«Социолог и психолог в библиотеке»: Одиннадцатая Всероссийская рабочая встреча (Продолжение)

Маргарита Самохина

Продолжаем рассказ о XI Всероссийской рабочей встрече «Социолог и психолог в библиотеке», состоявшейся весной 2021 года в  Российской государственной библиотеке для молодёжи. Первую часть читайте в предыдущем номере.

Второй день начался с двух презентаций. Я презентовала второе, обновлённое и дополненное издание своей книги «Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог» и сформированный на её основе авторский видеокурс. Последовательно, но кратко рассматривая разделы книги и курса, пыталась сосредоточить внимание аудитории на наиболее важных аспектах и самых острых проблемах: необходимость программы исследования, использование не только опросных методов, значимость тщательной обработки и грамотного описания результатов, этика библиотечного социолога.

Мария Андреевна Ефимова (РГБМ) презентовала работу психологического клуба «В гостях у дядюшки Юнга». Она говорила о развитии клуба, существующего уже пять лет, о различных форматах и тематике его работы. Основная задача — создание безопасного пространства для коммуникации (очной или виртуальной), для взаимного обогащения; при необходимости человек может получить также психологическую поддержку, научиться адекватно себя оценивать. В клуб приходят люди разного возраста, образования, интересов. Отдельный формат — выезд группы участников клуба в горы. Презентация включала небольшие видео с кадрами таких поездок. Прозвучал также рассказ об онлайн-семинарах «Я и моя деятельность», аудиторию которых в том числе составляют и библиотечные специалисты. 

Выступление Марии Андреевны стало плавным переходом к заседанию психологической секции, которое вела Наталия Николаевна Талызина, психолог РГБМ. Тематика секции оказалась весьма широкой, это определялось разнообразием направлений деятельности библиотечных психологов.

Валентина Александровна Бородина (СПбГИК) говорила о том, как важно собирать, классифицировать, анализировать и комплексно представлять, делать доступной всю информацию об этой деятельности (печатную и электронную, от монографий до небольших публикаций). То есть речь шла о стратегии моделирования информационных ресурсов. Наличие подобных моделей позволило бы специалистам (и учёным, и практикам) понимать, что, кем, по каким направлениям наработано, видеть перспективы, учитывать опыт. Широкая картина возможностей, нарисованная докладчицей, пока представляется лишь мечтой, однако приведённые ею примеры были вполне конкретны; полезной она считает также и картотеку библиотечных психологов, которую на регулярной основе составляют методисты РГБМ.

Валентина Александровна справедливо отметила, что «библиотечный психолог» и «психолог в библиотеке» — совсем не одно и тоже. Дальнейший ход секции, как и весь предыдущий опыт Рабочих встреч, убеждает, что направления работы психологов связаны как с психологическими аспектами библиотечной деятельности, так и с проблемами людей, приходящих в библиотеку (порой даже конкретно к психологу). Докладчики говорили о психологической поддержке и помощи различным категориям посетителей.

Галина Петровна Ганжала (Специальная библиотека для слепых, филиал Тюменской ОНБ) рассказала о специфике работы психолога в специальной библиотеке. Подчеркнув важность разработки нормативных документов, она охарактеризовала каждое из направлений, представив примеры деятельности по психологической коррекции, психологической диагностике, по консультированию и просвещению; поделилась опытом, приобретённым в условиях карантина, когда библиотерапевтическую работу пришлось перевести в онлайн — на сайт и в социальные сети.

Наталия Николаевна Талызина (РГБМ) отметила резкий рост числа запросов на консультации психологов в 2020 году, ставшего естественным следствием общего роста тревожности. Было нарушено привычное течение жизни; в результате затворничества обострились коммуникативные проблемы; с одной стороны, повысились агрессивность и раздражение, с другой — появилось ощущение уязвимости, бессилия. Всё это сказалось на модификации тематики обращений. Изменился и сам формат работы психолога — консультации велись онлайн, по скайпу. При этом заметен не только рост востребованности психолога, но и повышение доверия к нему: обсуждаются ранее табуированные темы — например, наркомания, последствия сексуального насилия.

Характерно в связи с этим выступление студентки Челябинского ГИК Екатерины Игоревны Казанцевой. Она провела небольшой опрос молодёжи в сети — насколько респонденты осведомлены о домашнем насилии, сталкивались ли с ним сами, что думают о его причинах, кто, по их мнению, является жертвами, что они посоветовали бы делать жертвам. Докладчица считает, что эта и подобные темы (кибербуллинг, отношение к людям нестандартной внешности) волнуют молодёжь; библиотека могла бы явиться не только источником информации о них, но одной из площадок обсуждения в психологических группах.

