Молодёжная неделя технологий: версия американских библиотек

Мария Алексеева

С 26 ноября по 2 декабря 2021 года в стране впервые пройдёт Всероссийская библиотечная акция «Молодёжная неделя цифровых технологий» (iweek.rgub.ru), инициатором и организатором проведения которой выступила Российская государственная библиотека для молодёжи. В преддверии этого масштабного события предлагаем узнать, какие инициативы в сфере цифровой грамотности молодёжи существуют в библиотеках других стран, в частности, в США. Сара Эванс, ассистент-профессор факультета библиотечного обслуживания детей и молодёжи Университета Северного Техаса, магистр библиотечных и информационных наук и доктор философии Вашингтонского университета, на протяжении многих лет занимается реализацией национальных проектов американской Ассоциации библиотечного обслуживания молодёжи YALSA. Мы расспросили её о том, с чего началась американская молодёжная неделя технологий, каковы были предпосылки её появления; какие изменения она претерпела за более чем десять лет; какую поддержку оказывает YALSA участникам этой акции и, наконец, что даёт участие в этой масштабной акции и библиотекам, и молодым пользователям.

Для начала небольшая предыстория, которая позволит лучше понять роль Ассоциации библиотечного обслуживания молодёжи YALSA в жизни библиотек Соединённых Штатов. Это одно из 11 подразделений Американской библиотечной ассоциации ALA, неправительственной некоммерческой организации, которая поддерживает деятельность библиотечных специалистов и защищает библиотечные услуги в стране. Членами YALSA являются специалисты библиотек разного уровня, сотрудники публичных, школьных, а также академических библиотек, отвечающих за молодёжные коллекции. Деятельность ассоциации оказывает влияние на библиотечных специалистов в каждой из более 116 000 библиотек Соединённых Штатов, независимо от того, являются они членами организации или нет. Лидеры YALSA сосредотачивают своё внимание на инициативах, которые могут быть реализованы в целом ряде библиотек, будь то большая столичная библиотечная система или отдельный филиал, обслуживающий сельское население.

В Соединённых Штатах работающие с молодыми пользователями библиотекари занимаются как интересами своих читателей, так и навыками, необходимыми молодым людям для их успешного будущего. В конце 1990-х и начале 2000-х годов в США произошло быстрое развитие и распространение компьютерных технологий и веб-сервисов. В результате организации, занимающиеся проблемами молодёжи, были встревожены возникшим «цифровым разрывом». Те, кто располагал достаточными финансовыми ресурсами, быстро обеспечили детей и молодёжь новейшими техническими устройствами и высокоскоростным доступом в интернет. Другие же не могли позволить себе этого. Именно публичные библиотеки получили превосходные возможности для решения этой проблемы благодаря программе Gates Foundation, в рамках которой в период с 1998 по 2005 годы в библиотеках было установлено более 47 000 компьютеров. Таким образом, в США библиотеки стали основным местом, куда мог прийти человек с любым уровнем дохода и воспользоваться компьютером для выхода в интернет. Во всех штатах молодёжные библиотекари искали способы познакомить своих пользователей с технологическими ресурсами и образовательными возможностями, предлагаемыми библиотекой.

Благодаря усилиям членов YALSA в марте 2007 года организация разработала и запустила инициативу Teen Tech Week — Молодёжную неделю технологий. Она была создана по образцу молодёжной недели чтения Teen Read Week, учреждённой YALSA в 1998 году, и других ежегодных инициатив Американской библиотечной ассоциации, таких как, например, Национальная неделя библиотек. Подобные инициативы в масштабах страны всегда хорошо воспринимаются библиотеками всех уровней, потому что они делают их более заметными для общества и стимулируют их деятельность.

Teen Tech Week была нацелена на молодых людей, их родителей, преподавателей и других неравнодушных взрослых. Цель — сделать так, чтобы молодые люди стали компетентными и этичными пользователями цифровых медиа, особенно непечатных ресурсов, предлагаемых библиотекой, таких как электронные книги, е-ридеры, базы данных, аудиокниги и соцсети. Teen Tech Week способствовала тому, что молодёжь стала использовать непечатные ресурсы библиотек для образования и отдыха, а также признала, что библиотекари являются квалифицированными, заслуживающими доверия профессионалами в области информационных технологий. В рамках общей темы «Подключитесь к вашей библиотеке» эта инициатива позволила донести до широкой аудитории мысль о том, что «миллионы подростков и молодых людей не имеют доступа к домашнему компьютеру и, если бы не библиотеки, они бы упустили возможность получить важные навыки цифровой грамотности» и что «беспрецедентное количество библиотек по всей стране помогает молодым пользователям приобретать важнейшие навыки цифровой грамотности, которые пригодятся им для получения стипендий, поиска работы, эффективного управления своей сетевой идентичностью и многого другого».

Чтобы стимулировать библиотеки участвовать в акции, YALSA разработала и разместила в открытом доступе два методических руководства. Как и в рамках многих других своих инициатив, YALSA стремилась предоставить всем необходимую информацию и ресурсы, чтобы любая библиотека могла принять участие в акции. Комплект рекламных материалов включал в себя различные версии официального логотипа «Get Connected» для продвижения акции, а также серию постеров и закладок, которые можно было скачать. Напечатанные постеры и закладки были доступны в онлайн-магазине ALA. В руководство также были включены образцы пресс-релизов и анонсов мероприятий, которые библиотеки могли персонализировать и использовать в своих местных СМИ. Кроме того, в нём были образцы «писем в редакцию», которые молодые участники и их родители могли изменить и отправить в местные газеты. При финансовой и технической поддержке одного издательства библиотеки-участницы получили доступ к шести разным рекламным роликам акции с участием актёра Томаса Кенни — голоса Спанч Боба — для размещения их в эфире местных радиостанций.

