Будущее библиотек — это клубы по интересам для пенсионеров. Кто за? Кто против? Кто воздержался?

Ирина МИХНОВА

Каждый журналист вытаскивает в заголовок суждение, которое ему кажется самым броским. Корреспондент МК попросил писателя Дмитрия Быкова прокомментировать заявление Министра культуры РФ В.Р. Мединского о необходимости серьезной реформы библиотечной системы, ибо «как книгохранилище библиотека в XXI веке имеет немного шансов выжить». Из ответа писателя была извлечена эффектная фраза: «Даже в пещере мы будем читать бумажную книгу». Мы же, библиотекари, обратили внимание на иные суждения писателя, прямолинейное восприятие которых может весьма пагубно и несправедливо сказаться на судьбе общедоступных библиотек в целом и молодёжных (юношеских) в частности.

 
В последние годы (а может, десятилетия?) мы стали привыкать к тому, что слова, сказанные известным человеком (со своим скрытым смыслом, не предполагающим лобовой трактовки), воспринимаются разными группами людей так, как им более всего удобно (один грустный пример с бывшим руководителем Департамента культуры Москвы С.А. Капковым чего стоит!). Думается, высказанное в интервью суждение Дм. Быкова о том, что в будущем библиотеки «станут клубами по интересам… В основном, конечно, туда придут пенсионеры…», в значительной степени объясняется его неудачным опытом посещения, прежде всего московских (включая молодёжную Светловку), библиотек и наблюдений за тем, люди какого возраста приходили на встречи с ним.

Ведь действительно, с позиций людей пожилого возраста, библиотека — это удобное, привычное место проведения свободного времени. Они — самые активные, аккуратные, ответственные, непритязательные читатели «бумажных» книг, участники большинства мероприятий, которые библиотека проводит по разным официальным и юбилейным поводам. Иногда для тех, кто недавно вышел на пенсию и не привык к отсутствию нагрузки, приход в библиотеку и многочасовое сидение с газетами — своего рода способ постепенной психологической настройки на жизнь вне рабочего ритма. Они — главные «клиенты» библиотечных психологов, а также завсегдатаи многих библиотечных клубов по интересам (литературных, музыкальных, танцевальных, рукоделья). Как мило, например, звучит название клуба пожилых дам — «Незабудки»…

Однако утверждение, что будущее российских библиотек — клубы по интересам для пенсионеров, фактически закрепляет в сознании общественности и власть имущих представление о библиотеке как о застывшей в развитии, готовой довольствоваться малым организации, так что и смысла нет тратиться на её развитие и модернизацию. Ведь замечено: легко подхватываются журналистами, крепко внедряются в сознание тех, у кого деньги и власть, именно негативные, либо ложные суждения. Несколько лет шумных обсуждений проблем оцифровки — и некий губернатор сначала произносит: «Скоро всё будет оцифровано, и библиотеки станут не нужны», затем закрывает, несмотря на протесты общественности, нормально работающую библиотеку.

Что касается молодёжи, то прогноз Дм. Быкова неутешительный: «Просто мне очень трудно представить себе современного молодого человека, у которого было бы много свободного времени. Молодежь сейчас занята интенсивным выживанием». Но здесь всё отнюдь не так однозначно и тем более не безнадежно.

Для начала идея «интенсивного выживания» — это не молодёжная идея. Они, молодые, не выживают, а живут. И уверены при том, что стоят на низком старте и всё лучшее обязательно впереди. И свободное время для них — это не свободное время пенсионера, который его «проживает». Молодые люди в своё свободное время пытаются познать себя и мир. Таковы психологические особенности этого возраста. Назовём их «4С»: самопознание, саморазвитие, самоидентификация и самореализация. Следующие «С» (самоконтроль и самоорганизация) начнут действовать позже.

 
Возьмём близкий нам пример Российской государственной библиотеки для молодёжи. Почему молодёжь тратит своё ограниченное свободное время на пребывание в ней? Давайте заглянем на сайт «А-а-ах!», куда автоматически попадают все фотографии из Instagram, на которых изображена та или иная библиотека. На странице РГБМ — свыше полутора тысяч молодёжных селфи с комментариями. Понятно, что селфи делается для себя и друзей, комментарии — тоже.

Пройдёмся по некоторым, чтобы услышать голос молодых (пунктуация и орфография оригиналов сохранена).

