Мир тишины, открытый каждому

22 и 23 сентября 2021 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи большой и насыщенной программой отметили Международный день жестовых языков. Ежегодно во всём мире эта памятная дата отмечается 23 сентября, и её главная цель — напомнить всему миру о роли жестовых языков в жизни глухих и слабослышащих людей и о том, насколько важны раннее развитие, обучение глухих детей жестовому языку и доступ к образованию для полноценной интеграции в общество. Двухдневная программа мероприятий в рамках проекта «Открывая мир тишины» вобрала в себя интересные, современные форматы и актуальные темы и позволила всем участникам выбрать мероприятие по душе. О том, что и как происходило в эти дни в РГБМ, расскажем подробнее в нашем материале. 

Для понимания Международного дня жестовых языков, его основ и ценностей заглянем в историю: внимания заслуживает не только сама дата 23 сентября, но и год, когда о ней впервые заговорили. Ровно 70 лет назад — 23 сентября 1951 года — в Риме была провозглашена Всемирная федерация глухих — международная организация, которая защищает права глухих по всему миру и координирует национальные ассоциации глухих. А в сентябре 1958-го впервые прошла Всемирная неделя глухих, с тех пор последняя неделя сентября традиционно отмечается под этим названием. Несколько лет назад Генеральная Ассамблея ООН официально провозгласила 23 сентября Международным днём жестовых языков. Это ещё раз подчеркнуло значимость «беззвучного» языка для общения, развития и обучения глухих по всему миру. В последние годы новоявленная дата стала важным событием не только для глухих и слабослышащих, но и для всего инклюзивного общества. 

Идею проведения инклюзивных программ и циклов мероприятий, посвящённых культуре общения глухих и слабослышащих, нам подсказал собственный опыт. Более пяти лет на базе РГБМ в рамках Лаборатории инклюзивных и социальных практик ведёт работу Клуб русского языка для глухих и слабослышащих Московской организации Всероссийского общества глухих. Клуб собирает людей разных возрастов с нарушениями слуха, которые приходят, чтобы на жестовом языке изучать правила русского языка и погружаться в культуру речи. Среди гостей клуба есть и слышащие, те, кто изучает жестовый язык для себя, чтобы общаться, например, с глухими родными, или учится на сурдопереводчика, в этом случае занятия в клубе помогают накопить практический опыт общения на жестовом языке в живой среде. Словом, такие занятия оказались очень востребованными, и главное — их польза очевидна всем, а полученные навыки применимы в повседневной жизни.

В момент беззвучной, но всегда оживлённой беседы порой казалось, что эти люди общаются на каком-то засекреченном языке, как из детства, который понятен только им. И так хотелось заглянуть в их тайный мир и понять, о чём они говорят и как это всё работает. А что если совместить любопытство и интерес с практической пользой для общества? Именно эта мысль привела к поиску форматов и тем, которые бы могли заинтересовать всех посетителей библиотеки, а ещё дать знания и базовые навыки общения на жестовом языке — например, для приветствия, знакомства, предложения помощи, лёгкой коммуникации и пр.

Так двухдневная программа объединила молодых людей — будущих сурдопедагогов, студентов вузов, специалистов, изучающих и преподающих жестовый язык, экспертное сообщество, в том числе людей с инвалидностью по слуху, а также всех интересующихся темой жестовых языков и культурой общения глухих и слабослышащих людей. А из форматов программы для посещения участники могли выбрать мастер-классы, игры живого действия, лекции, документальные фильмы и даже поэтический вечер с визуальной поэзией на жестовом языке. Всё это позволило прочувствовать и значительно углубить знания о жестовом языке, его строении и функционировании, а также о проблемах и жизни в обществе слабослышащих и глухих людей.

22 сентября, в первый день программы, гости познакомились с многообразием жестовых языков, историей их зарождения, а также с современными правилами общения. Также участники выучили некоторые базовые жесты, получили практический опыт общения на жестовом языке и усвоили важные правила этикета для комфортной беседы с глухим человеком. 

О колоссальной роли жестового языка в общении глухих людей и о том, как владение базовыми жестами для общения в правовом поле может спасти жизнь человека, рассказала преподаватель, профессиональный переводчик русского жестового языка и подполковник полиции в отставке Марина Саякина. На этой же лекции гости познакомились с таким видом искусства, как жестовое пение, и узнали о конкурсах, в которых участвуют глухие люди и целые коллективы. 

