От представителей старшего поколения нередко можно услышать, что комиксы про супергероев не достойны внимания, в них либо вовсе нет сюжета, либо он настолько наивный, что это невозможно читать. Показательно, что в многочисленных рекомендательных списках литературы для подростков, даже в тех, которые якобы подготовлены самими подростками, скорее можно увидеть манга «Босоногий Гэн» или графический роман «Маус», но никак не комикс-сериалы «Молодые Мстители» или, например, «Стражи Галактики»… И это на фоне очередей, в которые выстраиваются толпы ребят у кинотеатров, чтобы первыми посмотреть новый киноблокбастер по мотивам известных супергеройских комикс-сериалов.
Но почему же супергероика так популярна? Секрет кроется в том, что супергероика, по крайней мере на современном этапе, это типичная литература для подростков и для тех, кто подростком остаётся, вопреки возрасту. Авторы этих комиксов не спешат давать советы и учить молодого читателя жизни, но зато они мастерски воспроизводят проблемный портрет потенциального читателя, а также типичные конфликтные ситуации, с которыми он неизбежно сталкивается в повседневности. Таким образом позволяя читателю как будто со стороны посмотреть на себя, увидеть свои собственные проблемы и страхи, проанализировать и оценить поведение героев.
Анализ супергеройского комикса с позиции подростковой психологии — тема неисчерпаемая, оставим её специалистам. В рамках кратких заметок я предлагаю свой субъективный топ-5 типичных подростковых проблем, которые можно обнаружить невооружённым взглядом в популярных комиксах. Возможно, эта подборка позволит взрослому читателю взглянуть на супергероику по-новому.
Комплекс неудачника
Каждому подростку знакомо чувство собственной исключительности, собственной особенности, когда кажется, что весь мир вращается именно вокруг него. В такой ситуации свои первые неудачи воспринимаешь как предательство вселенной, которая внезапно вышла из-под контроля. Причём порывы самокритики бывают такими же максималистски отчаянными, как и предшествующая им самоуверенность. Подростки ещё не имеют достаточного жизненного опыта, не знают, как справляться с такими ситуациями. Советами здесь особо не поможешь. Да и не всякому человеку можно рассказать о своих проблемах, тем более, если это связано с признанием собственного ничтожества. Нередко, пытаясь справиться с «комплексом неудачника», подросток начинает вести себя нарочито уверенно, вызывающе и безрассудно.
Питательной средой «комплекса неудачника» может быть что угодно: сложности в общении со сверстниками из-за того, что ты не так одеваешься, не того роста, любишь не ту музыку, какой-то не такой нос или голос… и так далее. Одним словом — выбиваешься из общей массы, из общепринятых трендов. Часто «комплекс неудачника» — не просто внутренний страх подростка, но уже часть его публичного образа в среде сверстников.
В комиксах эта проблема обыгрывается нарочито и гипетрофировано. Причём исходная ситуация, в которой мы обнаруживаем героев, предполагает, что все пути решения проблемы, до которых додумался бы подросток, уже использованы: эти герои уже сбежали из дома, уже пытались покончить с собой, они уже сожгли все мосты к нормальной жизни. Также в комиксе изначально даны все мотивы, которыми подростки в подобных ситуациях пытаются объяснить своё поведение перед самими собой: хоть они неудачники-изгои, но мы уже понимаем, что у них есть глобальная и очень полезная миссия, которую они вот-вот реализуют; пусть они выглядят враждебно, даже уродливо, но у них есть благородная предыстория, объяснение, почему они стали такими. И неизбежно они обретают друзей, объединяются в команды: вынужденно, под воздействием Системы или высших сил; неизбежно, потому что весь мир ополчился против таких, как они; естественно, потому что понять и принять их могут только такие же, как и они сами.
