Молодёжь — стратегический ресурс развития библиотечной отрасли

Ирина Михнова

Трудно этому возразить: профессиональная мотивация многих молодых людей эпохи сэлфи, непрерывного образования и горизонтального карьерного перемещения в большей мере, нежели ещё десяток лет назад, замешана на желании заявить о себе, получить признание внешнего мира, и чтоб этого было как можно больше. Они не готовы долго заниматься одним и тем же делом, пребывать в одном и том же статусе. В их резюме много краткосрочных работ, по паре вузов и множество курсов дополнительного образования. Их на это настраивают, им так интересно.

Для них вертикальный взлёт, например, в библиотеке — не такая уж важная вещь. Лучше, если дают возможность реализоваться как многосторонней личности, и совсем круто, чтоб эта их реализация была видна миру — не руководителям, коллегам и друзьям, а большому сообществу. Они могут не иметь высокого статуса в организации, но они должны быть видны миру.

Из-за того, что библиотека сегодня находится в поиске своего места на конкурентном рынке, многое, что предлагает молодёжь, в чём она хочет проявить себя, быстро принимается в работу, поднимается на флаг. Именно в молодёжи как источнике новых (да, не всегда продуктивных и глубоких, но в данный момент эффектных и востребованных) идей и проектов библиотека нуждается. И это касается как молодых сотрудников, так и читателей, и случайно заглянувших в библиотеку.

Целесообразность и значимость для страны особого внимания к молодёжи как целевой аудитории практически всех библиотек, с одной стороны, и формирование кадровой политики, ориентированной и учитывающей потенциал молодых специалистов, нашли ёмкое обоснование в «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» (проект опубликован на сайте Росмолодёжи): 

«Молодёжь является единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно и с небольшим временным периодом определяют характеристики страны. Современные молодые люди через 5–15 лет объективно становятся основными носителями и проводниками любых инициатив, людьми, принимающими решения во всех сферах общественной жизни. 

При этом молодёжь, в силу отсутствия сложившихся социальных стереотипов, является той социальной группой, на характеристики которой можно влиять, корректировать модели её поведения, задавать желаемый тип общественного поведения.

Недостаточное внимание к молодёжи в настоящее время ставит под вопрос осуществление плана преобразований страны и её благосостояние в среднесрочной перспективе».

Согласно появившемуся в 2020 году Федеральному закону № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», библиотеки, работающие с молодой аудиторией, стоит рассматривать, с одной стороны, как субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодёжной политики, с другой — как часть инфраструктуры этой политики, поскольку они — государственные учреждения, которые обеспечивают возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодёжи, молодых семей, молодёжных общественных объединений.

Что даёт это для понимания роли и места библиотек, работающих с молодёжью? Фактически, законодательно обозначен их статус относительно государственной молодёжной политики.

Подчеркнем, в любой библиотеке молодежь фактически находится по обе стороны кафедры книговыдачи. Молодые посетители (пользователи, читатели) — самая желанная для библиотеки, перспективная и самая непредсказуемая по реакции (позитивной или негативной) на библиотеку и своим целеполаганиям. Всё то же самое можно сказать и о молодых библиотекарях. Потому что с этим поколением мы связываем своё сегодняшнее преуспевание и своё устойчивое будущее.

Мы проанализировали утвержденную Правительством «Стратегию развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 г.» на наличие в ней слова «молодёжь» и производных от него/смежных с ним слов.

Специализированное обслуживание молодёжи как целевой аудитории библиотеки названо в числе приоритетных направлений модернизации библиотечной системы страны. В части научного и методического обеспечения деятельности библиотек указана методическая поддержка специализированного обслуживания молодежи как особой категории пользователей.

 Молодёжь как перспективная категория библиотечных специалистов явно упомянута в разделе, касающемся реализации кадрового обеспечения развития библиотечного дела. Там предусмотрено: а) формирование корпуса волонтеров в библиотеках; б) разработка комплекса мер по привлечению в профессию молодых специалистов с трудоустройством их в библиотеки; г) профориентация старшеклассников на работу в библиотеке.

В действительности, если пройтись по всем разделам Стратегии, то станет очевидной крайняя заинтересованность библиотеки и молодёжи друг в друге.  Пройдёмся по всем шести разделам, отражающим направления развития библиотек на ближайшее десятилетие, и обозначим некие тенденции, частично переходящие в тренды, которые необходимо учитывать при реализации Стратегии.

Раздел  «Модернизация библиотечной системы (сети) страны»

В ближайшей     перспективе молодёжь станет основной, реальной и потенциальной, целевой аудиторией большинства общедоступных библиотек – именно в силу того, что её потребности, интересы, приоритеты наиболее явным образом сказываются на траектории развития общества, его экономики, социальной и культурной жизни. 

