Поможем молодёжи «прокачать soft skills»

Ирина МИХНОВА

«За hard skills вас берут на работу, а за soft skills увольняют». В этой шутке есть некая доля шутки. Но в большей степени она отражает реальные взаимоотношения работодателя и работника. Руководители организаций стремятся к тому, чтобы нанимать, удерживать и продвигать работников с высоким уровнем развития soft skills. По факту речь идёт о личных качествах человека, которые в значительной степени зависят от его характера, темперамента, личного опыта.
Об этом много пишут, дискутируют на страницах СМИ, обсуждают в социальных сетях. Открываются молодёжные пространства, лаборатории, анонсируются новые проекты «по развитию гибких и мягких навыков, генерации идей, акселерации проектов и практического опыта их реализации». Одним словом, жизнь бурлит.

Да что далеко ходить! В рамках открытия «Точки кипения» в Екатеринбурге в декабре 2019 года в Ельцин-центре прошёл хакатон «Умный музей». За два дня из массы одноплатных компьютеров, датчиков, VR-оборудования и тысяч строк кода были созданы рабочие решения для выставочной деятельности (подробнее см. здесь).

А 14—15 марта 2020 года там же пройдёт другой молодёжный хакатон «Умная библиотека». «Новые “физики” (технолидеры, программисты, изобретатели) и “лирики” (библиотекари), те, кто будет учить, и те, кто будет учиться, встретились, познакомились, и, кажется, понравились друг другу, — делится своими впечатлениями в социальных сетях Марина Ивашина, представляющая Свердловскую областную научную библиотеку им. В.Г. Белинского. — Идея Хакатона “Умная библиотека” родилась в ходе тренинга “ВЫЗОВ 2024. Новые смыслы и практики — новым библиотекам”, организованного совместно с директором Центра “ОРТ-карьера” (Образовательные ресурсы и технологический тренинг) Галиной Брусницыной при работе над проектом “Умный город” в декабре 2019 года. Она является и идейным вдохновителем всего проекта! Все вместе мы искали варианты, каким новым содержанием можно было бы наполнить новые (модельные) библиотеки».

Что касается РГБМ, то в более простом формате (без столь мощного партнёра) аналогичный хакатон прошёл в рамках «Выходных новых знаний», приуроченных к Всероссийской акции «Библионочь—2017». Тема хакатона — разработка мобильного приложения для библиотеки. Чтобы итоговый проект стал максимально эффективным прототипом, который можно было бы брать за основу для реального продукта, участники должны были иметь представление о том, что такое современная библиотека, какие у неё функции и задачи, как организована электронная выдача книг, как работает личный кабинет и т.д. Поэтому им было предложено решить определённые задачи, основанные на базовом функционале РГБМ. Но, конечно, предполагалось, что в дополнение к ним команды предложат свои интересные, инновационные идеи.

Победила команда, наиболее точно выполнившая поставленную задачу как по функционалу, так и по правильной реализации интерфейса приложения. И придумала от себя интересную «фишку»: человек, находясь в магазине либо в гостях, сканирует из приложения штрих-код ISBN на книге и проверяет её наличие в фонде библиотеки. Если находит — может её забронировать…

Одним словом, такого рода форматы, активизирующие проектное мышление молодёжи, получают распространение и в библиотеках тоже. И в этом смысле можно говорить, что библиотеки пусть понемногу, но начинают проводить специальные мероприятия, помогающие молодежи «прокачать» их soft skills.

Вопрос сейчас в другом. Если спросить рядового библиотекаря или человека, не имеющего прямого отношения к библиотеке, воспринимает ли он библиотеки в качестве активных участников формирования у современной молодёжи необходимых интеллектуальных, надпрофессиональных навыков и умений, уверены, что вряд ли ответ будет положительным. «“Прокачка soft skills” и библиотека? Не думали на эту тему, но не уверены, что библиотека может быть в этом полезна».
Попробуем под этим углом зрения проанализировать всё, что предлагает и способна предложить своим молодым пользователям современная библиотека. И здесь нас ожидает много интересного.

Но прежде, чем продолжить разговор, давайте, основываясь на суждениях специалистов, чётко обозначим разницу между hard skills (англ. «твердые навыки») и soft skills (англ. «мягкие, гибкие навыки»).

В первом случае это навыки, которые относятся к обязательным требованиям при приёме на работу, их указывают в должностных инструкциях, их можно продемонстрировать работодателю.

