Возможности и барьеры: волонтёрство в библиотеках России

Ксения Косачкова

Волонтёрство в России сегодня не только действенный социальный лифт для молодёжи, но и реальный ресурс социального и экономического развития страны. Всего за несколько лет в добровольческом секторе произошли заметные преобразования, которые позволили ему выйти на качественно новый уровень: заработали новые механизмы нормативного регулирования, развернулась инфраструктура, появились новые направления и форматы волонтёрской деятельности, запущены образовательные программы…

На протяжении многих лет активными субъектами волонтёрского движения выступают библиотеки. И сегодня назрела необходимость более подробного изучения реального состояния и перспектив его роста, в связи с чем Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) организовала и провела в 2021 году социологическое исследование «Возможности и барьеры в развитии добровольчества в библиотеках России», основная часть которого включала в себя проведение анкетирования среди общедоступных библиотек и последующий анализ полученных данных. 

В опросе приняли участие 373 публичные библиотеки (324 — муниципальные, включая модельные, и 49 — региональных) из 61 региона России. Большинство (79%) — общедоступные (для разных возрастов). Также анкету заполнили детские, детско-юношеские, молодёжные, юношеские, для детей и молодёжи и специальные для слепых и слабовидящих библиотеки. Примерно 40% библиотек расположены в сельских поселениях.

Опрос показал: в той или иной мере волонтёрской деятельностью занимается 78% библиотек. Причём большинство выступает активными участниками процесса, непосредственно взаимодействуя с волонтёрами и/или волонтёрскими организациями. И лишь небольшой процент библиотек ограничивается предоставлением волонтёрам помещений под тематические мероприятия.

Ещё с советских времён в библиотеках существовала практика работы с добровольцами (назывались они читательским активом), но действительно мощным толчком к активизации волонтёрской деятельности и выходу её на новый уровень стал Год волонтёрства (добровольчества). Это отметило большинство библиотек (64%).

Серьёзным вызовом для многих сфер жизнедеятельности стала пандемия. При этом 38% библиотек указали, что короновирусная ситуация никак не отразилась на развитии у них волонтёрской деятельности. 17% библиотек отметили спад волонтёрской деятельности в период пандемии, а 12%, наоборот, зафиксировали подъём добровольчества. Тот факт, что волонтёрство в библиотеках в целом продолжило развиваться, объясняется тем, что библиотекам удалось достаточно оперативно встроиться в «новый» миропорядок, запустить в дистанционном формате различные проекты, акции, в том числе мероприятия для волонтёров, расширить линейку практик в физическом пространстве, например, сосредоточив внимание на обслуживании пользователей, находящихся на изоляции.

Специфика организации волонтёрской деятельности

В основном библиотеки получают помощь от сторонних, «небиблиотечных» волонтёров (76%) — как состоящих в каких-либо организациях, так и не принадлежащих никаким волонтёрским объединениям и центрам. При этом почти четверть библиотек имеют свои волонтёрские объединения, а некоторые даже выступают координационными центрами по волонтёрству для всего региона.

Стоит сказать, что центры, направленные на оказание методической, информационной, консультационной, просветительской и ресурсной поддержки в развитии добровольческой деятельности в сфере культуры, стали активно создаваться на базе библиотек с 2019 года, то есть с момента становления общественного движения «Волонтёры культуры». Высокий потенциал библиотек в этой области не могли не заметить региональные и муниципальные органы власти, активно содействуя образованию таких центров при библиотеках. На сегодняшний день в числе библиотек, имеющих статус регионального координационного центра — почти десяток учреждений, среди которых Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Бурятская республиканская детско-юношеская библиотека, Владимирская областная библиотека для детей и молодёжи, Воронежская областная юношеская библиотека им. В.М. Кубанёва, Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Мурманская областная универсальная научная библиотека, Рязанская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького, Самарская областная библиотека для молодёжи. Некоторые из представленных библиотек одержали победу на федеральном уровне в рамках Всероссийского конкурса волонтёрских центров в сфере культуры в 2020 и 2021 годах.

