2023 год богат на литературные юбилеи. Один из них — 100-летие знаменитого фантастического романа А.Н. Толстого «Аэлита». Написанная в 1921–1922 гг. в эмиграции, книга увидела свет в 1923 году в Петрограде, а уже в следующем 1924 году роман был блестяще экранизирован Яковом Протазановым. С тех пор «Аэлита» уверенно вошла в золотой фонд мировой фантастической литературы.
В начале ХХ века увлечение Марсом переживало свой пик. Началось всё с различных предположений исследователей и писателей о том, что Марс обитаем. Большая путаница произошла из-за некорректного перевода слова «каналы».
В 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли с огромным трудом разглядел на поверхности Марса какие-то тончайшие прямые линии, которые он назвал итальянским словом Canali. В итальянском это слово не означает каналы только искусственного происхождения. Возможно, Скиапарелли подразумевал «проливы» природного рода. В 1892 году английский перевод сочинений Скиапарелли увидел один богатый американец Персиваль Лоуэлл. Мысль о марсианской жизни так овладевает им, что он бросает дипломатическую карьеру, строит на свои деньги астрономическую обсерваторию в Аризоне и посвящает себя наблюдениям Марса. А в 1895 году публикует книгу под названием «Марс», где утверждает, что на Марсе существует разумная жизнь и что каналы являются плодом инженерного искусства марсиан. Что жители Марса вынуждены строить гигантские каналы, чтобы доставлять воду из полярных шапок в экваториальные районы. Логические следствия из этого заявления потрясли весь просвещённый мир конца XIX века.
Публикации захватили умы писателей-фантастов. И одним из первых в1897 году подлил масла в огонь Герберт Уэллс, опубликовав свой роман «Война миров». У человечества появился образ космических завоевателей, несущих смерть и разрушения нашей планете. И только в 1923 году Алексей Толстой подарил читателям «Аэлиту».
В романе «Аэлита» автор сплетает воедино несколько самых разных тем, однако главная тема — Марс — привлекает внимание огромного количества читателей. Поколение Жюля Верна, мечтающее полететь на Луну, стремительно меняется на поколение «летящих на Марс». Вспомним о времени написания романа: красная планета, красный флаг, красная кровь — цвет революции, да и сам по себе Марс — бог войны. Но Толстой уникальным образом ставит на этом «красном фоне» вопрос любви. И тема любви, и тема межпланетных путешествий, и социальная проблематика перекликаются настолько гармонично и естественно, что роман вот уже век не теряет своей актуальности и привлекательности. Автор начинает развивать главные линии с моментов сугубо технологических. Алексей Толстой пытается достаточно научно описывать космические технологии. Автор не просто выдумывает технологии космического полёта — он подводит под них научную базу. Например, он пишет, что Земля из космоса будет выглядеть не выпуклой чашей, а вогнутой, что подтвердили потом космонавты; он чётко поставил вопрос, что главное в межпланетных полётах — это преодоление атмосферы (то есть сам межпланетный перелёт имеет меньше проблем, чем отрыв от Земли). Конечно, он допускает ошибки: например, считал, что с Марса Земля будет видеться красноватой.
Главный герой — инженер Мстислав Сергеевич Лось — изобретатель «не от мира сего». Но, как у многих гениев, его цель — служить человечеству, работать на его благо. Переживая личное горе, Лось стремится улететь с Земли, забыться, и, по его мнению, лучше всего это сделать на Марсе. Он изобретает совершенно уникальный двигатель. При том, что в то время уже была известна радиация и радиоактивность, Толстой, который несомненно знал об опытах учёных, «дарит» своему герою изобретение двигателя не на ядерной энергии, а на энергии биологической — энергии раскрывающегося семени. Это очень характерный момент романа, где читатель чувствует человечность, жизненную и мирную энергетику. Образ звездолёта, летящего на энергии разрывающегося, пробуждающегося зерна, энергии жизни олицетворяет и гений автора, и то, как его герой преодолевает страшную жизненную ситуацию и «прорастает» в новой, фантастической реальности.
У Лося есть напарник — красноармеец Гусев. Это диаметрально противоположный образ и характер. Если Мстислав Лось абсолютный интроверт и меланхолик, то Гусев — деятельный, активный, всегда бодр и готов к приключениям. И даже отношение к любви, к женщине у героев полярные. Лось не может жить после потери любимой женщины и пытается «сбежать» на Марс, Гусев же легко расстаётся с женой Машей и так же легко находит себе марсианскую женщину.
Третий очень показательный персонаж — американский журналист. Это человек-сенсация, он потрясён русскими, в которых удивительным образом сочетаются тоска, бесшабашность, весёлость, невозмутимость и отчаяние. Как это непонятно американцу! Он предлагает Лосю славу, известность, но… Мстислав Сергеевич совершенно искренне не понимает эту жажду успеха, необидно смеётся и отказывается. Увы, идеи Лося чужды не только американцу. Его не понимают и соотечественники, погрязшие в рутине «земных проблем».
Вопреки всем многочисленным препятствиям Лось и Гусев совершают свой уникальный полёт. Алексей Николаевич придумывает целую марсианскую цивилизацию, куда попадают наши герои. И здесь автор старается достаточно подробно описать небо, атмосферу и прочие марсианские черты, однако в этом уже нет никакой научной базы, и начинается исключительная марсианская история, в немалой степени вдохновлённая и «Марсианской серией» Эдгара Берроуза. Суть её проста — на Марсе есть цивилизация, и она генетически связана с земной. Лось не ожидает на Марсе чудовищ (которых описал Уэллс в «Войне миров») — напротив, он уверен, что мы и марсиане невероятно похожи. Но и здесь кроется секрет — марсианская цивилизация связана с древней историей Земли, с историей легендарной Атлантиды. Увлекательна идея автора о семенах, летающих в Космосе, в безвоздушном пространстве и оживотворяющих планеты. (Здесь он ещё раз напоминает нам о жизненной энергии, ведущей звездолёт.) И когда-то давно таким образом на Земле появились Атланты, которые после гибели Атлантиды колонизировали Марс.
История Атлантиды, как и история Марса, вдохновляла и будет вдохновлять многих авторов. Толстой же соединил эти истории в одну. Но и на Марсе цивилизация Атлантов сталкивается с конфликтами идеологий, верований и убеждений. Писатель говорит о противовесах и противофазах народов и культур, и нам легко представить это. Правители Марса приходят к выводу, что генетическое вырождение не остановить, и решают «умереть достойно». Однако не все марсиане думают так же. Дочь правителя Аэлита хочет жить и любить. И хотя её имя Толстой переводит как «свет звезды, увиденной в последний раз», Лось влюбляется в прекрасную марсианку и совсем не планирует видеть её в последний раз. Напротив, он наконец-то счастлив, он нашёл то, ради чего полетел на Марс.
Другое дело — Гусев. Он деятелен и напорист. Он ищет социальные неравенства и, конечно же, находит. Революционный характер Гусева востребован и на Марсе. Герой поднимает восстание ущемлённых в правах марсиан, которое быстро подавляют, ведь марсиане очень слабы и немощны, они вымирают как вид. Но Аэлита… Она поистине неземная. Ей важно понять, что такое земное счастье, что такое земная любовь, она эфемерна и нежна, и на грани исчезновения задаётся вопросами жизни. И это самые важные вопросы романа. Вопросы, заданные устами неземной девушки, помогают читателям задуматься о том, что действительно важно.