Мир глазами Матье

Александр Кунин


В 2022 году на русском языке вышла книга Марка-Антуана Матье «Подвалы музея. Фрагменты дневника одного эксперта». При первом приближении кажется, что это очередной авторский европейский комикс, созданный по заказу музея. Но потом всё окончательно переворачивается с ног на голову. Об этом издании и других экспериментах французского комиксиста – читайте ниже.

 

Марк-Антуан Матье — французский комиксист. Ему немного за 60, и последние 40 лет он занимается созданием рисованных историй. Сам себя он относит к числу авторов-экспериментаторов, а не к комиксистам в чистом виде. Живёт в пригороде Анже (Франция). В конце 1980-х вместе с друзьями организовал творческую студию LucieLom (www.lucie-lom.fr), в рамках деятельности которой организуются инсталляции, арт-проекты и большие выставочные программы, в том числе в музеях и на крупнейших европейских фестивалях рисованных историй (Ангулем, Бастия и пр.). В этой студии Марк-Антуан работает и до сих пор, устраивая выставки, рисуя плакаты и придумывая необычные философские комиксы. Кстати, самая недавняя его работа, созданная в 2022, Deep Me — это комикс в полной темноте. Читатель с первых кадров оказывается на месте человека, который ничего не видит и ничего не помнит о себе. «Адам» — так обращаются к нему неизвестные голоса. Он пытается что-то отвечать, но не уверен, что его слышат.

Эмоции, которые начинает испытывать Адам, на рисунке сопровождаются белыми точками. Со временем эти точки собираются в силуэты и, в конечном итоге, начинают сформировывать изображения. Работа над этим комиксом заняла полтора года, а начиналась как эксперимент. Кстати, уже в комиксе «3 секунды» (первое издание в 2011 г.) автор начинает эти эксперименты с физиологией читательского восприятия, заставляя видеть развитие истории в раскадровке на полосе, состоящей из совершенно чёрных квадратов.

К слову, на русском языке сегодня доступны уже две книги Марка-Антуана Матье: «3 секунды», опубликованная в издательстве «Комильфо» в 2016 году и прошлогодняя — «Подвалы музея» (первое издание — в 2006 г.) под редакцией «Бумкниги». А ещё комиксист несколько раз бывал в России. В 2016 году его визит был приурочен к выходу книги.

 

 

«3 секунды» — это детектив, расследовать который вынужден сам читатель. В комиксе нет рассказчика или персонажа, от чьего имени раскрывается история. Всё, что мы видим — путешествие света, отражённого от зеркальных поверхностей. За три секунды луч света преодолевает 900 тысяч километров. За это время в комиксе совершается убийство, а читатель успевает в след за отражённым светом несколько раз покинуть землю и вернуться обратно к месту преступления.

Что примечательно, для своей истории Марк-Антуан использовал реальные фотографии конкретных зданий, самолётов, спутниковые снимки и так далее. Как он признаётся в одном из интервью, этот комикс стал возможен только благодаря тому, что создан в цифровую эпоху. «Лишь благодаря использованию современных компьютерных средств было возможно собрать такую довольно неправдоподобную документальность».

Педантичное следование логике повествования и физиологии восприятия, даже когда речь идёт о путешествии отражённого света, как в комиксе «3 секунды», стало для самого автора почвой для досадных курьёзов. Так в этой книге в числе героев — муха. Автор добавил её, желая удивить, довести повествование до абсурда, когда на очередном этапе увеличения картинки мы должны были бы увидеть отражение в сетчатке глаза мухи и последовать за этим отражением дальше. Но изучая глаз мухи, комиксист обнаружил, что, в отличие от человеческого, глаз насекомого не отражает, а поглощает свет, являясь своего рода фотонным датчиком. Кстати, сама идея книги родилась из размышления о новых жестах, обусловленных развитием технологий. Например, для увеличения картинки на сенсорном экране мы раздвигаем её двумя пальцами, но что может получиться, если делать это бесчисленное количество раз?

В своих произведениях Марк-Антуан Матье экспериментирует с формой и с архитектурой книги. Так, на странице могут располагаться вырезанные фреймы, через которые проглядывают кадры с другой страницы. Таким образом, один и тот же кадр может стать частью повествования на разных страницах комикса. 

Сюжеты Матье часто бывают запутанными. Он нарочно сбивает читателя с толку, заставляя чувствовать себя дезориентированным. Выступая на фестивале «Бумфест» в Санкт-Петербурге в 2016 г., он объяснял это тем, что с детства был под большим влиянием комиксов Винзора МакКея о малыше Немо. Это мальчик, чьи приключения происходят во снах.

Истории Матье не связаны с политикой или какими-то социальными проблемами, но они затрагивают философские вопросы, волнующие любого человека. Конфликт, проблему он буквально выхватывает из воздуха. Так, в истории Acheter Otto, l’homme réécrit (2016) главный герой, Отто Шпигель, получает в наследство от родителей сундук, в котором собраны материалы, фиксирующие первые семь лет его жизни с точностью до секунды. По сути, этот комикс исследует вопрос, что скрывается за причинностью бытия, что скрывается за тем фактом, что в какой-то момент вы являетесь тем, кто вы есть? Есть ли в действительности свобода воли, или мы все — запрограммированные супералгоритмы?

Впервые эти идеи Марк-Антуан Матье затрагивает в своей многотомной серии о Юлиусе Корентине (Julius Corentin Acquefacques). Самая первая книга из семи, вышедших к 2023 году, под названием «Происхождение» (L’Origine, 1990 г.) начинается с того, что Юлиус просыпается, падая с кровати, и берёт комикс под названием «Происхождение». Он открывает книгу на странице, где нарисован сюжет, повторяющий его пробуждение и падение с кровати. В этот момент он начинает подозревать, что некая высшая сущность управляет его жизнью.

 

 

В «Подвалах музея» действие происходит действительно в Лувре. Некий эксперт Рей-Улав Зум получает задание провести инвентаризацию экспонатов в подвальных хранилищах музея. В итоге его путешествие длится больше 50 лет. А в процессе пути реальность (а многие объекты и интерьеры списаны с существующих аналогов), художественное пространство произведений и фантазии переплетаются до такой степени, что невольно перестаешь понимать, за какой именно сюжетной линией пытаешься уследить.

Действительно: наука, искусство и реальная жизнь; прошлое, настоящее и будущее — всё это единое пространство мысли. И пытаясь их разграничить, отделить одно от другого, мы только больше запутываемся в себе, в своих мотивах и целях. Рисованные истории Матье в этом контексте становятся хорошим инструментом, чтобы остановиться и переосмыслить происходящее.

Завершая это краткое размышление о творчестве Марка-Антуана, надо признать, что время простых и незамысловатых комиксов окончательно осталось в прошлом. Теперь у нас есть примеры, переворачивающие привычные клише с ног на голову.

 

Видео по книге «Три секунды»