3% респондентов указали, что взаимодействуют с волонтёрами через проведение обучения по направлению «Организация волонтёрской деятельности». Другие библиотеки предложили свои варианты ответов: кто-то уточнил, что взаимодействует с волонтёрами через местные органы культуры, кто-то указал, что библиотека выступает посредником между волонтёром и благополучателем, кто-то вышел за рамки вопроса и отметил, что сама библиотека является волонтёром.

Преимущественно работа по волонтёрству ведётся в библиотеках эпизодически, по мере необходимости (69%).

В большинстве случаев координирует волонтёрскую деятельность штатный сотрудник библиотеки (87%). Иногда функции координатора берут на себя самостоятельное структурное подразделение, молодёжные советы, представители органов культуры или «внештатный» специалист.

Вопрос регламентации волонтёрской деятельности остаётся одним из самых дискуссионных среди библиотек: не все из них стремятся документировать свои отношения с волонтёрами, опасаясь нанести ущерб существу дела внешними формальностями. Это в принципе характерно для института библиотек, которые с давних пор привыкли формировать вокруг себя объединения на свободных дружеских принципах. Неразвитость регламентации подтверждают и результаты текущего опроса, согласно которым только 24% библиотек ведут соответствующим образом волонтёрскую деятельность. При этом нельзя не заметить, что в сравнении с прошлыми годами всё-таки фиксируется рост библиотек, регламентирующих свою волонтёрскую работу. 

Библиотеки задействуют самые разные направления волонтёрства и нередко совмещают работу сразу по нескольким из них. Самое популярное направление — событийное волонтёрство (78%). В тройку лидеров также вошли культурное (43%) и патриотическое направления (41%). Чуть меньше библиотек отметили работу по информационно-библиотечному, социальному и экологическому волонтёрству (примерно 30%). Меньше одной пятой части библиотек указало, что занимается спортивным волонтёрством, благоустройством территорий, помощью животным, медиа- и IT-волонтёрством.

В некотором смысле в распределении ответов по данному пункту можно наблюдать прямую зависимость популярности направления от степени его сложности. Так, например, событийное волонтёрство обычно не требует наличия специальных знаний и серьёзной подготовки от добровольца, что существенно упрощает организацию волонтёрской деятельности. В свою очередь социальное волонтёрство, ориентированное на помощь социально незащищённым слоям населения, является одним из самых сложных направлений и предполагает предварительное обучение добровольцев. Определённой подготовки требуют и медиа- и IT-волонтёрство, которые пока мало распространены, но имеют хорошие перспективы для того, чтобы широко развернуться в библиотеках. Сегодня библиотеки особенно заинтересованы в информационном освещении своей деятельности и массовых коммуникациях. В этой области волонтёры могут привлекаться в качестве фотографов, журналистов, SMM-специалистов, видеооператоров и т.д. Актуальной становится деятельность в области информационных технологий, которая связана в том числе с разработкой программного обеспечения, созданием веб-страниц, обучением населения цифровой и компьютерной грамотности. Современные библиотеки, выступая информационными и интеллектуальными центрами, активно включающимися в процесс цифровой трансформации, становятся одними из наиболее очевидных и перспективных площадок применения IT-волонтёрства. 

Основная волонтёрская аудитория библиотек — это, конечно, молодые люди. Прежде всего это школьники (74%); далее идут — учащиеся специальных учреждений (43%), студенты вузов (31%) и работающая молодёжь до 35 лет (28%). Соответственно по возрасту это в основном люди до 18 лет (69%) и от 18 до 25 (45%); заметно меньше добровольцев в возрасте от 26 до 35 лет (19%). 