Считается, что вторые, так сказать сквозные, навыки определяют способность и степень включённости человека в рабочий процесс. Они связаны не с конкретным видом деятельности, а, скорее, с коммуникациями, то есть, иными словами, определяют возможности эффективного взаимодействия с людьми (коллегами, партнёрами, клиентами). По словам специалистов, если для овладения hard skills важны логика и интеллект, которые измеряются уровнем IQ, то для формирования soft skills важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ.

Результаты американских исследований свидетельствуют: доля hard skills в профессиональной успешности сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%. Что касается руководителей, то здесь доля профессиональных знаний и умений чуть больше. Исследования, проведённые среди генеральных директоров (CEO) компаний из списка «Fortune 500», показали, что их долговременный и стабильный успех в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% — hard skills. Конечно, это не означает, что конкретные технические, профессиональные знания, относящиеся к данной области деятельности (hard skills), сотруднику не нужны. Они обязательно должны быть, но для успешного решения разнообразных задач, возникающих перед сотрудником в процессе выполнения целей, поставленных компанией, их недостаточно. Следовательно, их недостаточно и для успешного развития карьеры (подробнее здесь).

Этим выводам уже более 10 лет. В России же массово, громко и полемично заговорили об этом буквально несколько лет назад. Опубликованный недавно ресурс под названием «Самая большая подборка по прокачке soft skills. Хватит на всю жизнь» быстро обрёл большую известность.

Вот некоторые навыки, овладеть которыми стремится современная молодёжь. Обратим внимание: в предыдущие десятилетия они не входили в число навыков и умений, в освоении и отработке которых молодыми людьми библиотека готова и способна деятельно участвовать.

В качестве имеющих прямое отношение к библиотеке назовём выработку привычки к постоянному обновлению знаний (приобретению новых знаний, шлифовке имеющихся) и освоению новых технологий, которые, в свою очередь, помогают быстрее усваивать эти новые знания.

А кроме того:

  • критическое мышление (умение ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения);
  • проектное мышление (умение достигать запланированных результатов тогда, когда задачи сложны, неясны, запутаны, есть много неизвестных и риски, которые сложно оценить);
  • эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач);
  • креативность (умение принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи);
  • когнитивная гибкость (умение переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно);
  • межличностные и коммуникативные навыки (умение использовать свой опыт общения с другими людьми — взаимное познание и понимание друг друга; взаимное влияние и взаимопомощь; совместное разрешение проблем и конфликтов, коммуникация или взаимный обмен информацией).

Считается, что soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills. Если профессиональную подготовку молодые люди получают в рамках формального образования (в вузах, школах, колледжах, на курсах повышения квалификации), а доведению до автоматизма способствует ежедневная практика во время работы, то надпрофессиональные навыки формируются личным опытом, работой над собой — путём проб и ошибок.

Кому-то эти способности даны от природы, кто-то пытается их выработать, сформировать в себе. Одни трудятся над собой самостоятельно, другие «сбиваются» в группы и обращаются за помощью к специалистам.

Ибо можно ускорить их развитие — и в этом помогут тренинги, мастер-классы, активное общение. Сегодняшний интернет забит такого рода предложениями от фирм и отдельных тренеров: поможем быстро и эффективно формировать критическое мышление, научим креативно мыслить, отработаем коммуникативные навыки… А как иначе? Есть актуальная потребность, она формирует платёжеспособный спрос — спрос определяет предложение. Рынок в таких случаях реагирует мгновенно, напористо и прямолинейно.

Каково же место библиотек в этой «рыночной цепочке»? Надо признать: библиотеки пока редко предлагают своим молодым пользователям платные услуги (тренинги, мастер-классы, курсы) по формированию тех или иных soft skills. (Наш опыт с проведением тренингов по развитию критического мышления показал, что на бесплатные семинары стремятся попасть многие, а оплачивать участие в групповых занятиях готовы единицы.)

Давайте взглянем на библиотечные мероприятия и услуги с позиции формирования у молодёжи этих самых «мягких навыков». (Понятно, что в основном мы опираемся на опыт РГБМ как наиболее знакомый, но в реальности многие библиотеки идут аналогичным путём.)

И здесь прежде всего возникает тема библиотеки как площадки, предоставляющей молодым людям возможности для постоянного обновления знаний (подготовка к учебным занятиям, самообразование, работа с репетиторами, работа на условиях фриланса) и освоения новых технологий как эффективного инструмента для приобретения новых и шлифовки имеющихся знаний.