При этом существует разница между универсальными (взрослыми) библиотеками, для которых молодёжь – пусть привлекательная, но не единственная ЦА, и специализированными библиотеками для молодёжи разного уровня (от региональной библиотеки до филиала ЦБС). Практика показывает, что крупные библиотеки с большим информационно-ресурсным наполнением нацелены, прежде всего, на удовлетворение потребностей в образовании и самообразовании, в профессионализации, а специализированные с разными видами активностей — на организацию коммуникаций, социализацию, самореализацию молодёжи. И это все потянет разные формы взаимодействия с ними, разные приоритеты в функционале и ресурсах.

 Постепенно акценты в работе с молодыми пользователями будут перенесены с организации культурно-досуговой работы, которая стала доминирующей в 2020-е годы, на организацию цифровой, интеллектуальной коммуникационной среды библиотеки, на  реализацию проектов социально и гуманитарно ориентированной проблематики, на включение молодёжи в экономику знаний, социальное предпринимательство, креативные индустрии. 

Молодёжная библиотека может и должна занять достойное место в инфраструктуре государственной молодёжной политики. В стране есть немало библиотек, которые успешно работают с местными органами ГМП — прежде всего стоит назвать Самарскую областную молодёжную библиотеку, Владимирскую областную библиотеку для детей и молодёжи, Рязанскую областную научную библиотеку.

От доступной — к инклюзивной среде библиотеки. По мнению известного общественного деятеля, обладательницы титула «мисс мира» среди девушек на колясках Ксении Безугловой, «как только окружающая среда станет доступной, то и инвалиды сами потянутся, потому что мы такие же люди, как все — мы любим читать, общаться, ходить на лекции и другие мероприятия. И если всё это будет доступно, инвалиды сами будут решать, что им интересно, будут расставлять приоритеты и выбирать свою дорогу в жизни».  

Раздел «Развитие и сохранение библиотечного фонда России»

Подобно молодёжным моде, театру, кино, видам спорта и т.д., под влиянием времени меняется и молодёжная литература — литература, популярная у молодых, литература с их сверстниками в качестве героев и их своеобразным решением своих проблем, литература, написанная молодыми же авторами. Рост среди посетителей библиотек числа молодёжи объективно предполагает увеличение в фонде доли этой молодёжной литературы. 

При этом молодые пользователи ожидают в читальных залах библиотек более совершенную систему электронной навигации, облегчающую им самостоятельную ориентацию в открытом фонде. Электронные же ресурсы библиотек должны быть максимально адаптированы для дистанционной работы с ними на личных мобильных устройствах. 

Раздел «Развитие цифровых технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек»

Библиотека становится реальной учебной площадкой для студентов, занимающихся с преподавателями дистанционно.  При этом основным средством коммуникации молодёжи с библиотеками становятся социальные сети. В силу того, что молодёжь настроена на работу с виртуальными форматами продвижения своих идей и инициатив (подкасты, видеолектории, телеграм-каналы  и т.п.), молодые специалисты способны стать трансляторами перспективных способов виртуальных коммуникаций в библиотечную отрасль страны.

А чтобы учащаяся, работающая молодёжь, с одной стороны, могла, не теряя лишнего времени, воспользоваться ресурсами библиотеки, а с другой — находиться здесь столько, насколько хватит сил и желания, в библиотеках должна быть реализована концепция Открытой библиотеки OPEN+ на основе RFID технологий. 

В РГБМ, например, технологическая цепочка автономной сдачи-выдачи книги выглядит следующим образом: независимо от времени суток, зарегистрированный пользователь библиотеки может найти по электронному каталогу и забронировать на сайте нужную книгу, получить ее в постомате, затем сдать её с помощью уличной станции книговозврата. 

Для ускорения санитарной обработки возвращенной книги используются станция обеззараживания: через минуту она может вновь быть поставлена на полку. Для облегчения самостоятельного поиска книги в залах обслуживания информационный киоск с электронным каталогом выдает пользователю чек, в котором, помимо выходных данных, указывается номер стеллажа, на котором книга находится. При этом библиотека открыта 72 часа в неделю: в будни с 11 до 22, в выходные с 12 до 20 часов. А так называемая лобби-зона с набором сервисов открыта за два часа до начала работы собственно библиотеки.

Раздел «Обеспечение равного и свободного доступа граждан к достоверной информации и знаниям»

Работа с информационными ресурсами на пространстве библиотеки станет не вынужденным, как это было в годы книжного дефицита и отсутствия интернета, а свободным, осознанным выбором молодого человека. Он может прийти в библиотеку, а может воспользоваться интернетом и заниматься дистанционно, и совсем не обязательно, что это будут библиотечные электронные ресурсы и продукты. Поэтому столь важны для библиотек задача организации комфортной цифровой среды и наличие актуальных и адекватных потребностям молодёжи электронных ресурсов.

Конкуренция с фирмами-производителями электронных ресурсов и с молодыми книжными блогерами заставляет библиотеки, представляя в сети результаты своей интеллектуальной деятельности, быть мобильными и оригинальными — иначе это будут «выстрелы мимо мишени».