Молодёжь всегда была и остаётся наиболее социально активной возрастной группой населения. Если брать во внимание конкретно библиотечную сферу, то об участии большого числа молодёжи в волонтёрстве может говорить и ориентация многих современных библиотек на «омоложение». Библиотеки создают специализированные молодёжные пространства, разрабатывают привлекательные для молодых людей ресурсы и услуги.

В большинстве библиотек (65%) отмечается примерно равное соотношение волонтёров мужского и женского пола. Сейчас можно говорить о притоке сильного пола. Возможно, это связано с расширениемспектра библиотечных направлений и видов работ, выходящих за рамки традиционно «женских» практик (например, IT-волонтёрство, медиаволонтёрство, благоустройство территорий, патриотическое волонтёрство), а может, и сменой приоритетов самого поколения волонтёров. 

О наличии людей с ограниченными возможностями здоровья в составе волонтёров заявили 25% библиотек; 18% — затруднились ответить, что, возможно, объясняется сложностью визуального распознавания некоторых форм инвалидности. И пока большинство библиотек (57%) указало, что не задействует в своей работе волонтёров-инвалидов.

Но в целом наблюдается позитивная картина по привлечению библиотеками волонтёров с ОВЗ. Тому способствует и создание доступной среды в учреждениях, и расширение линейки библиотечных мероприятий и услуг для инвалидов. Дополнительным толчком к этому послужил и федеральный проект «Культурная среда» национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных библиотек, в стандарт организации которых заложены соответствующие требования. 

Подавляющее большинство библиотек поощряет своих волонтёров. Чаще всего благодарственными письмами (88%). Также распространены (больше трети ответов) информирование через СМИ о достижениях добровольцев, вручение памятных сувениров от библиотеки и спонсоров. Наименее популярными (меньше одной пятой части ответов) оказались поощрения в виде церемоний награждения лучших добровольцев, написания рекомендательных писем для последующего трудоустройства или поступления в учебное заведение и т.п., а также обеспечение возможности получения услуг на льготных условиях, например, в библиотечном кафе или при пользовании платным сервисом в библиотеке.

Что касается практики обучения волонтёров, то она почти не развита — обучают волонтёров лишь 19% библиотек, 3% занимаются этим частично и косвенно, остальные — не обучают совсем. Во множестве случаев обучающие программы для волонтёров запускаются теми библиотеками, которые имеют продолжительный опыт работы с волонтёрами. В качестве примеров можно привести Самарскую областную библиотеку для молодёжи, где работает мастерская «Культурный доброволец», Новосибирскую областную молодёжную библиотеку с областной школой волонтёрства «Волонтёрство — фабрика возможностей», Рязанскую областную универсальную научную библиотеку с онлайн-школой волонтёров культуры и школой инклюзивного волонтёрства «Дух в движении».

Библиотеки охотно привлекают волонтёров. Самые распространённые каналы для привлечения добровольцев — социальные сети и объявления в библиотеке. Менее популярны (четверть и меньше ответов) библиотечный сайт, СМИ, ЕИС «Dobro.RU» — последний ресурс, стоит сказать, отметили всего 10% библиотек, при том что он является центральной добровольческой платформой, предлагающей широкие возможности для учёта опыта и достижений добровольцев, поиска волонтёрских вакансий, организаторов волонтёрской деятельности и добровольцев, прохождения обучения, участия в событиях и специализированных конкурсах. Кроме того, многие библиотеки привлекают волонтёров через личное общение — такой способ прежде всего характерен для малых населённых пунктов.

Важную роль в осознанном развитии волонтёрского движения играет проведение исследований в области добровольчества. Они позволяют увидеть реальную картину и выработать по итогам адекватные решения. Но пока лишь немногие библиотеки занимаются такой работой: за последние четыре года исследования, связанные с волонтёрской деятельностью, проводили 9% библиотек.

