Социальное предпринимательство: сегодня исключение, завтра правило?

Мария Хохлова

Социальное предпринимательство — относительно новое и уникальное для России явление, призванное решать общественно важные проблемы силами инициативных и предприимчивых людей, которые способны объединять вокруг себя единомышленников, идеи и ресурсы. Невероятное, на первый взгляд, сочетание благотворительной идеи и бизнес-подхода делает его не просто результативным, но и выгодным для всех участников: стейкхолдеров, общества, государства и самих благополучателей.

В последнее десятилетие в России социальные проблемы все больше привлекают внимание профессиональных сообществ и общества в целом. Растёт число социально ориентированных НКО, набирает популярность концепция корпоративной социальной ответственности, активно развивается волонтерство, в том числе социальное. Всё больше появляется и социально ориентированных библиотечных проектов и программ.

Однако не секрет, что даже крупные социальные некоммерческие проекты оказываются весьма уязвимы, так как их существование целиком и полностью зависит от внешнего финансирования: грантов, субсидий, спонсорских средств, частных пожертвований и так далее. К сожалению, многие из них завершаются, как только финансирование прекращается. Социальное предпринимательство решает эту проблему — в его основе заложено создание устойчивой бизнес-модели, позволяющей не просто продолжать реализацию проекта, но и увеличивать его социальный эффект за счёт собственных заработанных средств.

Современная концепция социального предпринимательства зародилась в США и странах Европы в 19801990-е годы, получив широкое распространение в мире и образовав новые секторы экономики. Общепризнанного определения этого направления деятельности так и не сложилось. Приведём самый краткий и понятный вариант: социальное предпринимательство это способ решения социальной проблемы, в основе которого лежит бизнес-модель.

Можно назвать три важных свойства, которые присущи социальному предприятию как субъекту социального предпринимательства:

  • оно создано специально для решения социальной проблемы или уменьшения её остроты;
  • оно предлагает качественно новый продукт (услугу) или качественно новую модель её предоставления;
  • его деятельность экономически устойчива — большая часть дохода приобретается за счёт продажи товаров или услуг, а не грантов, пожертвований и прочих донорских средств.

В Российской Федерации понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» были введены в оборот в июле 2019 года федеральным законом № 245-ФЗ. Соответственно становление социального предпринимательства пришлось на первую половину 2000-х годов. 

Несмотря на внимание со стороны государства и активную деятельность частных организаций и фондов, социальное предпринимательство в России имеет низкую популярность и развивается очень медленно. Одна из причин этого кроется в недостаточной информированности населения.  

В РГБМ тема социального предпринимательства впервые была поднята в 2015 году на мероприятиях экологического клуба «Пространство». В течение последующих лет она неоднократно звучала как в рамках профессиональных мероприятий всероссийского масштаба, так и в ходе проектов для широкой общественности. Здесь стоит вспомнить дискуссию «Как работать, принося пользу обществу» в рамках профориентационного проекта «Лабиринты профессий» и митап «Как создать успешный социальный проект», состоявшийся в рамках V Международного конгресса «Современная молодёжь в современной библиотеке».

Со временем стало очевидным, что социальное предпринимательство является важной составляющей социально-экономического развития территорий и значимой формой вовлечения молодёжи в решение социальных проблем регионов. Однако оставался открытым вопрос роли библиотек в развитии и популяризации этого направления.

Пришлось обратиться к международному опыту. Оказалось, что многие зарубежные библиотеки чётко ориентированы на помощь социальным предпринимателям и осуществляют сотрудничество с ними по нескольким направлениям: 

  • помогают социальным предпринимателям объединяться с коллегами, находить единомышленников;
  • предоставляют доступ к базам данных (которые обычно доступны только по платной подписке, а библиотека на них подписана), в том числе к базам данных потенциальных инвесторов;
  • помогают в нахождении грантов;
  • проводят бесплатные вебинары и онлайн-курсы с получением сертификатов.

Библиотеки разных стран проводят активную просветительскую работу, объясняя своей аудитории, что такое социальное предпринимательство.

Серьёзный разговор на эту тему состоялся 21 мая 2020 года на Межведомственном проблемном онлайн-семинаре «Социальное предпринимательство, социальное волонтёрство, библиотека: ищем точки пересечения», организованном РГБМ.