Это выступление было частью доклада челябинских коллег — Юлии Владимировны Гушул (ЧГИК) и Оксаны Ивановны Шведько (Челябинская ОУНБ), посвящённого работе абонемента ОУНБ в условиях пандемии. К сожалению, они не совсем удачно сформулировали тему; представленная ими информация о модификации запросов и форм работы, их размышления о необходимости новых компетенций библиотекаря были бы более интересны участникам социологической секции. Тем не менее прозвучала мысль о роли психолога, о необходимости поддержки им не только посетителей, но и сотрудников библиотеки.

Наталия Витальевна Кулешова (Чувашская РДЮБ, Чебоксары) представила опыт работы подросткового клуба общения «Свободный разговор», действующего уже более 10 лет. Библиотека является реабилитационной площадкой для условно осуждённых подростков (партнёр — Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по Чувашской республике). Цель клуба — формирование у подростков социально-приемлемых навыков поведения, организация их досуга. Докладчица охарактеризовала используемые психологические приёмы, рассказала о формах работы клуба: тренингах личностного роста, ролевых играх, диспутах, профилактических встречах со специалистами, о продвижении чтения и библиотеки.

Библиотерапия как важный инструмент библиотечного психолога оказалась в условиях пандемии особенно востребованной, можно сказать, что она предстала и одной из форм продвижения чтения. Ольга Александровна Талля (Курганская ОДЮБ им. В.Ф. Потанина) назвала свой доклад «Исцеление и развитие души: психологическая помощь детям, подросткам и инвалидам». Она говорила об особой значимости библиотерапии в работе с «цифровым поколением», о роли библиотеки как особого пространства для социализации, о роли библиотечного психолога в возвращении интереса к чтению как важному фактору развития личности.

Тема доклада Натальи Георгиевны Хрусталёвой (Ярославская ОЮБ им. А.А. Суркова), как и темы её выступлений на предыдущих Рабочих встречах, — разговор с читателями о психологических проблемах на материале литературных произведений. Для психологов ОЮБ это традиционное направление деятельности, они считают, что зона пересечения литературы и психологии — благодарное пространство для библиотечного психолога. В нынешней ситуации основная часть подобной работы перешла в социальные сети, именно там размещаются ролики, представляющие конкретные книги. Причём если раньше основное внимание уделялось классике, то сегодня коллеги обратились к книгам современных авторов о подростках и для подростков; рассказывают они и о книгах для родителей. 

Маргарита Юрьевна Ушакова (Иркутская ОЮБ им. И.П. Уткина) рассказала о проекте «Библиотека как пространство книжных историй». Психолог начинает онлайн-разговор о книгах, его продолжают читатели (представители различных групп) и библиотекари. Развивается история (нарратив), которая может состоять из различных откликов, вопросов, дополнений, комментариев. Так или иначе речь идёт о читательском опыте и его влиянии на жизненный опыт, на развитие личности. Модифицируется общение с читателями, библиотекари получают навыки применения нарративных практик в своей работе.

Как и заседание социологической секции, заседание психологической завершилось выступлением студентки Алины Андреевны Артюх (Донецкая РБМ), которая учится на психолога в Донецком национальном университете. В своём небольшом исследовании она попыталась сравнить по некоторым психологическим признакам людей, читающих в библиотеке, читающих вне библиотеки и нечитающих. Методы исследования — анкетирование, тестовый опросник Шварца, использовались и другие методики. При всех сомнениях, касающихся объёма и принципов выборки, нельзя не отметить оригинальность подхода и увлечённость автора.

Подводя итоги Рабочей встречи, Марина Павловна Захаренко отметила, что РГБМ постоянно анализирует изменения в библиотечном пространстве, «мониторит ситуацию» — и старается использовать полученные результаты в практической работе, делиться ими с коллегами. Она подчеркнула также, что встречи библиотечных социологов и психологов, безусловно, нужны и востребованы, что есть много проблем и с повышением квалификации, и с взаимным информированием, и с формированием банка информационных ресурсов в помощь специалистам. 

Ситуация пандемии вынудила нас провести Рабочую встречу в онлайн-режиме. Это стало, конечно, некоторым плюсом — участие не было связано с финансовыми затратами, и география расширилась. Но безусловный минус заключался, прежде всего, в отсутствии живого общения, а также в том, что соблюсти традиционный формат встреч с вопросами, дискуссией, свободным микрофоном в онлайне было несравненно сложнее, чем в реальной аудитории. Тем не менее дни Встречи были информационно насыщенными. Надеюсь, каждый из участников сумел найти что-то интересное и полезное для себя.

По результатам Рабочей встречи будет подготовлен сборник материалов. Запись второго дня доступна по ссылке.