 

Факторы, препятствующие развитию волонтёрской деятельности в вашей библиотеке

 

Нехватка сотрудников для ведения волонтёрской деятельности39%
Нехватка времени для ведения волонтёрской деятельности 29%
Нехватка финансовых ресурсов28%
Нехватка людей, готовых оказывать волонтёрскую помощь библиотеке (потенциальных волонтёров)28%
Слабая материально-техническая база21%
Нет препятствий18%
Недостаток знаний и компетенций в сфере волонтёрства18%
Конкуренция с другими организациями, занимающимися организацией волонтёрской деятельности15%
Отсутствие мотивации у сотрудников заниматься организацией волонтёрской деятельности14%
Забюрократизированность волонтёрской деятельности (волокита с документами, планами, отчётами и т.п.)13%
Отсутствие чёткой регламентированности волонтёрской деятельности12%
Сложность организации волонтёрской деятельности10%
Отсутствие заинтересованности в поддержке и развитии добровольчества со стороны вышестоящего руководства (местной администрации) 6%
Зарегламентированность волонтёрской деятельности (излишняя подчинённость регламенту в ущерб «живому» взаимодействию с волонтёрами)5%
Отсутствие у библиотеки заинтересованности вести волонтёрскую деятельность5%
Проблема разграничения функциональных обязанностей между штатным персоналом и волонтёрами5%
Низкий статус библиотеки в местном сообществе3%
Другое3%
Неудобное месторасположение библиотеки2%
Неудобный график работы библиотеки2%

 

Большинство барьеров, стоящих на пути развития волонтёрской деятельности — это те же самые барьеры, что мешают нормальному развитию библиотеки в целом. Например, нехватка финансовых ресурсов. Проблема весьма распространённая, особенно остро ощутимая в библиотеках малых населённых пунктов. Среди респондентов, отметивших нехватку финансовых ресурсов, как раз 85% располагаются в малых городах и сёлах. Обычно денежная поддержка в деле развития волонтёрского движения необходима библиотекам в части закупки расходных материалов, сувенирной продукции, форменной одежды, оплаты проезда, проживания, питания и средств индивидуальной защиты.

Другие распространённые препятствия — нехватка специалистов и времени. Например, в тех же библиотеках малых населённых пунктов зачастую работает по два-три сотрудника, а иногда и по одному, в обязанностях которых самые разнообразные задачи — от административно-хозяйственных работ до организации массовых мероприятий. Времени курировать ещё и волонтёрскую деятельность практически не остаётся. Согласно мониторингу РГБМ, многие библиотеки акцентируют на трудности совмещения деятельности по волонтёрству с основными обязанностями. И это особенно проблематично для библиотек, плотно занятых организацией волонтёрской деятельности, имеющих свои волонтёрские объединения или выступающих координационными ресурсными центрами по волонтёрству. В таких случаях нередко встаёт вопрос о выделении специального человека конкретно под волонтёрские задачи. 

Серьёзное препятствие — слабая материально-техническая база. Волонтёрам подчас просто негде собраться. Нехватка площади, посадочных мест, старая и нефункциональная мебель, отсутствие ремонта и т.п. могут стать серьёзным отводом для потенциальных помощников. Недостаток технического оснащения закрывает дорогу современным направлениям волонтёрства (например, в сфере IT и медиа).

Другая ключевая проблема — недостаток знаний и компетенций в сфере волонтёрства. Из выбравших данный вариант ответа — 56% библиотек расположены в крупных и средних городах, 44% — в малых населённых пунктах. 

Как показывает мониторинг РГБМ, сегодня библиотеки остро нуждаются в системном изучении вопросов организации волонтёрской деятельности, в том числе касающихся привлечения, рекрутинга, мотивации, сопровождения, поддержки и обучения волонтёров. При этом наблюдаются плохая информированность библиотек о существующих обучающих программах, отсутствие связей с экспертами, в том числе и с библиотечными коллегами, которые могли бы поделиться необходимыми знаниями и опытом. 