На серии мастер-классов «О важном — на пальцах» от специалистов РООИ «Перспектива» участники по-настоящему ощутили себя «человеком из мира тишины». Шумопоглощающие наушники с включённой в них музыкой не оставили выбора: по правилам мероприятия гости могли общаться только мимикой и жестами.

В ходе мастер-классов и игр неожиданно для многих выяснилось, что мы ежедневно пользуемся жестовым языком, а точнее — языком жестов, и довольно часто прибегаем к средствам альтернативной коммуникации, которые вполне могут помочь в общении с глухим человеком. Вместе с ведущими участники разгадывали ребусы из эмодзи, составляли свои задачи и пытались «беседовать» друг с другом на жестовом языке. Так, незаметно друг для друга в непринуждённой игре мы решили одну из важных задач — показали человеку самого себя в ситуации затруднённой, а иногда «сломанной» коммуникации с глухим или слабослышащим, а также пути, которыми из неё можно выйти. 

Первый день программы завершился показом и обсуждением документального фильма под названием «Сладкая вода» (по пьесе «Стабильная жизнь дешёвой газировки») об актёрах с проблемами слуха и особом театре, который смог сыграть на главной сцене Лондона. 

Второй день программы, 23 сентября, оказался не менее насыщенным и ярким, а программа выводила участников на новый уровень. Одним из аспектов погружения в тему стало обсуждение ассистивных технологий для глухих людей. На лекции Сергей Разумов, эксперт рабочей группы Центробанка по вопросам доступности и финансовой грамотности, рассказал о том, какие современные технологии разрабатывают и внедряют крупные компании, бизнес и учреждения культуры, чтобы помочь людям с проблемами слуха стать более мобильными и самостоятельными наравне с другими членами общества.

Фантастическое настроение и заряд эмоций получил каждый гость мастер-класса по жестовому пению. Участники разучили «слова» двух песен и вместе исполнили их на жестовом языке.

Для профессионального сообщества и всех учащихся важным пунктом программы стал круглый стол «О жестовом языке — из первых рук». Здесь самими авторами были представлены новые издания. Среди них — сборник статей «Дверь в большой мир: билингвистическое обучение глухих» и книга «Сообщество глухих и жестовый язык» Анны Комаровой, лингвиста, переводчицы русского жестового языка, директора Центра образования глухих и жестового языка, доцента МГЛУ и автора многочисленных публикаций. Денис Драга презентовал свой новый словарь «Русский жестовый язык с дополненной реальностью», а Людмила Жадан, педагог-филолог и руководитель Клуба русского языка для глухих и слабослышащих, рассказала о своём «Кратком словаре лингвистических терминов» для учителей русского языка.

Книжный фонд Российской государственной библиотеки для молодёжи пополнился этими новинками, за что выражаем большую благодарность их авторам. 

Эмоционально насыщенным и вдохновляющим завершением второго дня программы «Открывая мир тишины» стал поэтический вечер «Полёт стиха — от слова к жесту» с участием объединения неслышащих поэтов «Камертон» и художников и поэтов направления Deaf Art, который провёл поэт Ярослав Пичугин. Глухие и слабослышащие поэты в этот вечер продемонстрировали уникальный талант наблюдения за миром, почти лишённом звуков, и умение мастерски наполнять им свою поэзию.

Также в конце второго дня вместе с экспертами сквозь призму документального фильма «Битва» — участника фестиваля «Кино без барьеров» — гости обсудили главные вопросы о жизни глухих и слабослышащих людей в обществе: сложностях коммуникации, об образовании и профессиональной самореализации. 

Все мероприятия проходили в очном формате с видеозаписью некоторых из них. Всего в течение двух дней программу «Открывая мир тишины» посетило более 100 человек, включая группу студентов от 1-го до 4-го курсов из Московского государственного лингвистического университета, которые учатся по специальности «Сурдопедагогика».

Партнёрами мероприятия выступили Всероссийское общество глухих, Московский государственный лингвистический университет, Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», проект «Кино без границ» и Клуб любителей русского языка для глухих и слабослышащих, литературное объединение глухих поэтов «Камертон».

Полная программа двух дней, а также видеозаписи отдельных мероприятий (в разделе «Видео») доступны на сайте проекта «Открывая мир тишины».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*