Путеводитель по загробной жизни

Анастасия Несмеянова


Свою жизнь Кейтлин Даути решила посвятить… смерти. Она владеет похоронным бюро, путешествует по миру, изучая местные погребальные обряды, организует культурно-просветительские мероприятия, ведёт популярный блог на Youtube «AskaMortician» (в переводе — «Спроси похоронщика») и пишет страшно интересные книги. «Мир вообще странный и классный. И я хочу знать о нем как можно больше фактов — даже если некоторые из них мрачны и связаны со смертью». Ироничные ответы на самые провокационные вопросы юной аудитории активистка собрала в нон-фикшн бестселлере «Съест ли меня моя кошка?» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022).

 

Одна из таких животрепещущих проблем и отразилась в названии. Но почему люди в принципе задают вопросы о смерти? Осознание телесной недолговечности беспокоит умы человечества с того самого момента, когда, кажется, мы вообще научились думать. В древние времена народы готовились к плаванию по течению Стикса или встрече с Анубисом в царстве мёртвых, а сейчас интересуются криогенной заморозкой и переносом бессмертного сознания в цифровую среду. Существует ли способ говорить об этой тяжёлой теме так, чтобы не испытывать тревогу от столкновения с неизбежным?

Книга Кейтлин Даути — выдающийся пример явления, известного в науке под названием «death studies», то есть «исследования смерти». По сути, это обширная междисциплинарная область, которая сегодня стремительно набирает популярность не только за рубежом, но и в России. Психология, медицина, философия, социальная антропология — лишь некоторые оптики, позволяющие рассмотреть многочисленные грани феномена. «Съест ли меня моя кошка?» стала чем-то вроде мортального калейдоскопа: автор описывает разнообразные ситуации, связанные со смертью и отношением к ней.

Будучи ещё молодой девушкой, Кейтлин начала свой долгий профессиональный путь, изучая средневековые похоронные ритуалы в Чикагском университете, затем получила незабываемую опыт работы в крематории и специальное образование в школе бальзамирования, чтобы в конце концов открыть собственный бизнес. Однако смерть для неё — не только источник дохода (как бы цинично это ни звучало), но, в первую очередь, — неотъемлемая часть существования любого из нас, требующая осознанного отношения. С юмором рассуждая о довольно мрачных вещах, Даути делится с читателями случаями из собственных трудовых будней в сфере ритуальных услуг и примерами из жизни коллег: она освещает те аспекты подготовки к похоронам и посмертных приключений тела, которые обычно скрыты от посторонних глаз, включая богатый спектр специфических цветов, звуков и запахов. Более того, делает это лёгким языком, понятным аудитории всех возрастов, её тексты щедро украшены каламбурами и отсылками к поп-культуре, а сложные научные термины писательница объясняет простыми словами. 

Важнейшее условие перед началом разговора о похоронах за чашкой чая — мыслить в духе «позитивного отношения к смерти» («Death Positive» — авторский термин), отказавшись от тревожного избегания темы в пользу открытого и честного диалога. Именно такую атмосферу непринужденной дружеской беседы старается создать Кейтлин Даути, с чем, стоит признать, она отлично справляется. Одна из главных идей блогера — поддержка новых экологичных способов прощания с усопшими, вроде «естественного захоронения» без гроба в небелёном хлопковом саване или аквакремации (да-да, теперь это можно сделать даже с помощью воды!).  

Необычные для современного западного человека погребальные ритуалы найдутся не только в мечтах экоактивистов, но и в культурах разных уголков Земли. Так, многовековая традиция горного Тибета получила поэтичное название «Небесное погребение». Каменистая почва и климатические особенности здесь делают невозможным предать тело земле или огню, поэтому его просто оставляют птицам. Согласно верованиям тибетцев, человек должен приносить пользу для мира даже после смерти, а накормить других существ – вполне доброе дело. Кстати, подобный обряд практикуют в зороастризме, одной из древнейших религий: останки считаются нечистой материей, поэтому осквернять священные стихии соприкосновением с трупом недопустимо. 

А действительно, не оказывают ли мертвые тела негативного влияния на окружающую среду? Что насчёт загрязнения водоснабжения в сельской местности? Чтобы развенчать самые распространенные страхи и заблуждения, Кейтлин потратила немало страниц. Как оказалось, захоронения не влияют на качество воды, а шанс быть погребенным заживо в XXI веке составляет 0% — что ж, уже хорошие новости. Хотя всего пару столетий назад тесты на определение смерти не отличались гуманностью и «хирургической точностью»: инструментарий включал иглы под ногтями, раскаленную кочергу и даже бумажные записки «Я действительно умер» на лице.

Другой популярный вопрос в особенности тревожит поклонников фильмов ужасов: как узнать, не умер ли кто-то в доме, выставленном на продажу? Как оказалось, выяснить такие подробности может быть очень непросто, а в некоторых штатах — почти невозможно. В любом случае, Даути советует запастись терпением и изучить соответствующие законы, а за компанию — и законы о погребении. Вдруг кому-то захочется завещать своё тело науке? Письменное заявление понадобится, чтобы окончить жизненный путь не на городском кладбище, но, допустим, в качестве экспоната всемирно известной передвижной выставки «Мир тела» («Body worlds»), посетившей Москву в 2021 году. 

Открыв книгу с целью проанализировать перспективы превращения в корм для собственной кошки, любопытный читатель в подарок получает набор интересных фактов о температуре приготовления идеального попкорна (в главе о кремации, разумеется), особенностях установки кардиостимуляторов, скорости роста ногтей и прочих бытовых проблемах. Каждый из них — в контексте уморительных шуток владелицы похоронного бюро.

Но зачем же быть в курсе всех удивительных, временами — жутких и неприятных, фактов о мёртвом теле? Как говорит сама Кейтлин Даути: «Культура работает лучше, если в ней ведутся честные разговоры о смерти». Мы живём в крайне сложное время, когда столкновения с мрачными мыслями и событиями становятся неизбежны — поиски философского камня не увенчались успехом, да и с загрузкой человеческого сознания в компьютер учёные пока не торопятся, поэтому осмысленное отношение к смерти — единственное доступное лекарство от меланхолии для беспокойных умов.