Чуть меньше одной пятой части библиотек отметили в качестве своей проблемы — конкуренцию с другими организациями, занимающимися ведением волонтёрской деятельности. Нельзя не заметить, что большое количество различных организаций заманивают к себе волонтёров разнообразными интересными и многообещающими мероприятиями, акциями, проектами. В связи с этим многим библиотекам приходится усиленно работать над поиском эффективных способов привлечения добровольцев. Обычно эта проблема остро касается библиотек крупных городов, где расположено множество организаций и учреждений разного профиля. Результаты текущего опроса как раз это и подтверждают — больше половины библиотек, отметивших вышеуказанный барьер, расположены в крупных городах России. 

Немаловажную роль в эффективной организации волонтёрской деятельности играет мотивация сотрудников. Но в библиотеках это как раз «слабое звено». 

Результат, касающийся формализации отношений с волонтёрами, выстроился следующим образом: 13% библиотек назвали препятствием забюрократизированность волонтёрской деятельности, 5% — зарегламентированность и 12% библиотек указали в качестве основного барьера отсутствие чёткого, прописанного регламента деятельности. То есть библиотеки в принципе не против регламентации волонтёрской работы, но опасаются, что она может сорваться в чистую формальность, сопровождаемую волокитой с документами, планами, отчётами, излишней подчинённостью букве устава в ущерб «живому» взаимодействию с добровольцами. 

И всё-таки есть целых 18% библиотек, не обнаруживших никаких препятствий к ведению волонтёрской деятельности. Индикатор выглядит весьма обнадёживающим, хотя нельзя отрицать и того, что библиотеки могли просто пренебречь какими-то изъянами в своей работе и не указать их.

 

Факторы, благоприятствующие развитию волонтёрской деятельности в вашей библиотеке

 

Заинтересованность библиотеки в целом в поддержке и развитии волонтёрской деятельности56%
Открытость инициативам волонтёров44%
Месторасположение библиотеки38%
Высокий статус библиотеки в местном сообществе27%
Заинтересованность в развитии добровольчества со стороны вышестоящего руководства (местной администрации)26%
Неформальное взаимодействие с добровольцами (например, совместное проведение досуга: игры, походы в кино, на природу и т.п.)26%
График работы библиотеки26%
Партнёрская поддержка24%
Работа по привлечению волонтёров 17%
Участие библиотеки в волонтёрских и смежных конкурсах 17%
Материально-техническая база13%
Возможность поощрения деятельности волонтёров12%
Просветительская и рекламно-информационная работа в области волонтёрства10%
Достаточный уровень знаний и компетенций сотрудников, осуществляющих работу по организации волонтёрской деятельности9%
Нематериальная поддержка сотрудников библиотеки, координирующих волонтёрскую деятельность5%
Система обучения сотрудников5%
Система мотивации волонтёров5%
Методическая и исследовательская работа в области волонтёрства5%
Материальная поддержка сотрудников библиотеки, координирующих волонтёрскую деятельность3%
Бюджетное финансирование волонтёрской деятельности 2%
Система обучения волонтёров2%
Регламентированность волонтёрской деятельности1%
Внебюджетное финансирование волонтёрской деятельности 1%

 

Характерная черта многих современных библиотек — открытость инициативам пользователей. В отличие от большинства других культурных учреждений, которые зачастую не очень охотно допускают к себе волонтёров, ограничивая их кругом несложных задач, библиотеки стремятся к демократическим отношениям с волонётрами, дают им практически карт-бланш на реализацию самых смелых идей. 

Интересно заметить, что почти треть библиотек своей сильной стороной считают высокий статус в местном сообществе. Если вспомнить, что низкий статус как барьер отметили всего 3% библиотек, то, можно смело утверждать: библиотеки имеют хорошую репутацию и имидж у местного населения.

Также верхние позиции рейтинга занимает заинтересованность в развитии добровольчества со стороны местной администрации. Данный индикатор весьма важен. Если соответствующая поддержка «сверху» отсутствует, то, как правило, должным образом волонтёрство просто не сможет развиваться. Сейчас с выходом волонтёрского движения на государственный уровень власти на местах стали активнее поддерживать добровольческое движение, в том числе и в библиотеках. В текущем опросе только 6% библиотек указало на негативную «административную ситуацию» в их регионе.