«Библиотека — отличное место, чтобы сбежать от домашнего раздолбайства и, наконец, по-человечески позаниматься»
(Здесь можно «собрать себя в кучку» и готовиться к занятиям)

«Я очень люблю читать, если кто еще не знает)Так вот я нашла себе место, где вероятно буду пропадать всё свое время, да да именно в библиотеке! Молодежная библиотеке на Преображенской площади очень клевое и полезное место! куча книг, розетки, бесплатный вай фай, а еще тут довольно уютно и стильно»
(Просто читать в уютном месте)

«Анечка меня сегодня пригласила на школу дебатов МГУ в библиотеке для молодежи!))) тут очень приятно, а на лекции было интересно. Теперь буду ходить сюда на другие мероприятия)) как же круто что такие места открывают для молодежи!!!»
(Поспорить-пообщаться и послушать умных людей)

«Вопрос лучшей библиотеки в городе решен, парни. Ну и дело не только в адовом архиве комиксов, но и в мощном зале иностранки. Тут играют в алиас, а выглядит все как в Яндексе»
(Почитать, поиграть…и вообще развлечься)

«Есть люди, с которыми хорошо. И есть места, где хорошо. Когда слагаемые сочтены, все мои киты и Будды внутри довольны»
(Побыть в компании с хорошими людьми в хорошем месте)

«Эта маленькая Европа находится в шаговой доступности от моего дома, а я не знала об этом и никогда б не узнала, если б не Золька»
(Сделать много «элегантных» селфи в достойных меня интерьерах)

«Скучное воскресенье, просто расскажите хоть кто нибудь , что вы сегодня делали?
Я нахожусь здесь, мой Мистер Твистер не пришел , он весь в работе . Еще у меня болит голова, и я хочу есть . До моего дома очень далеко , я жду закрытия, и того когда меня выгонят . Конец!»
(Провести время в ожидании друга или просто убить время)

И как резюме:
«Закончить день в библиотеке. Кстати, отличное место! Провести здесь день — да запросто!»

Нас часто спрашивают: почему в Библиотеку для молодёжи в день приходит по 600-800, а в сессии до 1200 человек, почему по вечерам в залах обслуживания 80 человек одновременно (бывает значительно больше, но тогда душно и некомфортно) читают книги, слушают аудиокниги и винил, смотрят видео, сидят в интернете, играют в настольные игры, играют на электропианино. Замечено: половина посетителей читает традиционные, то есть бумажные, книги. Из них одни готовятся к занятиям, другие читают для души — примерно, 50 на 50. В одиночку, вдвоём, в маленькой компании. По многу часов…

На мероприятия, коих в год здесь бывает до 900, приходит в среднем 20-30 человек. Практически все мероприятия проводятся в рамках тех самых клубов по интересам (их около 20), о которых говорил Дм. Быков. Подавляющее большинство клубов создано и функционирует за счёт инициативной молодёжи. Молодые профессионалы сами предлагают себя в качестве лекторов, преподавателей, сами придумывают программы занятий и собирают аудиторию. Поэтому, если какой-то клуб «не пошёл» в народ, на его месте появляется новый клуб. Место одного лектора, преподавателя занимает другой претендент.

Дважды в библиотеке проводились конкурсы молодёжных проектов «Фабрика идей». Мы получили 70 предложений, из которых 10 утвердили на реализацию. И это не какие-то разовые мероприятия, а годичные циклы или новые самоорганизующиеся клубы.

А если одни молодые, умные люди сами придумывают темы своих занятий-выступлений, то, понятно, что другие молодые, умные приходят их послушать. Потому что сегодня, как никогда ранее, молодёжь жаждет и выступать перед сверстниками, и слушать друг друга.

Эта статья является своего рода публичной офертой пессимистично настроенным писателям: приглашаем вас в Российскую государственную библиотеку для молодёжи, а если будете в Новосибирске, Красноярске, Сыктывкаре, Астрахани, Иркутске, то загляните в молодёжные библиотеки и молодёжные центры этих и других городов. У вас будет возможность убедиться в том, что и для молодёжи (а может быть, именно для молодёжи) библиотека способна стать клубом по интересам. Потому что, как справедливо отметил Дмитрий Быков, «библиотеки существуют сейчас не для книг, а как место, вокруг которого должны группироваться люди». (Хотя без книг — «источников знания» библиотека перестанет быть библиотекой. Придётся придумать ей другое название).

И два побочных, сугубо профессиональных вывода:

  • проговаривая внутри своей среды библиотечные проблемы, обсуждая перспективы, нельзя ни на секунду забывать, что нас слушают те, кто, возможно, мало вовлечён в тему, но имеют полномочия принимать решения — и делают это часто не в пользу библиотеки. Поэтому не стоит подставляться без нужды;
  • не проявляя достаточного внимания к молодёжи или мало учитывая её в своих текущих и перспективных планах и проектах, мы сами взращиваем из них руководителей, которые завтра, размышляя о том, какой библиотеке нужно быть (и нужно ли ей быть вообще), готовы будут принять решения — и не обязательно в нашу пользу.

1 комментарий

  1. Крайне ПОЛЕЗНО прочитать ВСЕМ библиотечным и около библиотечным СКЕПТИКАМ!!! Ирина Борисовна, как всегда, резонирует убедительно и наступательно, да ещё с опорой на конкретную успешную практику… Это также готовый материал для профессиональной ориентации, за что автору — отдельный респект! 🙂

Комментарии закрыты.