Что почитать:
Стражи галактики / Новые Люди Икс. Том 3. Суд над Джиной Грей. — М.: ИП Коташевская Б.Д., 2017 (966252)
Люди Икс. Том 1. Одаренные. — М.: Комикс ЛТД, 2010 (894694)
Люди Икс. Том 2. Побег ожившего компьютера. — М.: Комикс ЛТД, 2010 (894676)
Люди Икс. Том 3. Разрыв. — М.: Комикс ЛТД, 2010 (895599)
Отцы и дети
Родители занимают важное место во вселенной подростка. Со временем вокруг них складывается своя собственная мифология, придуманная ребёнком. Но в подростковом возрасте приходится столкнуться с реальностью: идеальные образы рушатся и неясно, как их сохранить или кого в этом винить; появляются темы, которые практически невозможно обсуждать с родителями; всё чаще случаются ситуации, когда кажется, что родители не могут или не хотят тебя понять, а их собственные поступки не укладываются в пределы подростковой логики.
Важные вопросы о том, как начать диалог с родителями и как их понять обычно рассматриваются без непосредственного участия персонажей, воплощающих образ родителей. Они либо умерли и смотрят на героев из загробного мира, либо оказываются в смертельной опасности из-за необдуманных действий героев, либо становятся виновниками всех бед и суть отношения с ними — в поиске примирения и восстановления вселенского равновесия.
Что почитать:
Черная Пантера. Кто такой Черная Пантера? — М.: Ашет Коллекция, 2015 — (Marvel. Официальная коллекция комиксов. Вып. 50) (952358)
Тор. Том 1. Новый Асгард. — М.: Комикс ЛТД, 2011 (905763)
Тор. Том 2. Отцы и дети. — М.: Комикс ЛТД, 2011 (905760)
Проблемы взросления
Быть подростком непросто. С одной стороны, уже не считаешь себя ребенком, хочется больше свободы и самостоятельности, с другой — мир взрослых закрыт, неприступен, а привычная среда сверстников уже обросла таким количеством правил, неписанных порядков, скрытых смыслов и воспоминаний, что сама мысль отказаться от всего этого и уйти в мир взрослых выглядит пугающе.
Роль взрослых в этом переходном периоде важна. Они могут жёстко поставить подростка перед фактом новой реальности и новых правил игры. Могут разыграть стратегию друзей-проводников, которые как будто говорят с подростком на одном языке. Но это не отменяет проблемы. Подросток остаётся один на один со страхом новой жизни. Ему нужно набраться опыта, привыкнуть к новому, найти свою роль. И в этом никакие взрослые ему не в силах помочь.
В предлагаемых примерах представлены обе ситуации. «Гражданская война» как аллегория противостояния мира подростков и мира взрослых. Всем очевидно, что мир взрослых требует упорядоченности, подчинения правилам, ограничения своей свободы. Можно подчиниться, а можно протестовать. Железный человек и Капитан Америка дают молодому читателю оценить вариации и того, и другого пути. В «Молодых Мстителях» — наоборот, мы видим поколение ребят, которые являются продолжателями дела своих родителей и не хотят подвести их ожидания. Они понимают, какая судьба их ждёт. Тем не менее они стремятся играть свою игру, независимо и ответственно или… безответственно.
Что почитать:
Гражданская война. На чьей стороне ты? — М.: Комикс ЛТД, 2010 (894669)
Молодые Мстители. Том 1. — М.: ИП Коташевская Б.Д., 2016 (950240)
Молодые Мстители. Том 2. — М.: ИП Коташевская Б.Д., 2016 (958781)
Молодые Мстители. Том 3. — М.: ИП Коташевская Б.Д., 2016 (960746)
Альтер-эго, или Тень старшего брата
Бывает, что собственную уникальность приходится доказывать кулаками. Обычно подобные действия ни к чему хорошему не приводят. Люди расходятся каждый при своём мнении и с чувством вопиющей несправедливости. Этот сюжет начинается, наверное, ещё в песочнице, когда, доказывая свою «крутость», дети начинают расписывать друг перед другом героический образ старшего брата, папы или дяди. Чаще всего к реальным родственникам эти описания не имеют никакого отношения, а скорее — ребята описывают самих себя. Такими, какими они хотели бы являться в реальности.
