Молодёжный читательский совет: определимся с понятием

Анна Харитонова

9 февраля 2022 года Российская государственная библиотека для молодёжи провела круглый стол, посвящённый молодёжным читательским советам, их месту и роли в библиотечной жизни. Идея организовать это онлайн-обсуждение была вызвана растущим числом самих молодёжных читательских советов, а также библиотек, заинтересованных в их создании. У коллег, которые только собираются организовать работу советов или уже находятся в этом процессе, возникает много по-настоящему важных, ключевых вопросов. Очевидно, что поднятая тема актуальна и нуждается в дополнительном освещении. 

Что такое молодёжный читательский совет? Чем он отличается от читательского клуба и других возможных формирований в среде читательской аудитории при библиотеке? Какова его основная роль? Какое место совет занимает в системе библиотечных координат? Давайте проясним эти вопросы.

Теория невозможна без практики, как невозможен дельный разговор без предмета обсуждения. Именно практика помогает проверять и уточнять умозрительные построения. В нашей стране существует многолетний и богатый опыт взаимодействия библиотек с читательскими активами. Также показательны уже имеющиеся результаты работы и с собственно молодёжными читательским советами. Всё это предоставляет нам возможность дать последним ясное определение, сформулировать опорные утверждения, вскрывающие суть самого понятия.

Отметим, что характеристику «молодёжный» мы временно оставим за скобками, ведь строгой возрастной «монополии» в вопросе о читательских советах быть не может. Так, библиотеки, работающие с молодёжной аудиторией, формируют молодёжные читательские советы (именно с ними имеем дело мы и наши коллеги по стране). Библиотеки же, ориентированные на иную целевую аудиторию, безусловно в каждом конкретном случае будут учитывать этот момент. Важно то, что хотя возрастная характеристика задаёт определённый и узнаваемый вектор деятельности читательского совета внутри сообщества библиотеки, она не меняет коренной сути совета как особой формы объединения. А именно на этой, «существенной» стороне мы и хотим сейчас сфокусировать наше внимание.

Итак, чтобы во всём внимательно разобраться, будем двигаться от малого к большему и начнём с довольно лаконичного определения: читательский совет — это особый консультант при библиотеке, состоящий из её постоянных и активных пользователей, готовых участвовать в библиотечной жизни, и осуществляющий в широком смысле рекомендательную функцию.

Теперь же рассмотрим «природу» советов внимательнее. В самом названии читательский совет заложена его суть — это круг инициативных читателей библиотеки, готовых советовать что-либо другим читателям. Слово «совет» в данном случае означает как само совещательное объединение читателей (собранное, как правило, из уже существующего читательского актива библиотеки), так и отражает его прямую функцию — рекомендательную. 

Важно подчеркнуть, что объединение это — не самостоятельное в том смысле, что оно не замкнуто на самом себе и не использует стены библиотеки лишь как площадку и точку сбора. Читательский совет — это не клуб/студия/кружок/группа по интересам и любой другой формат коллективного взаимодействия пользователей, деятельность которых направлена прежде всего на самих участников этих собраний. 

Читательский совет несёт в себе организационное начало. Это консультирующее представительство читательского сообщества библиотеки внутри самой её структуры, благодаря которому напрямую осуществляется и поддерживается взаимосвязь учреждения с пользователями в сотворческом и партнёрском ключе. Эту постоянную связь и построение взаимного диалога между руководством библиотеки и членами совета обеспечивает координатор читательского совета.

Основной деятельностью читательского совета как посредника между учреждением и его пользователями является раскрытие существующего фонда и ресурсов библиотеки, а также участие в их пополнении. А вот уже сама репрезентация и актуализация фондов «от первого лица», то есть самими читателями, направленная во вне и адресованная широкой аудитории библиотеки, может осуществляться различными путями и в самых разных форматах. В этом проявляется высокая степень свободы. Читательский совет — гибкая форма взаимодействия с читателем. 

Именно в постановке конкретных задач перед членами советов и открывается главное поле для творчества, индивидуального подхода в построении работы. Книжные подборки, обзоры, выставки, опросы и исследования, участие (в случае с членами молодёжных советов) в роли жюри на финальном этапе Всероссийской литературной награды «Премия Читателя», составление списков для закупки книг, мониторинг новинок книжного рынка, помощь в планировании и организации разнообразных библиотечных мероприятий — все эти и другие возможные форматы могут быть выбраны в качестве предпочтительных для конкретных советов в каждой конкретной библиотеке. А зависеть выбор будет от потребностей, желаний и возможностей как самого учреждения, так и самих участников советов. Всё перечисленное — это лишь разные способы достичь одного: выразить читательское мнение относительно фондов и ресурсов и представить аудитории рекомендации по схеме «пользователь — пользователю».

Очевидно, что двусторонние отношения между библиотекой и читательским советом характеризуются взаимной пользой: а) библиотека находится в постоянном диалоге со своей аудиторией и имеет возможность транслировать актуальную информацию для читателей непосредственно при участии самих читателей; б) члены совета же приобретают площадку для творческой, социальной и профессиональной самореализации, возможность напрямую взаимодействовать с библиотекой, а также различные бонусы, которыми каждая конкретная библиотека может поддержать свои советы; в) наконец, обе стороны лучше узнают возможности и потребности друг друга. 

Вот та канва, по которой каждая библиотека, имеющая дело с читательским советом, может вышивать свою собственную историю. У каждого учреждения и его сообщества — собственное уникальное лицо, а потому в данном материале мы постарались максимально обобщить основные константы существования читательского совета. Они сформулированы на основе многолетней работы с Молодёжным читательским советом РГБМ, а также в результате прямого сотрудничества с существующими, возникающими и развивающимися молодёжными читательскими советами наших коллег. Особенно с партнёрами «Премии Читателя», которая во многом выстроила наше профессиональное и творческое общение с молодёжными читательскими советами по стране на регулярных началах. А в ряде библиотечных учреждений эта литературная награда стала поводом для их создания.

С радостью делимся нашими наблюдениями и выводами. И предлагаем ознакомиться с записью февральской онлайн-встречи «Молодёжный читательский совет: зачем он библиотеке?».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*