Человечество столкнулось с неизвестным штаммом вируса. Сначала никто не поверил в серьёзность происходящего. Но когда по всему миру стали скоропостижно умирать люди, стало уже поздно. Вирус убивал людей не взирая на их пол, возраст и социальный статус. Ничего не напоминает? Да, 2020 год мы запомним надолго.
Тема глобального кризиса, вызванного какой-то болезнью, уже давно знакома нам из мировой литературы и кино. В отечественных рисованных историях эта тема тоже присутствует. Из наиболее ярких работ можно, например, вспомнить историю, созданную Андреем Ткаленко и Еленой Воронович «Стерва» (2005—2010), действие которой разворачивается в постапокалиптической России. Разрушенный город, сталкеры, подростковая романтика… Да, и обязательно какие-нибудь обезумевшие бандиты или, ещё лучше, мутанты. Это традиционные атрибуты жанра.
Но жизнь не стоит на месте. Осенью 2010 года на экраны вышли первые выпуски «Ходячих мертвецов». Об этом сериале, который продолжается до сих пор, знают все. Даже те, кто его не смотрел. Надо отдать должное проекту: зомби буквально вдохнули новую жизнь в жанр апокалиптики и теперь чудовищное будущее, грядущее после конца света, сложно представить себе без всякого рода живых трупов.
В какой-то момент мертвецов на отечественных экранах стало так много, что российские комиксисты решили ответить мировому тренду своим решительным «Да!» Так, в 2013 году Сергей Христенко запускает свой сериал «Хворь». История «с применением нецензурной лексики к зомби», как указывает автор на первой же странице, высмеивает все сюжетные штампы, накопившиеся к этому моменту в зомби-хорроре. Зомби у Сергея хотя и страшные, но смешные. Главный герой истории заразился хворью, но всё складывается у него не как у людей. В смысле — не как в кино. Отважный читатель может познакомиться с историей на сайте «Авторского комикса». Место действия списано со вполне узнаваемых городских и сельских «декораций», впрочем, подобные виды могут найтись в разных уголках России.
Кстати, в том же 2013 году в Санкт-Петербурге выходит тематический сборник рисованных историй с подкупающим своей оригинальностью названием «Зомби». Судьба этой книги непростая. Сборник шёл к печати два с половиной года. Команда питерских комиксистов LiveBubbles объявила о сборе работ для сборника в первой половине 2011 года. 11 авторов из России и Украины нарисовали собственные истории, отправили файлы и стали ждать выхода издания. Но книга была опубликована лишь тогда, когда все уже потеряли всякую надежду.
Одним из важных условий для работ, присылаемых в сборник, стало именно место действия предлагаемых историй. Сюжет непременно должен был разворачиваться в родном городе автора. Не всем удалось справиться с этой задачей, но многие опыты, размещённые в книге, вызывают восхищение. В них прослеживается тонкая ирония и над самими собой, и над современной молодёжью, которая уверена в своих силах, однако совершенно не приспособлена к полевым условиям. Встречаются интересные находки. Кто бы мог подумать, например, что стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» — вполне себе текст о зомби. По крайней мере, Илона Шавлохова, комиксист из Анапы, доказывает это весьма убедительно. Тамара Бояринцева из Перми предложила вариант развития событий, когда в живых остались только кошки и им приходится сражаться с полчищами собак-зомби и зомби-ворон. Алексей Бражник переосмысливает драматичную историю «Преступления и наказания»… В общем, сборник-долгострой не успел толком попасть на прилавки магазинов, как стал библиографической редкостью, и выпуск дополнительного тиража не слишком изменил ситуацию.
В том же 2013 году в Санкт-Петербурге был запущен новый проект — «Провинция зомби» Стаса и Александра Якимовых. Действие истории разворачивается в Удмуртии, откуда авторы родом. И она так мастерски нарисована, что её сложно отличить от американского комикса в жанре хоррора про ходячих мертвецов.
Но вернёмся к сборнику «Зомби». Один из курьёзов связан с Антоном Лопатиным, одним из авторов, отправивших свою работу для публикации в книге. Проникнувшись темой, он понял, что ждать выпуск сборника неопределённое количество времени — невыносимо, а публиковать свою историю в интернете до того, как появится книжка — неэтично. Поэтому, когда другое небольшое питерское издательство объявило, что можно опубликоваться в сборнике «12 месяцев», Антон быстро придумал новую трёхстраничную историю и отправил издателю, тем более вакантным в сборнике оставался месяц декабрь. Но и тут Антона ждала «неудача»: его работу отклонили, объяснив это тем, что история не вписывается в стилистику сборника. Но бросить свою идею Антон уже не мог. Так и родился его новый проект «Декабрь». В итоге, поначалу короткая рисованная история растянулась более чем на 200 страниц, изданные в виде восьми книжечек.
Сюжет «Декабря» начинается в Санкт-Петербурге, где главный герой узнаёт от врача в клинике, что жить ему осталось совсем недолго — у него рак. Но вместе с этой новостью в тот же день на персонажа обрушивается ещё одна: Санкт-Петербург вместе со всей страной и всем миром погружается в зомби-апокалипсис. Герой пытается выбраться из города и добраться до городка Сольцы в Новгородской области, где осталась его супруга.
Читая «Декабрь», ловишь себя на мысли, что описываемый зомби-апокалипсис выглядит очень знакомо. Не потому, что мы это уже видели в кино, и даже не из-за невольных аналогий с обстоятельствами последних месяцев. Мы узнаём реалии 1990-х, криминальные сюжеты из депрессивных спальных районов в опустевших городках, где людям нечем заняться, и они спиваются, а потом дебоширят с остекленевшими глазами. Но на таком фоне Антон Лопатин показывает примеры человеческого мужества, доброты и взаимовыручки.
Кстати, когда сборник «Зомби» всё-таки вышел из типографии, в нём были опубликованы сразу две истории Антона Лопатина. Они также встречаются в сюжете «Декабря», правда, немного в переработанном виде. Вот так удивительно складывается жизнь.