В качестве сильного движителя волонтёрства в библиотеке респонденты отмечают неформальное общение с добровольцами, которое может проявляться во всевозможных чаепитиях, совместных променадах, экскурсиях, играх и других формах досуга. Такие встречи способствуют укреплению дружеских отношений между волонтёрами и библиотекой. 

26% библиотек благоприятствующим фактором к развитию у себя волонтёрства считают график работы. И это при том, что большинство из этих библиотек работают до 18–19 часов и лишь небольшая часть региональных, муниципальных и московских библиотек работает до 20–22 часов. Учитывая, что основная волонтёрская аудитория — это молодёжь, то режим работы библиотеки до шести-семи вечера вряд ли можно назвать удобным для неё: обычно в первой половине дня молодые люди заняты учёбой или работой, а свободное время появляется как раз к закрытию библиотеки. Любопытно, что неудобный график как барьер к волонтёрской деятельности выбрали всего 2% библиотек, что, скорее всего, говорит о том, что библиотеки пока недостаточно осознают важность этого показателя, и вопрос с увеличением времени на волонтёрскую деятельность они намерены решать не через увеличение часов работы учреждения, а за счёт чего-то другого. 

Почти четверть библиотек высоко оценивают роль партнёрской поддержки в развитии волонтёрской деятельности. В качестве партнёров выступают местная администрация, общественные организации, бизнес-структуры, образовательные, культурные, научные и другие учреждения. Их поддержка может носить финансовый, ресурсный, но чаще информационно-рекламный характер. Наличие серьёзных партнёров придаёт ещё большую значимость библиотеке в глазах волонтёров, равно как и наличие волонтёров в библиотеке повышает степень доверия со стороны потенциальных партнёров.

Зачем библиотекам участвовать в волонтёрской деятельности

Важность участия библиотек в развитии волонтёрской деятельности отмечают 70% библиотек, причём подавляющее число респондентов говорит о необходимости такого взаимодействия для всех библиотек. Участие в организации волонтёрской деятельности является серьёзным фактором развития библиотеки, укрепляет её позитивный имидж, помогает обогатиться новыми идеями, увеличивает количество партнёров и, главное, посетителей библиотеки, повышает интерес к библиотечным ресурсам и услугам. Почти половина библиотек отмечает также, что работа с добровольцами стимулирует творческую активность сотрудников. Некоторые библиотеки признаются, что волонтёрство решает часть финансовых проблем и освобождает персонал от рутинных обязанностей.

Перспективы 

Большинство опрошенных библиотек (72%) намерены и в дальнейшем продолжать развивать волонтёрскую деятельность. С перспективами в этом направлении пока не определились 18% респондентов, и только три библиотеки не занимались и не планируют заниматься волонтёрством, а одна намерена прекратить свою деятельность по этому профилю в виду оттока волонтёров (молодёжи) в другие города из-за учёбы.

В целом можно смело утверждать: сегодня библиотеки крепко связаны с волонтёрством. Работа по организации добровольческой деятельности в большинстве случаев приобретает более мотивированный, осознанный и масштабный характер. Формируется новое восприятие волонтёрства как важного стратегического ресурса, способствующего росту библиотек. Распространённость, шаговая доступность, открытость, бесплатность, полифункциональность современных публичных библиотек делают их уникальными и перспективными площадками для применения волонтёрских сил и продвижения добровольчества — в культурной сфере в первую очередь. Волонтёрам, особенно молодёжи, открыты широкие возможности для саморазвития на интеллектуальном, творческом и общественном уровнях. 

Поэтому особенно важным видится создание условий для поддержания и развития волонтёрской деятельности в библиотеках, оказания им информационной, методической, образовательной, координационной и материальной поддержки. 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*