Если приглядеться, то образ старшего брата идеально представлен парой Супермен — Бэтмен. Здесь имеются все необходимые атрибуты: этих героев вроде бы нет, они существуют в социальной действительности как миф, легенда, но… они есть; пусть в реальности это обычные люди с типичными проблемами и неудачами, но их супергеройская ипостась безупречна и успешна. А ещё они из противоположных социальных слоёв общества. Кстати, сама идея столкнуть Бэтмена и Супермена в поединке выглядит как детская история из времён песочницы.
Что почитать:
Снайдер С. Бэтмен. Книга 1: Суд Сов. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015 (966521)
Снайдер С. Бэтмен. Книга 2: Город Сов. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015 (953312)
Стражински Дж.М. Супермен: Земля-1. Книга 1. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013 (951423)
Стражински Дж.М. Супермен: Земля-1. Книга 2. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015 (945674)
Синдром циника
Неуверенность в себе — чертовски неприятное чувство, от которого очень сложно избавиться. И стоит ему проявиться, вырваться наружу, как тут же твоя неуверенность становится достоянием общественности, фатально формируя твой публичный образ. Порой именно на почве такой неуверенности подросток начинает примерять на себя «толстую кожу», маску показного безразличия к проблемам окружающего мира.
В каких-то случаях всё это приводит к тому, что подросток замыкается в себе, в своём уютном мире, доступ к которому имеет только избранный круг посвящённых. Но нередко эта «закрытость» выливается вдруг в агрессивное поведение, в «синдром циника». Циничный подросток демонстративно равнодушен к происходящему вокруг него, но при этом любит быть в центре внимания, привлекая публику колкими шутками, экстравагантным поведением.
«Синдром циника» разной степени тяжести представляют такие супергерои, как Человек-паук, Говард-утка и Дэдпул. В первую очередь им плевать на свои суперспособности, ведь они получили их случайно, насильно, или вовсе ничего не получали. Они спасают или уничтожают мир шутя-играючи, по принципу «просто проходили мимо». Пожалуй, секрет персонажа кроется в нелепых шутках, брошенных невпопад. На фоне сюжетной драмы такие реплики выглядят особенно цинично, но именно за ними кроется ранимая душа героя. Если эти фразы лишить комиксного контекста, то мы увидим хрупкого и испуганного человека, неуверенного в себе и нуждающегося в честной, искренней поддержке.
Что почитать:
Банн К. и др. Дэдпул. Минибус. — СПб.: Комильфо, 2017 (966233)
МакФарлейн Т. и др. Человек-Паук. Полное собрание. — СПб.: Комильфо, 2017 (966235)
Здарски Ч., Киньонес Дж. и др. Говард Утка. Том 0: Какого Гуся. — СПб.: Комильфо, 2015 (952356)
Пара слов в заключение
Конечно, сюжеты супергероики не ограничиваются этими темами. Если покопаться, то можно найти массу всего интересного. Кстати, в традиции американских комиксов про супергероев принято выпускать продолжения сериалов в тонких журнальчиках, а законченные сюжетные истории, напоминающие отдельные сезоны в телесериалах, — в виде объёмных сборников. Из этих книг складывается удивительный супергеройский эпос, знакомство с которым происходит в контексте взросления молодого читателя. Нередко герои, чьи приключения давно закончились, возникают вновь уже в других сериях, с другими персонажами, но сохраняя память о своих прежних приключениях (или появляясь в новом амплуа). Кроме того, современный мир супергероев — это не отдельные пространства, а мультивселенные, где любимые герои спокойно взаимодействуют друг с другом, создавая удивительную альтернативную реальность DC (Супермен, Бэтмен и др.) или Marvel (Капитан Америка, Халк, Человек-паук, Люди Икс и т.д.). И этот альтернативный мир молодого читателя достоин серьёзного отношения.