За 2021-й и первую половину 2022 года посетители РГБМ получили на абонементе около 77 тысяч печатных изданий, в основном — книг. Примерно половину этих книг составляет художественная литература. Зарубежная беллетристика выдаётся почти в полтора раза чаще, чем отечественная, — и это совпадает с общими тенденциями, наблюдаемыми в пространстве российского чтения где-то в последнюю четверть века. Если внимательно вглядеться в перечень выданных изданий, можно увидеть много интересного.
Попробуем разделить все книги на три части: созданные в XIX веке и ранее (те, что мы уверенно называем классикой); написанные в XX веке; книги авторов XXI века, т.е. современная литература. Да, классикой можно считать также что-то из второй, и даже из третьей группы. И вообще разделение довольно грубое: ведь многое написано на рубежах XIX–XX и XX–XXI веков; при этом обе временные грани были богаты и на исторические, и на культурные события. И всё же полученные результаты стоит проанализировать.
«Старая» литература даёт около 16% всех выдач, и здесь отечественная классика как раз опережает зарубежную — но опережает не очень сильно. Больше всего — 57% выдач — приходится на современную литературу, здесь впереди зарубежная, но опять-таки опережение не очень сильное, оно как бы зеркально отражает превалирование отечественной беллетристики в первой группе, то и другое составляет менее 10%. А вот ситуация с литературой XX века — совершенно особая.
Книги, написанные в прошлом веке, составляют 27% всей художественной литературы, взятой на дом посетителями РГБМ. Произведения зарубежных авторов берутся в три с половиной раза чаще, чем произведения авторов российских. Больше ста раз были выданы книги 12 зарубежных и только трёх российских авторов. Их рейтинг выглядит следующим образом:
Э.М. Ремарк | 334 выдачи |
М.А. Булгаков | 247 |
Дж. Оруэлл | 215 |
Р. Брэдбери | 192 |
В.В. Набоков | 190 |
А.Н. и Б.Н. Стругацкие | 166 |
Э. Рэнд («Атлант расправил плечи») | 158 |
С.Д. Довлатов | 145 |
А. Кристи | 136 |
Г. Гессе | 132 |
Г. Гарсиа Маркес | 127 |
Т. Драйзер | 120 |
Дж. Лондон | 114 |
Дж. Толкин | 114 |
А. Хейли | 100 выдач |
Если взглянуть на полученные данные ещё внимательнее, то можно отметить, что молодые люди обращаются к книгам, написанным как в первой половине века, так и во второй. Среди отечественных авторов соотношение примерно 50/50. Из авторов «старых», кроме Булгакова, тут лидируют Горький и Шолохов (преимущественно «Тихий Дон»), из более современных, кроме Стругацких и Довлатова, — Борис Васильев и Иосиф Бродский.
Можно с достаточным основанием предположить, что востребованность произведений Горького, Шолохова, Васильева (а также выданных десятки раз Замятина, Твардовского, Распутина, Айтматова, ряда других российских авторов ХХ века) связана с выполнением учебных заданий, то есть это деловое чтение. Хотя есть авторы, книги которых молодые люди явно читают «для себя» — те же Стругацкие и Довлатов, а также Лимонов, Пикуль, Ефремов, Ильф и Петров, Венедикт Ерофеев.
Среди зарубежных авторов ХХ века только каждый четвёртый создавал свои произведения в первой половине столетия. Кроме Ремарка и Оруэлла, наиболее популярны из них Набоков, Агата Кристи, Герман Гессе. А из писателей второй половины века, помимо тех, кто собрал сотню и более выдач, лидируют Кен Кизи (чаще всего — роман «Пролетая над гнездом кукушки»), Умберто Эко, Курт Воннегут.
