Настроения и тревоги молодых: результаты одного международного исследования

Маргарита Самохина

Международная консалтинговая компания Deloitte опубликовала ежегодный отчёт об исследовании взглядов и настроений молодых людей. Объект исследования — миллениалы (поколение Y — им сейчас от 26 до 38 лет) и зумеры (поколение Z — им от 17 до 25 лет).

Всего было опрошено около 23 тысяч человек (более 14,6 тысяч миллениалов и около 8,3 тысяч зумеров) из 45 стран. Из России — 502 респондента (соответственно 301 и 201). Предметом исследования стали главные тревоги и темы, волнующие молодёжь. Респондентов просили оценить по 100-балльной шкале ситуацию в экономике, социополитической сфере, собственное финансовое положение, экологию и воздействие бизнеса на общество. Общий уровень настроений вычислялся по среднему арифметическому этих оценок. И главный вывод исследования таков: большинство молодых людей считают, что мир стоит на распутье в решении ключевых социальных вопросов, включая изменение климата, неравенство и дискриминацию.

69% миллениалов и 66% зумеров, уверены, что богатство и доход распределяются в обществе неравномерно. Чаще всего такие ответы давались в Латинской Америке — 84% опрошенных и в Восточной Европе — 80%.

Около 60% зумеров и 56% миллениалов думают, что в обществе распространён системный расизм. При этом более половины опрошенных считают, что на пути прогресса стоит старшее поколение.

Настроение молодых россиян за ковидный год ухудшилось сильнее, чем у их зарубежных сверстников. Сегодня его уровень у миллениалов — 27 баллов, у зумеров — 29 баллов (по миру в среднем — 34 и 36 баллов). Женщины оценивают обстановку пессимистичнее, чем мужчины, на 7—9 баллов. Это характерно и для российских респонденток, особенно самых молодых: 39% среди миллениалок и 50% среди поколения Z сказали, что испытывают тревогу все время. У российских мужчин такие показатели ниже — 23% и 29% соответственно.

При этом показатели тревоги в среднем по миру выше, чем в России. 33% российских миллениалов заявили исследователям, что постоянно испытывают стресс; в целом по миру таких оказалось 44%. Среди представителей поколения Z тревожность выше: постоянно в стрессе находятся 40% зумеров в России, в мире их число достигает 48%.

Характерно, что молодые люди в России считают стресс недостаточной причиной для того, чтобы пропускать работу. Всего 26% россиян-миллениалов и 41% российских зумеров согласны, что в связи со стрессом можно взять отгул, — по сравнению с 50% и 52% в мире. Россияне меньше опасаются находиться в общественных местах, чем их сверстники за рубежом. Кроме того, в России больше молодых людей признаются, что выполняли не все указания властей по защите от вируса: о полном соблюдении правил заявили 66% миллениалов (в среднем по миру — 75%) и 60% зумеров (69% соответственно).

Выяснилось также, что молодых людей в России и их сверстников за рубежом волнуют разные проблемы. Ухудшения ситуации в экономике ожидает почти половина российских респондентов — по 47% в обеих группах; в мире эти настроения немного менее пессимистичны — у 43% и 41% соответственно. Российские миллениалы больше всего обеспокоены неравенством в распределении богатств и доходов (41%), коррупцией в бизнесе и политике (38%), здравоохранением (35%), а представители поколения Z — коррупцией (47%), безработицей (32%) и неравенством в доходах (26%). По миру миллениалы сильнее всего переживают из-за ситуации в здравоохранении (28%), безработицы (27%), изменения климата (26%), а зумеры — из-за климата (26%), безработицы (25%) и здравоохранения (21%). При этом в целом окружающая среда и климат остаются важнейшими проблемами для молодого поколения. Например, каждый четвёртый респондент в обеих возрастных группах заявил, что действия компаний в отношении окружающей среды влияют на его решения о покупках.

Взгляды молодых россиян и их зарубежных сверстников на экологическую ситуацию различаются. Парадоксально, но, с одной стороны, российские респонденты несколько реже своих зарубежных сверстников говорят, что точка невозврата пройдена и невозможно восстановить ущерб, причинённый природе: так считают 26% миллениалов и 35% зуммеров, а в мире — соответственно 44% и 43%. С другой стороны, за рубежом молодёжь смотрит на решение экологических проблем более оптимистично, чем российская: 37% миллениалов и 40% зумеров считают, что после пандемии люди будут брать на себя бóльшую ответственность за климатические изменения; в России с этим согласны только 23% миллениалов и 21% зумеров.

Исследователи также спросили молодых людей об источниках их беспокойства в личной жизни. Миллениалов и зумеров больше всего волнуют вещи, связанные с работой и благосостоянием. Среди главных личных тревог — финансовое благополучие в долгосрочной перспективе, семейное благосостояние и карьерные перспективы, состояние здоровья. 48% миллениалов в России уверены, что они в жизни будут менее счастливыми, чем их родители; 22% рассчитывают стать более счастливыми, чем прежнее поколение. Среди российских зумеров 40% считают, что будут несчастнее родителей, 29% — что счастливее.

Согласно отчёту Deloitte прошлого года, обусловленная пандемией жизнь в изоляции и постоянном страхе заболеть или увидеть болезнь близких резко подорвали оптимизм миллениалов и зумеров. Однако почти каждый третий респондент в обеих группах рассказал, что чаще занимался спортом, лучше следил за питанием, навёл порядок дома и продал вещи, которые ему больше не нужны. Почти 25% миллениалов и 27% зумеров попробовали новые форматы работы. Обе группы рассчитывают проводить больше времени в офисе после снятия ограничений. Многие говорят, что рады вернуться в формальную рабочую среду, хоть и не на полный рабочий день. А почти каждый четвёртый хочет работать в офисе меньше, чем раньше.

Исследование показало, что представители поколений Y и Z не просто устойчивы к трудностям — они настойчивы, ставят под сомнение устоявшиеся нормы и верят в силу людей инициировать изменения. Они хотят, чтобы организации делали больше, призывают правительства исправить то, на что им не хватает сил, а если ничего не выходит — берут на себя личную ответственность за изменения. При этом выяснилось, что российские миллениалы более пассивны в попытках повлиять на окружение, чем их сверстники в мире: о желании оказать влияние на других заявили 15% (в других странах до 30%). А вот российские зумеры настроены почти так же решительно (30%), как их ровесники в других странах (33%).