой комментарий по этому вопросу дала Стефани Чейз, член совета директоров Ассоциации публичных библиотек и управляющего совета Американской библиотечной ассоциации: «Библиотекари не могут сначала заявлять, что их работа и услуги жизненно необходимы, как это и было в течение многих лет, а затем отказываться от своих же слов, когда их попросили быть необходимыми».
Должны ли библиотеки определяться как услуги первой необходимости?
Когда в 2008 году рухнула экономика, «второстепенные» услуги первыми попали под сокращение финансирования. Во время последней крупной рецессии в США исчезло более 270 публичных библиотек. Если учесть количество закрытых филиалов библиотек, цифры были бы значительно выше. К счастью, когда экономика восстановилась, библиотеки начали медленно возрождаться. В 2018 году количество библиотек вернулось к показателям 2007 года.
В Великобритании ситуация ещё более ужасающая. С 2010 по 2019 год жители Великобритании потеряли 773 библиотеки из-за прекращения финансирования. Это было и остаётся разрушительной тенденцией, которой, кажется, нет конца. С 2005 года исчезли 40% библиотечных рабочих мест (10 000). В результате, во многих выживших библиотеках библиотечных специалистов заменили 50 000 добровольцев — благородные люди, желающие помочь своей библиотеке, но зачастую не имеющие какого-либо опыта в библиотечном деле.
Ещё в 2016 году компания Statista провела исследование о том, как закрытие публичных библиотек повлияет на семьи и сообщества в США. Выяснилось, что 66% респондентов заявили, что закрытие их местной библиотеки окажет серьёзное влияние на их сообщество.
И дело не в том, что людям, оставшимся без местной библиотеки, придётся покупать книги, хотя таких, вероятно, тоже будет много. Главное, им будет не хватать их общественной гостиной — безопасного общественного пространства, где им рады, где они могут общаться с другими посетителями, получать полезные советы и чувствовать себя сопричастными.
Лицензированный брачный и семейный терапевт Лия Эсгуэрра из Публичной библиотеки Сан-Франциско, которая и ввела термин «общественная гостиная», назвала её «одним из последних бастионов демократии и одним из немногих мест, куда люди действительно могут прийти вне зависимости от того, кто они».
Ключевая роль в социальной инфраструктуре
Сегодня в некоторых библиотеках США работают социальные работники, но далеко не во всех. В тех из них, где социальных работников нет, библиотекари тратят больше времени на предоставление социальных услуг, чем на работу с книгами и читателями. Они занимаются консультированием, программами помощи нуждающимся, размещают бездомных, кормят голодных, помогают с поиском работы и оформлением пособий, и этому списку нет конца. Нередко сотрудникам библиотеки приходится использовать своё умение вводить налоксон, чтобы спасти кого-то от передозировки наркотиков.
Заведующая Публичной библиотеки Ванкувера (VPL) Кристина де Кастелл прагматично относится к развитию библиотек и увеличению их зоны ответственности. Сотрудники её библиотеки проходят обучение тому, как работать и быть чуткими с уязвимыми группами населения. Они также часто занимаются информационно-разъяснительной работой, приходя в детские сады в разных кварталах города, чтобы помочь детям научиться читать, или доставляют библиотечные материалы в дома престарелых.
«Сокращение финансирования определённых программ, будь то психическое здоровье, юридическая помощь или другие формы социальной поддержки, привело к тому, что люди стали обращаться в библиотеки, — говорит де Кастелл. — Так что теперь мы предоставляем гораздо больше услуг, чем 20 лет назад». Однако в таких условиях не все библиотекари способны справиться со стрессом.
Аманда Оливер, магистр библиотечного факультета с девятилетним опытом работы в школах и публичных библиотеках, бросила свою последнюю работу в Вашингтоне, округ Колумбия, всего через девять месяцев, потому что она выгорела и стала испытывать симптомы посттравматического стрессового расстройства. «Чтобы сегодня работать в библиотеке, нужно быть социальным работником, сотрудником службы экстренного реагирования, защитником обездоленных и человеком с очень толстой кожей», — написала она в Los Angeles Times.
Важны так же, как необходимы
Летом 2020 года был проведён опрос пользователей и членов Американской библиотечной ассоциации о приоритетах в работе библиотек после пандемии. Для 82% респондентов главным приоритетом является устранение неравенства в доступе к технологиям. 65% заявили, что библиотеки должны уделять больше внимания общественным и социальным услугам, в частности поддержке тех, у кого нет доступа в интернет, и бездомных, которым нужна безопасная и комфортная среда хотя бы на несколько часов.
Я был рад видеть и то, и другое, но предложил бы добавить равный доступ к качественному контенту. Это важнейшая задача в мире, где царит медийная безграмотность, и к ней нельзя относиться как к второстепенной.
Доступ к общей культуре и наследию
Современные библиотеки являются спасением для сообществ в кризисное время. Однако, как заметил социолог Эрик Клиненберг, библиотеки подвергаются критике и нападкам именно в тот момент, когда они больше всего нужны, потому что «основополагающий принцип публичной библиотеки — все люди заслуживают свободного, открытого доступа к нашей общей культуре и наследию — не соответствует рыночной логике, которая доминирует в нашем мире. Это также связано с тем, что очень немногие влиятельные люди понимают ту огромную роль, которую библиотеки играют в современных сообществах».
Чем больше я работаю с библиотеками, тем больше я ценю их важную функцию ключевого элемента нашей социальной инфраструктуры. Я советую вам пойти и пообщаться с библиотекарями, которые так много работают для вас. Даже если вы сейчас не пользуетесь библиотекой. Спросите их, как вы можете помочь; может быть, вы задумаетесь о библиотечном волонтёрстве. Если это невозможно, то сделайте хотя бы одну важную вещь: выступите от имени библиотекарей за государственное финансирование библиотек.
Перевела с английского Мария Алексеева
Источник: blog.pressreader.com