Это базовые потребности пользователей, которые библиотека должна и способна удовлетворять — при наличии достаточного числа актуальных ресурсов, современных технологий, комфортного пространства и подготовленного персонала. Этому во многом посвящена Библиотечная школа цифровой грамотности, которая стартовала в 2019 году и будет продолжена в 2020-м. Возьмём лекции как средство развития эмоционального интеллекта. Большинство людей (даже знаменитых и работающих «на сцене» долгие годы) признаются в том, что испытывают нервное напряжение перед каждым выходом на сцену. Но успеха добиваются те, кто умеет быстро взять себя в руки и перевести своё эмоциональное состояние из одного в другое.

Чем отличаются современные лекции от тех, что звучали в библиотеках ещё несколько лет назад? Тогда ведь был нарушен привычный порядок: библиотекарь сам ищет актуальную, с его точки зрения, тему, договаривается с лектором (порой на платной основе), с помощью учебного заведения формирует аудиторию.

В 2014 году на многие библиотеки (в частности, РГБМ) буквально обрушился шквал предложений от выпускников вузов, аспирантов и доцентов, молодых специалистов читать — на безвозмездной основе — лекции на самые разные темы, связанные не только с новым знанием, но и с новыми жизненными впечатлениями и опытом.

Это было неожиданно, и мы долго не могли понять истоки этого бескорыстия. Но работало всё отлично. На лектории молодых приходили молодые же слушатели. Более того, потребность в выступлениях перед аудиторией проявили «свежие» выпускники курсов, школ ораторского искусства, интернет-маркетинга. Со временем стало очевидным, что лекции, мастер-классы — это также тренировки для самого выступающего, оттачивающего собственные мысли, технику выступления на публике.

Сегодня наибольшим успехом пользуются интерактивные лекции, когда аудитория активно реагирует на мысли, идеи и эксперименты выступающего (коммуникационные навыки). Типичный пример: в рамках молодёжного лектория «Арена» РГБМ проходит цикл мастер-классов выпускницы программы «Учитель для России» по развитию нестандартного мышления на материале сферы искусства: «разбираются с факторами, влияющими на формирование стереотипов восприятия, и учатся перестраивать уже имеющиеся знания».

А вот как библиотеки своими формами и методами развивают у молодёжи критическое мышление и когнитивную гибкость.
Обратимся к таким современным форматам, как ридинг-клубы, ридинг-семинары, клубы медленного чтения.

Два-три года назад мы были свидетелями того, как в течение целого года группа молодых людей еженедельно собиралась в библиотеке, чтобы читать и обсуждать главу за главой «Капитал» Карла Маркса, а затем также долго и тщательно изучала «Диалектику» Гегеля. Мы недоумевали: изучать по доброй воле политэкономию и диамат, над которыми в советское время корпели студентами их родители? Но они — другие, для них это новое, важное знание. Сегодня — это обсуждение в рамках философского ридинг-семинара текста перевода А.В. Кубицким (1934) аристотелевской «Метафизики».

Или такие версии. Медленное чтение на английском романа «Цифровая крепость» Дэна Брауна. Медленное чтение и обсуждение франкоязычной художественной литературы («Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери). Медленное чтение на английском статей из политико-экономического журнала «The Economist». Обсуждения в рамках разговорного клуба English Hog-Words лекций TED («Способно ли искусство изменить мир?», «Хорошо ли вы знаете наш мир?», «Узнай, о чём говорит твоё тело», «Как дожить до 100 лет» и т.п.).

Это всё реальные темы проблемных, дискуссионных обсуждений (заметьте, на иностранных языках), требующих навыков аналитического мышления, умения критически подходить к оценке того или иного явления, события, личности.

Сюда стоит добавить и такую сугубо библиотечную форму, как книжный клуб, участники которого, объединившись в группу, сами выбирают автора и книгу для обсуждения. Причём сложность обсуждаемого текста бывает настолько значительна, что нет повода сомневаться в способностях молодых людей к самостоятельным выводам, они оттачивают их в спорах. Вот несколько книг, которые стали предметом разговора в рамках книжного клуба РГБМ «В ожидании Кафки»: «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро, «Луденские бесы» Олдоса Хаксли, «Обещание на рассвете» Ромена Гари, «Дом странных детей» Ренсома Риггза, «Золотой храм» Юкио Мисимы…

Сотрудникам библиотек, у которых есть в штате психологи, знакома невероятная, взрывная популярность психологических консультаций, семинаров, тренингов на самопознание и саморегуляцию («Как начать жить и работать по призванию», «Отношения между сознанием и бессознательным», «Внутренний критик — как с ним работать?» и т.п.). И если 10 лет назад крайне трудно было заманить на них молодёжь (отсутствовала потребность), то теперь 50-60 человек (вместо удобных для тренера 15—20) — это стандартная аудитория, например, психологического клуба РГБМ «В гостях у дядюшки Юнга».

