В марте 2021 года состоялась XI Всероссийская рабочая встреча «Социолог и психолог в библиотеке», о которой мы уже писали (№61; №62). По результатам этой встречи в сентябре был выпущен очередной (уже двенадцатый) сборник «Социолог и психолог в библиотеке». О нём и поговорим в этом номере.
Библиотерапия — одно из важных и традиционных направлений деятельности библиотечных психологов, особенно в работе с детьми, подростками и молодёжью. В наших сборниках было немало публикаций этой тематики, есть и постоянные авторы. В новом выпуске опубликованы три статьи. Речь идёт о различных конкретных проектах и практиках, но нельзя не обратить внимания на два объединяющих признака. Во-первых, авторы подчёркивают, что именно библиотерапия позволяет им (и они к этому стремятся) органично сочетать психологическую помощь клиентам, социальную адаптацию — с продвижением чтения и библиотеки, с организацией общения вокруг прочитанного. Во-вторых, они отмечают, что при выборе тем и форматов своей практической работы опираются на результаты исследований, в том числе, собственных.
Ольга Анатольевна Талля (Курганская ОДЮБ) представила проект «Позитивная библиотерапия», который работает с 2016 года и обращён прежде всего к детям и подросткам; тесные отношения налажены также с молодыми участниками городского клуба инвалидов «Преодоление». Цели проекта, с одной стороны, возрождение (потерянного, как считает автор) интереса к чтению, с другой — психологическая помощь людям в дискомфортных и кризисных ситуациях, социальная адаптация и коррекция (всё это с помощью книги). Проект включает издание книжных закладок, буклетов, массовые и групповые мероприятия. В отдельном «Кабинете релаксации» проводятся индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия, тренинги. Название проекта подчёркивает одну из главных его идей. При этом исключительный упор на позитив в некоторых случаях может вызвать у читателей статьи неоднозначную реакцию. Например, тренинг «Психология счастья», каждый участник которого получал листовку «Заповеди счастливого человека» и записную книжку — «Книгу Счастья». Каждая страница книжки начиналась со слов «Сегодня самый счастливый день в моей жизни!», а заканчивалась словами «Завтра будет ещё лучше!»; между этими двумя записями предлагалось записывать то, что для владельца было замечательным, удачным и позитивным в этот день.
Одно из приоритетных направлений деятельности Чувашской РДЮБ — работа с трудными подростками. Психолог Наталия Витальевна Кулешова рассказывает о подростковом клубе «Свободный разговор» и о многолетнем опыте взаимодействия с Управлением федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике. Аудитория Клуба — условно осуждённые несовершеннолетние, и принципиальной целью является их социальная реабилитация. Суд обязывает таких подростков пройти курсы психолого-педагогической коррекции и реабилитации, либо посещать кружки и секции по интересам. Подобные секции обычно платные, а подростки часто происходят из социально неблагополучных семей; библиотека выступает здесь в качестве бесплатной альтернативы. При этом доверие к библиотечному психологу у подростков выше, чем к психологу «в погонах»; то, что рассказано в личной беседе, далее не передаётся. С помощью обсуждений, читательского общения психолог старается представить подросткам правильные жизненные ориентиры. А темы и формы мероприятий они выбирают сами. Автор отмечает, что в последнее время кроме неизменно популярных тем – воспитание характера и силы воли, формирование лидерских качеств и ответственности, выбор профессии, гендерные взаимоотношения – возникают новые интересы — формирование позитивного имиджа в социальных сетях, финансовая грамотность.
Пандемия обусловила переход многих библиопсихологических (как и других библиотечных) проектов в онлайн. Об этом — статья Натальи Георгиевны Хрусталёвой (Ярославская ОЮБ). Традиционные для психологов этой библиотеки обсуждения психологических тем на материале литературных произведений теперь ведутся в социальных сетях. Есть и другие изменения: раньше обсуждались классические, широко известные произведения, а сейчас психологи отбирают (в том числе, с учётом отзывов читателей) книги современных авторов, как российских, так и зарубежных, о подростках и для подростков. Автор считает, что проживая вместе с героями различные ситуации, молодые люди получают опыт, который смогут использовать в своей жизни, учатся лучше понимать себя и окружающих. Другой проект адресован родителям, здесь разговор идёт об их эмоциональном интеллекте — умении понимать чувства своего ребенка и учить его самого понимать свои чувства.
Общение в социальных сетях играет значимую роль и в реализации проекта «Пространство книжных историй», который ведёт психолог Иркутской ОЮБ Маргарита Юрьевна Ушакова. В основе здесь — идеи нарративного подхода, возможность осмысления жизненного опыта через события, связанные единой темой и сюжетом. В данном случае темой и сюжетом стало чтение. Читательское общение происходит вокруг книги — и оказывается, что личные «книжные истории» могут продолжать друг друга, влиять друг на друга, вовлекать в разговор новых участников. Автор подчёркивает: важно давать место самым разным мнениям, инициировать и поддерживать атмосферу заинтересованного разговора читателей друг с другом, библиотекарей с читателями, а также разговор между библиотекарями как читателями, а не только специалистами. Пример — большое количество ответов на пост автора в Facebook с вопросом «Какая книга изменила вашу жизнь?». При этом люди писали не просто о том, какие книги изменили их жизнь, но и почему, с чем это было связано. А когда человек не просто вспоминает о ценном, значимом для него, но и фиксирует это письменно, делится этим публично, он как бы объединяет разные события в своей личной истории, анализирует их, даёт этому опыту больше места в своей биографии.
В неожиданной по теме статье Дмитрия Константиновича Равинского (РНБ) речь идёт о библиотерапевтическом проекте, реализованном 20 лет назад в одной из американских библиотек. Только здесь «библио» — это не книга, а библиотека, и в качестве психологов выступили библиотекари (впоследствии их подход и результаты работы были описаны в специальном психологическом журнале; перевод и комментарии к этому тексту и составили содержание статьи). Библиотека столкнулась с вандализмом — были изрезаны несколько сотен книг, содержание которых касалось гомосексуализма, сексуальности и женщин (то есть речь шла о специфической «читательской цензуре»). Сотрудники библиотеки решили не списывать повреждённые книги, вместо этого они предложили (через Интернет) желающим создать из них арт-объекты. Затем была организована выставка таких арт-объектов под названием «Переломить вандализм: Повреждённые книги/Превращённые в искусство». Участниками выставки стали более 200 человек со всей страны. Большинство авторов указали причины, побудившие их участвовать в выставке. И выявились две обобщённых мотивации — ответить на насилие и причинение ущерба и ответить на предрассудки и цензуру. Те, кто указывал второй мотив, часто подчёркивали роль библиотеки как одного из защитников свободы мысли и слова (при том, что далеко не все они одобряли содержание испорченных книг). Участники проекта констатировали, что неамбициозная позиция библиотеки, спокойно, но твёрдо выступающей против вандализма, смягчает ощущение раскола в обществе, её деятельность может производить терапевтический эффект.