Беллетристика ХХ века и молодой читатель

Маргарита Самохина


За 2021-й и первую половину 2022 года посетители РГБМ получили на абонементе около 77 тысяч печатных изданий, в основном — книг. Примерно половину этих книг составляет художественная литература. Зарубежная беллетристика выдаётся почти в полтора раза чаще, чем отечественная, — и это совпадает с общими тенденциями, наблюдаемыми в пространстве российского чтения где-то в последнюю четверть века. Если внимательно вглядеться в перечень выданных изданий, можно увидеть много интересного. 

 

Попробуем разделить все книги на три части: созданные в XIX веке и ранее (те, что мы уверенно называем классикой); написанные в XX веке; книги авторов XXI века, т.е. современная литература. Да, классикой можно считать также что-то из второй, и даже из третьей группы. И вообще разделение довольно грубое: ведь многое написано на рубежах XIX–XX и XX–XXI веков; при этом обе временные грани были богаты и на исторические, и на культурные события. И всё же полученные результаты стоит проанализировать.

«Старая» литература даёт около 16% всех выдач, и здесь отечественная классика как раз опережает зарубежную — но опережает не очень сильно. Больше всего — 57% выдач — приходится на современную литературу, здесь впереди зарубежная, но опять-таки опережение не очень сильное, оно как бы зеркально отражает превалирование отечественной беллетристики в первой группе, то и другое составляет менее 10%. А вот ситуация с литературой XX века — совершенно особая.

Книги, написанные в прошлом веке, составляют 27% всей художественной литературы, взятой на дом посетителями РГБМ. Произведения зарубежных авторов берутся в три с половиной раза чаще, чем произведения авторов российских. Больше ста раз были выданы книги 12 зарубежных и только трёх российских авторов. Их рейтинг выглядит следующим образом:

 

Э.М. Ремарк334 выдачи
М.А. Булгаков 247
Дж. Оруэлл 215
Р. Брэдбери192
В.В. Набоков 190
А.Н. и Б.Н. Стругацкие 166
Э. Рэнд («Атлант расправил плечи»)  158
С.Д. Довлатов  145
А. Кристи  136
Г. Гессе 132
Г. Гарсиа Маркес127
Т. Драйзер 120
Дж. Лондон  114
Дж. Толкин114
А. Хейли100 выдач

 

Если взглянуть на полученные данные ещё внимательнее, то можно отметить, что молодые люди обращаются к книгам, написанным как в первой половине века, так и во второй. Среди отечественных авторов соотношение примерно 50/50. Из авторов «старых», кроме Булгакова, тут лидируют Горький и Шолохов (преимущественно «Тихий Дон»), из более современных, кроме Стругацких и Довлатова, — Борис Васильев и Иосиф Бродский.

Можно с достаточным основанием предположить, что востребованность произведений Горького, Шолохова, Васильева (а также выданных десятки раз Замятина, Твардовского, Распутина, Айтматова, ряда других российских авторов ХХ века) связана с выполнением учебных заданий, то есть это деловое чтение. Хотя есть авторы, книги которых молодые люди явно читают «для себя» — те же Стругацкие и Довлатов, а также Лимонов, Пикуль, Ефремов, Ильф и Петров, Венедикт Ерофеев.

Среди зарубежных авторов ХХ века только каждый четвёртый создавал свои произведения в первой половине столетия. Кроме Ремарка и Оруэлла, наиболее популярны из них Набоков, Агата Кристи, Герман Гессе. А из писателей второй половины века, помимо тех, кто собрал сотню и более выдач, лидируют Кен Кизи (чаще всего — роман «Пролетая над гнездом кукушки»), Умберто Эко, Курт Воннегут.

Очевидно, востребованность ряда книг зарубежных авторов также связана с деловыми мотивами и определяется программами гуманитарных учебных заведений. Однако в большинстве случаев, как показывает анализ списка, речь идёт о свободном чтении. Здесь много литературы в своих жанрах ставшей своеобразной классикой: прежде всего это фантастика и фэнтези (Уэллс, Толкин, Брэдбери, Рэнд, Азимов, Лем) и детективы (Кристи, Чейз, Стаут, Гарднер, Сименон).