Хотя руководство по продвижению оказалось очень полезным, библиотечным специалистам особенно понравилось руководство по планированию мероприятий. Оно включало в себя рекомендуемый график и чек-лист планирования, которые библиотекари могли интегрировать в свой рабочий процесс и использовать для организации мероприятий акции. Самыми популярными были идеи для Teen Tech Week, в том числе бесплатные и недорогостоящие. Каждый год комитет Teen Tech Week YALSA обновлял и дополнял список идей мероприятий, добавляя ссылки на ресурсы возможных партнёров. Эти идеи распространялись через единый портал акции, а также в блогах, информационных email-рассылках и официальном журнале YALSA. По мере развития акции библиотеки охотно делились своими успешными мероприятиями через эти коммуникационные площадки, продолжая добавлять новые идеи. Эта база данных идей мероприятий и сегодня продолжает оставаться ценным ресурсом для библиотекарей.

Библиотечные специалисты довольно широко определяли понятие технологий и проявляли творческий подход к поиску способов развития технологических навыков у своих молодых пользователей. Подобное разнообразие имеет решающее значение для успешной национальной акции в США. Более 40% американских публичных библиотек обслуживают сельское население с ограниченными финансовыми ресурсами, что сказывается на бюджете самих библиотек. При этом именно в этих местах развитие интереса молодёжи к цифровым навыкам является наиболее важным.

В первые годы Teen Tech Week активно развивалась. Старания участников акции привели в библиотеку людей, которые раньше её вообще не посещали. Это оказалось особенно эффективно в сообществах, где у молодых людей, родителей и преподавателей не было доступа к некоторым из предлагаемых в библиотеках технологий. Однако спустя несколько лет библиотекари выразили обеспокоенность по поводу возможности участия и в Teen Tech Week весной, и в Teen Read Week осенью. Обе инициативы предполагали увеличение количества библиотечных мероприятий и рост запросов со стороны местных СМИ и правительства. Специалисты библиотек считали, что не могут реализовать обе инициативы в полной мере.

Так, в 2017 году была сформирована целевая группа для поиска решения, как объединить эти две ориентированные на молодёжь инициативы. В результате появилась акция под названием TeenTober. Она проводится ежегодно в течение целого месяца и направлена на молодёжную аудиторию, продвижение круглогодичных библиотечных услуг для молодых пользователей и инновационных способов, которые помогают им осваивать новые навыки и развивать их интересы в библиотеке и за её пределами. TeenTober заменила собой предыдущие инициативы YALSA и позволила библиотекам продвигать все виды грамотности в соответствии с собственной стратегией и планом мероприятий. Общая тема акции звучит так: «Что вы откроете для себя в библиотеке?».

YALSA разработала расширенное руководство, которое включает комплект материалов для прессы: образцы пресс-релизов, постов в соцсетях и писем потенциальным партнёрам. Также в нём есть чек-лист и график подготовки, материалы для адвокации, помогающие специалистам библиотек обсуждать их услуги для молодёжи с заинтересованными сторонами, а ещё образцы мероприятий для реализации и адаптации. Наконец, там есть формы оценки не только для сотрудников библиотек, но и для получения отзывов непосредственно от молодых пользователей.

Библиотечные специалисты начали использовать этот новый формат в октябре 2019 года, планируя в дальнейшем наращивать его масштабы. Этим планам помешала пандемия и её продолжающиеся последствия. Поскольку суть инициативы TeenTober заключается в привлечении молодёжи, родителей и преподавателей в библиотечное пространство, закрытие библиотек и меры социального дистанцирования снизили эффективность акции. Хотя многие библиотеки перевели свои программы в онлайн-формат, библиотекари, работающие с молодёжью, оказались перед непростым выбором. Факт остаётся фактом: значительное число подростков и молодых людей по всей стране не имеют надёжного доступа в интернет дома, что ограничивает их возможность участвовать в онлайн-мероприятиях. Ещё одна трудность для инициативы TeenTober — необходимость того, чтобы ею руководил комитет YALSA. Продолжающаяся напряжённая ситуация с пандемией привела к тому, что всё меньше сотрудников библиотек продолжают волонтёрскую деятельность в профессиональных организациях или сохраняют своё членство в них.

Хорошая новость заключается в том, что библиотечные специалисты, особенно работающие с молодыми пользователями, продолжают проявлять творческий подход и находят способы коммуницировать со своим сообществом. По крайней мере, сейчас большинство библиотек частично открылись и начали возобновлять свои услуги. Есть убеждение, что по мере того, как библиотеки будут увеличивать количество своих программ, сотрудники библиотек будут возвращаться в YALSA за поддержкой, которую она предлагает, и что интерес к этой инициативе вернётся. Ожидается, что TeenTober–2022 станет мощным национальным событием, которое в ближайшие годы будет только расти. Библиотекам важно сделать видимой для общества ценность своей работы, и инициатива TeenTober — один из тех отличных способов.

Задумывая Молодёжную неделю цифровых технологий в России, её организаторы ставили перед собой во многом схожие задачи. Подразумевается, что этот недельный марафон позволит библиотекам страны продемонстрировать свои технологические и образовательные возможности, укрепить существующие или только зарождающиеся формы партнёрства с представителями IT-сферы, направленного на просвещение молодёжи в области цифровых технологий, а также будет способствовать формированию партнёрского пула для библиотек на местных уровнях.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*