Накануне был проведен небольшой опрос в социальных сетях среди библиотечных специалистов. Его результаты подтвердили наше предположение о том, что библиотекарям проблема социального предпринимательства пока не близка, да и малопонятна – как, впрочем, и для общества в целом.

Каждый пятый из 160 опрошенных впервые услышал словосочетание «социальное предпринимательство», а больше половины даже не представляют, что это такое. 74% не смогли назвать примеры социального предпринимательства в своём городе или затруднились ответить на этот вопрос. Лишь одному из семи опрошенных известны примеры партнерства между библиотеками и социальными предпринимателями в России или за рубежом.

Но в одном наблюдалось единодушие: библиотекам в развитии социального предпринимательства и волонтёрства может быть отведена роль надёжного социального партнёра, просветителя и популяризатора.

Так вот, в ходе онлайн семинара ведущие эксперты области простыми словами рассказали о сложном явлении и на конкретных примерах разобрали варианты партнерства библиотек и других учреждений культуры с социальными предпринимателями. Особенно много в этом направлении могут сделать молодёжные библиотеки.

Екатерина Халецкая, сооснователь и директор Центра поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow, отметила, что именно молодому поколению присущи такие ценности, как обязательная социальная составляющая бизнеса, технологические и инновационные подходы к решению глобальных социальных проблем. Опыт Impact Hub Moscow и других организаций этой сферы подтверждает актуальность и востребованность у молодёжи идей социального предпринимательства. А значит, эта тема может быть востребована и в стенах библиотек, работающих с молодёжью.

 «Вовлечь людей информационно в эту тематику, пролить свет на то, что сейчас происходит, и сформировать правильное мнение. Первоначальные социальные функции библиотеки очень органично сочетаются с этой темой» — такого было мнение исполнительного директора Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Юлии Жигулиной.           

Уникальный проект — первую в России Школу библиотечного предпринимательства — представили коллеги из Государственной библиотеки Югры. Цель его — дать библиотекарям теоретические знания и практические навыки в области социального предпринимательства, которые помогут им создавать и развивать социальные проекты.      

Эксперты сошлись во мнении, что библиотеки страны обладают большим потенциалом для участия в развитии социального предпринимательства в различных формах. 

Назовём некоторые из них:

  • информирование и популяризация социального предпринимательства среди населения;
  • «выращивание» социально ориентированных проектов на своих площадках с использованием ресурсов библиотеки;
  • информационная и ресурсная поддержка действующих социальных предпринимателей и участников волонтёрских проектов.

В июне 2020 года РГБМ запустила мотивационный просветительский проект «НЕпросто бизнес». Это серия онлайн-встреч с лидерами и основателями предприятий, приносящих не только прибыль своим владельцам, но и реальную пользу обществу. Герои встреч делятся своим опытом и отвечают на вопросы, волнующие многих молодых людей:

  • как выбрать сферу деятельности, которая будет востребована в будущем;
  • как развить идею в большой проект;
  • как привлечь инвестиции;
  • с какими трудностями сталкиваются основатели социальных проектов и как научиться их преодолевать;
  • как стать социальным предпринимателем и какие навыки для этого нужны;
  • где найти источник ресурсов и вдохновения для продолжения и развития проекта.

Участники проекта представляют уникальные разработки и решения от передовых ассистивных технологий до новых культурных институций и образовательных программ. Героем первой встречи цикла стал основатель проекта «vOICe vision», нейрофизиолог Игорь Трапезников (читайте с ним интервью в рубрике «Диалоги»). На протяжении многих лет Игорь и его команда изучали технологии сенсорного замещения и в 2015 году представили первые прототипы vOICe vision — очков со встроенной видеокамерой и наушниками костной проводимости. На сегодняшний день при помощи очков vOICe vision любой незрячий может научиться воспринимать пространство через звук, перемещаться без помощников, быть активным и самостоятельным членом общества. 

 Проект «НЕпросто бизнес» будет интересен и полезен и молодым людям, кто находится в поиске своего профессионального пути, и опытным организаторам социальных проектов, в числе которых уже сейчас немало библиотечных специалистов. На сайте проекта вы найдёте подборку литературы о социальном предпринимательстве из фонда РГБМ.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*