Другой поворот этой темы — с ориентацией на людей с проблемами речи (заиканием). На одном из занятий клуба «Лаборатория речи» психологи предложили «парадоксальный взгляд на тему слабости и бессилия: благодаря ему становится возможным укрепление уверенности в себе». Слушателям предлагается попрактиковаться «в укреплении своих слабых зон на основе предложенного алгоритма».

К этим темам примыкают, с одной стороны, темы планирования профессиональной карьеры и поиска работы, позволяющей реализовать творческий потенциал (с секретами успешного собеседования и способами обратить на себя внимание работодателей молодые люди знакомятся, например, в рамках тренинга «Моя карьерная стратегия»).

С другой стороны, это семинары с медиками-психиатрами, психотерапевтами (например, с сотрудниками Центра психолого-психотерапевтической помощи Психиатрической клинической больницы), на которых обсуждаются получившие серьёзное распространение среди молодёжи проблемы депрессии, стресса, страхов.

Хорошо реагирует молодёжь и на практикумы, семинары с участием молодых врачей — здоровье стало обязательным условием для продвижения по социальной и профессиональной лестнице; мало кто берёт бюллетень, а значит, необходимы навыки первой медицинской помощи.

А если посмотреть на проблему сохранения психического и эмоционального здоровья шире, то стоит вспомнить о студентах, приезжающих из малых городов в мегаполисы. Для студентов, проживающих в общежитии, библиотека — самое удобное и комфортное место для подготовки к занятиям, для отдыха и общения. И не столь важно, читают они книгу, смотрят фильм или сидят в соцсетях. Библиотека — пространство их внутренней свободы, пространство, где они могут быть наедине с собой и самими собой.

А теперь несколько примеров того, как библиотека способна помочь молодым людям в формировании межличностных и коммуникативных навыков.

Самое очевидное и популярное — тренинги по ораторскому искусству и общению, интеллектуальные бои, клубы общения на иностранных языках, клубы общения на языке жестов. Молодые люди вырабатывают умение отстаивать свои позиции, проигрывать, не теряя при этом своего лица, убеждать, да и просто говорить на аудиторию.

Добавим сюда разного рода митапы — полезные встречи с профессионалами в разных областях, с которыми можно консультироваться, спорить и договариваться. Одна из версий — дискуссионный цикл «Современный герой». Гости делятся своими историями жизни, участники задают им вопросы и решают для себя, подходит ли им путь героя встречи, применим ли он лично для них. Это возможность для всех посмотреть на свою жизненную ситуацию с разных точек зрения и расширить границы своего представления о мире. Или такая версия: митапы, посвящённые программированию и веб-разработкам. Так, московское отделение международной организации FreeCodeCamp Moscow проводит митапы, на которые собираются начинающие и профессиональные веб-разработчики и делятся опытом, рассказывают best practices, разбирают ошибки в коде и т.д.

Долгое время настольные игры (типа «Мафии», «Монополии») воспринимались исключительно как вариант досугового времяпрепровождения. Теперь специалисты рассматривают такого рода групповые игры как эффективные способы развить когнитивную гибкость. Вот как позиционирует себя игротека «ИгроПункт»: «для тех, кто рассматривает настольные игры не только как общение и веселье, но и как интеллектуальную деятельность, решение нелёгких задач по выбору стратегий развития, планированию своих действий, просчёту шагов оппонентов».

Подведём некоторый итог сказанному выше.

Сегодня молодые люди понимают: овладение неким набором надпрофессиональных навыков и умений обеспечит им конкурентоспособность, а значит, активную включённость и закрепление в важных для них профессиональных и социальных средах.

Между тем — и это общество уже заметило — библиотеки активно позиционируют себя как пространства общения, диалога, творчества. Значит, призыв, озвученный в названии статьи: «Поможем молодёжи “прокачать soft skills”» — по факту означает: поможем молодым пользователям — имеющимися у библиотек возможностями (ресурсами, пространством, технологиями, партнёрами, услугами, персоналом) — сформировать, развить, отшлифовать эти интеллектуальные навыки и умения. Для этого библиотеки должны сами стать интеллектуальнее.

А как иначе? Если вовремя не вписаться в современные тренды, то серьёзных перспектив стать нужными для цифрового поколения, быть «равными среди равных» в обществе знания нет.