Анализ выдачи на дом в РГБМ ещё раз подтвердил то, что уже не раз отмечалось исследователями, в том числе библиотечными: мир зарубежной беллетристики ХХ века неплохо освоен молодыми людьми. Литература (и даже классика) ХХ века для них — это Агата Кристи, Толкин, Лем, Хемигуэй, а у «продвинутых»  читателей — ещё и Кафка, Экзюпери, Сэлинджер, Голдинг (можно назвать и другие имена, хотя не слишком много). Особым случаем является Ремарк: популярность его книг подтверждена многими исследованиями и не спадает уже более 20 лет. А вот отечественная литература этого периода (то есть, в основном, советская) им в принципе малоизвестна и малоинтересна. В массовых опросах фигурируют чаще всего всё тот же «Мастер и Маргарита» Булгакова и авторы, включённые в школьную программу. Не читается ни советская классика, ни деревенская, ни военная, ни молодёжная проза, ни советская поэзия. Этот огромный пласт, который был важнейшим в круге чтения молодых в течение целых десятилетий (с 20-х до 90-х), просто выпал из читательского пространства.

Для бабушек–дедушек нынешней молодёжи советская литература составляла основу чтения – об этом говорят данные исследований 40–60-летней давности. Книги зарубежных писателей ХХ века — их современников или почти современников — были дефицитом даже в столицах, а особенно в провинции. Несмотря на несравнимые с сегодняшними тиражи, например, Хемингуэя или зарубежной фантастики, спрос превышал предложение. К тому же отбор издаваемых авторов в большой степени определялся идеологическими соображениями, многое до советских читателей просто не доходило.

На родителей же сегодняшних молодых людей в 90-х обрушился поток переводной литературы. Здесь были и тексты признанных за рубежом, но неизвестных и даже запрещённых в СССР «серьёзных» авторов, и множество массовой беллетристики. В российское читательское пространство входят новые жанры — фэнтези, триллеры, комиксы, легитимизируются мистика и эротика. Пройдёт некоторое время, пока эти жанры и темы освоят отечественные авторы, наступит уже новый век. Отечественная литература, уже в 80-х начавшая терять главенствующие позиции (особенно у молодёжи), становилась всё менее значимой. Зарубежная вытесняла её, и прежде всего это касалось книг, написанных в недавние десятилетия. Темы и жанры этих книг соответствовали новым жизненным реалиям, они как бы помогали молодым людям войти в социокультурную глобальную современность. Это было ново, интересно, это было свободное чтение.

Между тем в 90-е годы российским литературоведением и вообще гуманитарной наукой были предприняты попытки пересмотреть каноны отечественной литературы ХХ века. Были модифицированы учебные программы, в том числе и школьные. Однако время показало, что как были для большинства школьников деловым чтением Маяковский, Горький, Шолохов, Николай Островский, так и не стали свободным чтением Бунин, Замятин, Платонов, Солженицын (исключением является всё тот же роман Булгакова «Мастер и Маргарита»). Очевидно, этому препятствует сама система школьного преподавания.

Сегодня многие отечественные писатели и книги ХХ века забыты, и далеко не все из них забыты заслуженно. А многие книги зарубежных писателей, пришедшие к российским читателям в 90-х, остались и сегодня в свободном чтении. К ним добавились другие книги авторов ХХ века, переведённые и изданные в России уже в веке двадцать первом. Так выглядит эта часть читательского пространства, сложившаяся в результате взаимодействия различных исторических и социокультурных факторов. Будет ли она меняться и как именно — зависит уже от новых исторических и социокультурных факторов. И, конечно, от профессионалов, работающих в этом пространстве, — от издателей, литературоведов и критиков, педагогов и библиотекарей.