Путешествие в Армению

Павел Шальнев

В этом номере знакомим вас с работами Павла Шальнева — фотографа, члена Союза фотохудожников и сотрудника РГБМ. «Уличная фотография делает тебя ребёнком, ты везде ходишь, всем интересуешься, любопытствуешь, всюду заглядываешь, ты открыт ко всему, — говорит Павел. — Она расширяет твой жизненный опыт как таковой, делает его значительно более разнообразным. Приезжая в новый город, дня за два ты привыкаешь к нему, и для тебя он становится обыденным. И тогда приходится уезжать на край города, нырять в непонятные дворы с красивым сквозным светом, проходить улицы змейкой, чтобы не пропустить ничего. Ты обнаруживаешь столько удивительных и странных вещей».

✳︎✳︎✳︎

Я разглядываю овощную лавку — присматриваюсь к свету, блуждающему по макушкам посетителей, по разноцветным фруктам, рассчитываю-размышляю, стоит ли сделать кадр… Вдруг подходит ко мне весёлая женщина с кульком шоколадных круассанов:

— Вы уличный фотограф?! Смотрите, какие у меня зелёные глаза, прям как у вас! А я тоже люблю фотографировать… сына и небо!

— Это прекрасно — отвечаю я и улыбаюсь в ответ.

— Тут столько персонажей у нас. Сфоткайте вот этого! — Указывает на человека в шляпе, потом достаёт телефон, показывает фотографии сына и неба. — Ну ладно, до свидания! — И также быстро исчезает.

Я, как ни странно, пользуюсь её советом и иду за тем человеком в шляпе. Первые кадры не получились, но зато получился разговор. Он оказался учителем физики, путешествовал по миру, преподавал шесть лет в Африке. Мы остановились на перекрёстке. Шляпа, силуэт, контровой свет… 

— Можно я вас тут сфотографирую?

— Да, но тут только силуэт получится, — со знанием дела ответил он.

Мы прошлись до его дома, беседуя, а потом он скрылся за воротами, над которыми обильно зеленели деревья, волной выбегая на улицу (и тут я, конечно, сделал кадр).

 

 

Сколько раз затевались подобные случайные весёлые разговоры, пока я путешествовал по Армении! Эта живая, яркая, вкусная и гостеприимная страна очень способствовала тому, чтобы впервые за последние несколько лет я всерьёз занялся стрит-фотографией.

 

 

Кроме съёмки людей, которая кажется мне, наверное, самым интересным и важным, есть ещё и поэзия, особая атмосфера места: свет, воздух, движение теней, цвет и снова свет. То сложно уловимое, что удаётся однажды выстроить в нужный паттерн на плоскости изображения. Ты ходишь часами по городу с единственной целью — попасть в ту нужную точку в пространстве и времени, чтобы всё сошлось в точном, выверенном узоре. 

 

 

Количество брака — колоссальное. Иногда приходишь после съёмки вечером домой, с азартом охотника разбираешь улов и видишь там одних мальков, камешки и водоросли. Куда я смотрел?! Где 10 часов съёмки?!
Это то, что должно иногда происходить, когда ты выходишь на честный поиск, без каких-то предрассудков, без желания найти что-то уже придуманное.

 

 

В Ереване я пересматривал фильм про культового фотографа Картье-Брессона. Там он показывает свои кадры и рассуждает о них, о смысле фотографии, о природе изображения. Где-то он говорит «Love. That’s all that counts». И вот ты просто ищешь эту вспышку радости, когда вдруг просияет для тебя некое уникальное сочетание цветов, форм, эмоций. Но никогда не зная заранее, что найдёшь, и это самое трудное и самое интересное. 

 

 

«When you want it, you won’t get it», как говорил Анри-Картье Брессон. Если ты чего-то начинаешь хотеть, ничего интересного не получится. Только быть открытым к случайности, реагировать. 

 

 

Когда я увидел этих ребят, играющих с ярким зелёным шариком, я сделал фотографий 100—150 с разных ракурсов. Но, удивительно, лучший кадр оказался самым первым. 

 

 

Мне повезло оказаться в Армении осенью, когда листва медленно опадала яркими жёлтыми листьями, деревья на солнце светились оранжевым, бледно-зелёным, красным. Это дает много интересных возможностей в поиске цветовых решений.

 

 

Самое важное — это запечатлеть движение жизни, в чём бы она не заключалась. Это может быть эмоция случайного человека или упавшая на лоток мандаринов тень.

 

 

У армян особенно выразительные профили.

 

 

Рынки легко фотографировать, и потому очень сложно. Всё просится в кадр: фактурные торговцы, разноцветные композиции, всё движется. Но нужно поймать что-то уникальное, найти точную метафору.

 

 

Особенно ценно поймать что-то такое удачное, что трудно сразу объяснить, почему оно удалось. Нет явной рифмы, сложной композиции или чего-то такого, но ты долго смотришь на снимок, и он тебе почему-то интересен.