При этом, как позитивную тенденцию, стоит отметить, что на базе многих библиотек сейчас создаются структуры, ориентированные на развитие информационной, цифровой грамотности разных групп населения. Думается, им было бы легче ориентироваться, если бы существовали виртуальные площадки для коммуницирования, обмена опытом.  И здесь незаменимыми помощниками библиотекарей будут цифровые волонтеры из числа старшеклассников и студентов, которые как «цифровое поколение» достаточно легко осваивают новые технологии и готовы поделиться своими навыками и знаниями с другими. 

Раздел «Кадровое обеспечение развития библиотечного дела»

Повышение спроса на молодых специалистов, ориентированных на знание и овладение технологиями, способствующих получению этого знания, объективно усилит роль дополнительного (неформального) и информального образования и профориентации на актуальные профессии. В актуальную повестку дня стоит внести внедрение профессионального стандарта «Специалист по работе с молодёжью» в систему библиотечного дополнительного профессионального образования.

Нам представляется важным привлечение профильных вузов, особенно библиотечных колледжей (училищ, техникумов) к участию в Национальном чемпионате профессий и предпринимательских идей «Карьера в России». Новые возможности для будущих библиотечных специалистов может открыть и участие их, наряду с преподавателями и работодателями, в Мастерской кадрового партнерства — экспертном марафоне, где командам колледжей ежегодно передаются лучшие практики для настройки кадрового партнерства с бизнесом и студентами.

На кадровый состав библиотек существенным образом способно повлиять и активное развитие в стране различных видов молодёжного волонтерства, с которым многие связывают актуализацию и расширение спектра библиотечных услуг. Названные выше цифровые волонтеры уж точно будут в этом полезны. 

Библиотеки, в первую очередь специализированные молодёжные и юношеские, становятся базами для Ресурсных площадок волонтёров культуры, добровольческих центров — прежде всего событийного волонтёрства. Три из них стали победителями I Всероссийского конкурса волонтёрских центров в сфере культуры, организованного в 2020 году Министерством культуры РФ совместно с Ассоциацией волонтёрских центров. В их числе — региональный добровольческий центр «Волонтёры культуры» Владимирской областной библиотеки для детей и молодёжи, региональный центр «Воронеж. Волонтёры культуры» Воронежской областной юношеской библиотеки им. В.М. Кубанева и региональная ресурсная площадка «Волонтёры культуры. Регион 63» Самарской областной юношеской библиотеки.

Раздел «Научное и методическое обеспечение деятельности библиотек»

Здесь стоит отметить тот факт, что специализированными библиотеками для молодёжи (юношескими) наработан уже большой объем форм и методов работы с молодыми пользователями. Поэтому именно они способны стать региональными, местными методическими центрами для библиотек универсального профиля, особенно модельных, только осваивающих систему библиотечного обслуживания молодёжи. 

В рамках данного раздела Стратегии стоит подчеркнуть актуальность проведения всероссийского исследования «Библиотечное поведение молодёжи в контексте времени» на базе публичных и университетских библиотек. 

Молодые библиотекари объединены в библиотечные общественные молодёжные объединения. В Едином реестре, который ведёт РГБМ, зафиксировано 104 такого рода объединения. В этой связи нам видится архиважным проведения внутриотраслевого прикладного исследования «Молодёжный кадровый ресурс библиотек России».

В 2022 году молодые библиотечные специалисты смогут раскрыть свои возможности, рассказать о своих ценностях и приоритетах на X Всероссийском форуме молодых библиотекарей, которые пройдёт в Москве. Организаторами его будут Российская государственная библиотека для молодёжи и Библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино при поддержке Министерства культуры РФ.

Отрадно, что в регионах страны проходит множество конкурсов, фестивалей, форумов, посвященных библиотечным креативно-инновационным практикам, основными поставщиками оригинальный идей которых является молодёжь. И в настоящий момент есть хороший задел для формирования библиотечного банка креативных идей и инновационных практик под не менее креативным названием «Предъяви себя миру».

В заключении стоит сказать, что несмотря на то, что реализация Стратегии развития библиотечного дела в России рассчитана на десятилетие, действовать нужно энергично и целенаправленно, используя все необходимые и возможные ресурсы. 

Ведь как наставляла Алису умная Королева, «в этом мире нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». А кто самые быстрые, жилистые и азартные бегуны?  Правильно, молодёжь.  

2 комментария

  1. Замечательная статья! Всё разобрано по полочкам, как в настоящей хорошей библиотеке! Будущее, конечно, за молодёжью, но важно наставничество именно таких высокопрофессиональных специалистов, как Вы, уважаемая Ирина Борисовна! Нам необходимо сохранить именно библиотечную отрасль, основы библиотечной профессии должны остаться! А сейчас зачастую в библиотеки приходят такие молодые специалисты, которые даже не знают что такое библиография, библиографоведение и т. д. Хотя возможно я не права и предвзято отношусь к молодым специалистам.

  2. Всё верно! Только не идут к нам молодые и талантливые, когда видят наши убогие интерьеры и отсутствие какого-либо финансирования (книги, подписка, автоматизация).

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*