Очевидно, востребованность ряда книг зарубежных авторов также связана с деловыми мотивами и определяется программами гуманитарных учебных заведений. Однако в большинстве случаев, как показывает анализ списка, речь идёт о свободном чтении. Здесь много литературы в своих жанрах ставшей своеобразной классикой: прежде всего это фантастика и фэнтези (Уэллс, Толкин, Брэдбери, Рэнд, Азимов, Лем) и детективы (Кристи, Чейз, Стаут, Гарднер, Сименон).
Анализ выдачи на дом в РГБМ ещё раз подтвердил то, что уже не раз отмечалось исследователями, в том числе библиотечными: мир зарубежной беллетристики ХХ века неплохо освоен молодыми людьми. Литература (и даже классика) ХХ века для них — это Агата Кристи, Толкин, Лем, Хемигуэй, а у «продвинутых» читателей — ещё и Кафка, Экзюпери, Сэлинджер, Голдинг (можно назвать и другие имена, хотя не слишком много). Особым случаем является Ремарк: популярность его книг подтверждена многими исследованиями и не спадает уже более 20 лет. А вот отечественная литература этого периода (то есть, в основном, советская) им в принципе малоизвестна и малоинтересна. В массовых опросах фигурируют чаще всего всё тот же «Мастер и Маргарита» Булгакова и авторы, включённые в школьную программу. Не читается ни советская классика, ни деревенская, ни военная, ни молодёжная проза, ни советская поэзия. Этот огромный пласт, который был важнейшим в круге чтения молодых в течение целых десятилетий (с 20-х до 90-х), просто выпал из читательского пространства.
Для бабушек–дедушек нынешней молодёжи советская литература составляла основу чтения – об этом говорят данные исследований 40–60-летней давности. Книги зарубежных писателей ХХ века — их современников или почти современников — были дефицитом даже в столицах, а особенно в провинции. Несмотря на несравнимые с сегодняшними тиражи, например, Хемингуэя или зарубежной фантастики, спрос превышал предложение. К тому же отбор издаваемых авторов в большой степени определялся идеологическими соображениями, многое до советских читателей просто не доходило.
На родителей же сегодняшних молодых людей в 90-х обрушился поток переводной литературы. Здесь были и тексты признанных за рубежом, но неизвестных и даже запрещённых в СССР «серьёзных» авторов, и множество массовой беллетристики. В российское читательское пространство входят новые жанры — фэнтези, триллеры, комиксы, легитимизируются мистика и эротика. Пройдёт некоторое время, пока эти жанры и темы освоят отечественные авторы, наступит уже новый век. Отечественная литература, уже в 80-х начавшая терять главенствующие позиции (особенно у молодёжи), становилась всё менее значимой. Зарубежная вытесняла её, и прежде всего это касалось книг, написанных в недавние десятилетия. Темы и жанры этих книг соответствовали новым жизненным реалиям, они как бы помогали молодым людям войти в социокультурную глобальную современность. Это было ново, интересно, это было свободное чтение.
Между тем в 90-е годы российским литературоведением и вообще гуманитарной наукой были предприняты попытки пересмотреть каноны отечественной литературы ХХ века. Были модифицированы учебные программы, в том числе и школьные. Однако время показало, что как были для большинства школьников деловым чтением Маяковский, Горький, Шолохов, Николай Островский, так и не стали свободным чтением Бунин, Замятин, Платонов, Солженицын (исключением является всё тот же роман Булгакова «Мастер и Маргарита»). Очевидно, этому препятствует сама система школьного преподавания.
Сегодня многие отечественные писатели и книги ХХ века забыты, и далеко не все из них забыты заслуженно. А многие книги зарубежных писателей, пришедшие к российским читателям в 90-х, остались и сегодня в свободном чтении. К ним добавились другие книги авторов ХХ века, переведённые и изданные в России уже в веке двадцать первом. Так выглядит эта часть читательского пространства, сложившаяся в результате взаимодействия различных исторических и социокультурных факторов. Будет ли она меняться и как именно — зависит уже от новых исторических и социокультурных факторов. И, конечно, от профессионалов, работающих в этом пространстве, — от издателей, литературоведов и критиков, педагогов и библиотекарей.