Наставничество: о понятии, смыслах и необходимости для будущего библиотеки

Вероника Лещинская


Перед библиотечным сообществом сегодня стоит амбициозная задача  внедрение системы наставничества. И это не столько дань официально объявленному в 2023 году Году педагога и наставника, сколько актуальное методическое и практическое направление для достижения долгосрочных целей развития кадровой политики современной библиотеки.

 

В концепции Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала, созданного по поручению Министра культуры России О.Б. Любимовой на базе Российской государственной библиотеки для молодёжи в 2022 году, в качестве одной из первоочередных задач определено: «продвижение в библиотечную среду наставничества как неформального процесса обмена знаниями, социальными навыками, психологической поддержки между более опытными сотрудниками и менее опытными молодыми специалистами».

Какие долгосрочные эффекты мы получим благодаря системе наставничества? Как наставничество поможет нам решать вопросы профессионального роста и развития компетенций, вопросы развития профессионального сообщества в целом? Какие методики, технологии и инструменты следует применять для привлечения молодых специалистов в профессию? Как развивать мотивацию опытных сотрудников быть наставниками? Эти и многие другие вопросы актуальны сегодня для профессиональной среды.

 Наставничество имеет богатую историю, оно развивалось вместе с историей человечества. В древнегреческой мифологии у Одиссея был сын Телемах, которого он в своё отсутствие поручал мудрому советнику и воспитателю по имени Ментор. С тех самых пор имя Ментор стало нарицательным, от него впоследствии произошло понятие «менторство». Сегодня менторство определяется как модель передачи жизненного и профессионального опыта.

Вспомним и мудреца Сократа, который главной задачей наставничества считал пробуждение мощных душевных сил подопечного и помощь в самозарождении истины в сознании обучающегося. И для нас концепция «поиск истины в себе» как никогда актуальна, потому что понятие «наставничество» сегодня значительно расширяет свои границы. 

В современном понимании наставничество — это не просто передача опыта, знаний и умений, определённых навыков. Это уже формирование мировоззренческой позиции профессионала будущего, определяющей атмосферу в коллективе, которая невозможна без чувства «плеча», сплочённости и единения.

 В СССР наставничеству также уделялось большое внимание, считалось, что именно оно является предпосылкой становления специалиста и залогом его успешной карьеры. И надо отдать должное: это действительно работало, не везде, может, эффективно, но работало. 

В 1975 году в СССР был учреждён почётный знак «Наставник молодёжи». А в 1981 году появилось почётное звание «Заслуженный наставник молодёжи РСФСР». В то время эти знаки отличия являлись в том числе формой нематериального поощрения менторов и, как следствие, серьёзной мотивацией для опытных сотрудников. Эти исторические факты представляют для нас особый интерес, если мы говорим сегодня про наставничество молодых специалистов в библиотечном деле. 

В 2013 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул необходимость возрождения института наставничества. С тех пор оно становится одним из центральных направлений, развиваемых в рамках национального проекта «Образование». В педагогической сфере разработано большое количество методических рекомендаций и пособий, нормативных и иных рекомендательных документов, сборников успешных практик и т.д.

В 2020 году был учреждён ведомственный почётный знак Министерства культуры РФ «Почётный наставник». В Положении о знаке чётко сформулировано, что им награждаются лучшие наставники молодых специалистов за личные заслуги:

  • «в содействии гражданам Российской Федерации не старше 35 лет (далее — молодые специалисты), получившим среднее профессиональное или высшее образование по программам, имеющим государственную аккредитацию и впервые поступающим на государственную гражданскую службу (работу), в успешном овладении ими профессиональными знаниями, навыками и умениями, в их профессиональном становлении;
  • в приобретении молодыми специалистами опыта работы по специальности, формировании у них практических знаний и навыков;
  • в оказании постоянной и эффективной помощи молодым специалистам в совершенствовании форм и методов работы;
  • в проведении действенной работы по воспитанию молодых специалистов, повышению их общественной активности и формированию гражданской позиции».

Таким образом, наставничество как система методов профессионального сообщества развивается и набирает обороты, и стоит надеяться, что этот год даст старт новым проектам и программам, различным кейсам по наставничеству и в библиотечной отрасли. А Российская государственная библиотека для молодёжи будет этому активно содействовать и оказывать методическую и информационно-консультативную поддержку.

Постараемся для себя определить, что такое наставничество сегодня? Это особый социальный институт, который позволяет эффективно использовать человеческий капитал, способствовать развитию человеческого потенциала, помогает создавать условия для профессионального и карьерного роста каждого сотрудника внутри организации. 

Наставничество, применяемое как кадровая технология, — это, в первую очередь, эффективный инструмент для решения основной задачи любой организации: обеспечение долговременной конкурентоспособности её и отрасли в целом. 

Системно выстроенные коммуникативные связи внутри библиотечного профессионального сообщества позволяют сформировать эффективную стратегию, способствующую, среди прочего, решению различных практических задач библиотеки:

  • минимизация периода адаптации молодого специалиста;
  • профессиональное становление и развитие молодых библиотекарей, повышение их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять функциональные обязанности; 
  • увеличение производительности труда и результативности, достижение максимальных показателей в работе;
  • улучшение трудовой дисциплины и психологического климата в коллективе;
  • раскрытие креативного потенциала сотрудников.

Несомненно, наставничество является действенным инструментом не только в закреплении молодых кадров и их профессиональной подготовке для дальнейшего продвижения, но и в повышении квалификации опытных сотрудников, в переподготовке и снижении степени их профессионального и эмоционального выгорания.

Применительно к библиотеке можно выделить некоторые возможные уровни наставничества:

опытный библиотекарь  молодой библиотекарь,
молодой библиотекарь  молодой специалист,
опытный библиотекарь  студент вуза/колледжа,
молодой библиотекарь  студент вуза/колледжа,
библиотекарь  педагог образовательной организации.

Все эти уровни вариативны и выбираются исходя из практических задач наставничества и анализа конкретных потребностей организации.

Анализ существующих кадровых задач, система отбора наставников, разработка мотивационной базы как для наставников, так и для наставляемых, выбор форм и направлений наставничества, выработка критериев результативности наставнической работы — вот лишь некоторые практические задачи, которые предстоит решать.  Но главная цель понятна: наставничество — это инвестиции в развитие современной библиотеки.

Нас ждёт большая аналитическая, методическая и практическая работа, которая позволит внедрить именно те формы, уровни, методы и инструменты наставничества, которые наиболее эффективны для развития кадрового потенциала в библиотеке.