21—22 июня 2017 года в Сеуле прошёл 11-й Международный симпозиум по библиотечному обслуживанию детей и молодёжи, организованный партнёрами РБГМ, Национальной библиотекой для детей и молодёжи Республики Корея. Публикуем с небольшими сокращениями представленный на Симпозиуме доклад Линды Твитчетт, руководителя библиотеки Австралийской международной школы в Сингапуре.
Сегодня в развитых странах есть все условия для формирования общества с высокой цифровой грамотностью и много возможностей для развития новых, современных навыков у детей и молодёжи. Библиотекари могут играть в этом процессе ключевую роль.
Цифровая среда стремительно развивается. Модернизируется сфера образования: учебники переходят в электронные форматы, обучение становится более персонализированным. В школах внедряются программы, направленные на повышение цифровой грамотности, учителя проходят курсы повышения квалификации. Библиотеки улучшают обслуживание и предоставляют пользователям доступ к цифровым фондам; архитектурные и технологические инновации позволяют создавать в библиотеках среду для цифрового обучения.
Молодёжь активно пользуется новыми технологиями, а молодёжная среда насыщена мобильными устройствами, что неудивительно, так как популярность социальных медиа и компьютерных игр очень велика.
Учитывая уровень использования современных технологий, а также благоприятные условия для развития грамотного общества, мы можем усомниться в том, что необходимо повышать цифровую грамотность детей и молодёжи. Однако свободный доступ к технологиям и умение искать информацию не гарантируют, что у молодых людей есть все необходимые навыки для успешного существования в цифровой среде. Международные исследования показывают, что сегодняшняя молодёжь — не «цифровые аборигены», с рождения умеющие пользоваться технологиями. Им не хватает знаний и навыков, чтобы эффективно пользоваться информационными и компьютерными технологиями, критически их оценивать и не подвергать себя опасности. Кроме того, молодые люди, которые легко и уверенно пользуются технологиями, склонны переоценивать свои умения. Повышение цифровой грамотности нужно, чтобы дать молодым людям навыки не только необходимые для жизни, но и востребованные электронной экономикой. В статье «От письма к цифре: новая грамотность» исследователи Филип Вентимилья и Джордж Пуллман утверждают, что ожидания работодателей часто расходятся с реальными умениями студентов. Они ссылаются на исследование, где студентов попросили оценить собственные цифровые навыки и готовность к работе. 44% респондентов ответили, что «хорошо подготовлены» или «очень хорошо подготовлены», однако лишь 18% опрошенных работодателей сказали, что эти студенты действительно готовы работать на самых низких должностях.
Авторы исследования выделяют шесть главных умений, определяющих цифровую грамотность:
- не только находить информацию в интернете, но и оценивать её качество и достоверность;
- анализировать проблему и находить цифровые инструменты, которые помогут её решить;
- пользоваться доступностью информации для непрерывного обучения в течение всей жизни;
- оценивать и выбирать из постоянно меняющихся технологических инструментов подходящий для решения конкретной проблемы;
- быстро осваивать новые инструменты, так как они всё время улучшаются и меняются;
- настраивать под себя и совмещать друг с другом различные технологические инструменты для решения проблемы.
Исследователи также указывают на то, что между обычной грамотностью и цифровой есть разница. Цифровая грамотность позволяет быть интеллектуально автономным, мыслить и общаться так, как не позволяет одна лишь традиционная грамотность.
Под цифровой грамотностью понимают способность находить, оценивать, использовать, распространять и создавать контент при помощи компьютерных технологий и интернета. Это важнейший навык, необходимый для успеха в XXI веке не менее чем критическое мышление, умение решать проблемы, общаться и сотрудничать. Цифровую грамотность иногда называют «четвёртой грамотностью» — такой же важной, как умение читать и писать. Учёные выступают за внедрение программ развития цифровой грамотности в школьное образование и подчёркивают, что она основывается на критическом мышлении, которое позволяет отбирать нужную информацию из огромного потока, понимать, как работает виртуальный мир, и не подвергать себя опасности в цифровой среде.
Мы должны помогать молодым людям развивать умения, которые нужны им, чтобы разумно, безопасно и критически пользоваться интернетом. Свою роль могут играть и власти, и школы, и библиотеки, и семья. Мы должны пользоваться технологиями для обучения и приобретения необходимых навыков; предоставлять ресурсы для цифрового обучения; вводить обучение цифровой грамотности для детей и молодёжи.
Что могут сделать публичные библиотеки? Могут помочь стратегические партнёрства между библиотеками и бизнесом, местными общественными организациями, школами и родителями.
В библиотеках уже предоставляют электронные ресурсы. Например, Национальная библиотека Сингапура создала единую платформу для электронных ресурсов, где собрана большая коллекция учебных и развлекательных материалов, доступ к которой открыт круглые сутки. Многие семьи тратят огромные деньги на дополнительное образование детей; использование электронных библиотечных ресурсов помогло бы сэкономить на курсах и репетиторах.
Один из способов помочь детям и молодёжи научиться безопасно и с пользой работать в интернете, а также критически воспринимать информацию — составлять рекомендации и путеводители. В Корее создан Центр интернет-зависимости, который информирует, консультирует и предлагает методики борьбы с интернет-зависимостью.
В Австралии известен психолог Майкл Карр-Грегг, который активно призывает обучать молодых людей грамотно пользоваться социальными медиа. Он не отрицает, что социальные медиа могут приносить молодёжи немало пользы – они помогают сформировать чувство собственной идентичности и принадлежности к группе, а также повысить самооценку — однако подчёркивает, что молодые люди должны понимать, какие риски связаны с общением в интернете. Чтобы помочь подросткам научиться ответственно пользоваться интернетом, правительство Австралии создало Комиссию по интернет-безопасности, призванную просвещать, принимать жалобы на кибербуллинг и разбираться с нелегальным контентом.
Ещё один пример полезного ресурса — британский сайт о безопасности в интернете ThinkUKnow, где есть страницы для детей разных возрастов, родителей и учителей. Похожий проект существует и в США — ресурс Common Sense Media.
Помимо интернет-ресурсов, важно личное общение на темы, связанные с разумным, ответственным и безопасным использованием новых технологий. Библиотеки могут организовывать встречи, обсуждения и дискуссии для детей и родителей.
Молодым людям необходимы образовательные сайты, которые помогают повышать цифровую грамотность. Хороший пример — сайт ERGO, разработанный Библиотекой штата Виктория (Австралия). Сотрудничая с библиотекой, учителя могут использовать подобные ресурсы в классе.
Чтобы напомнить о том, как важно повышать цифровую грамотность, можно провести особое мероприятие — Неделю цифровой грамотности. Молодёжное крыло Американской библиотечной ассоциации (YALSA) ежегодно проводит Молодёжную техно-неделю (Teen Tech Week), ориентированную на потребности подростков. Среди местных компаний можно найти спонсоров мероприятия для взаимовыгодного сотрудничества.
Программы и мероприятия для детей и подростков в библиотеках способствуют повышению цифровой грамотности и приобретению навыков, необходимых для жизни в XXI веке. Некоммерческая организация Common Sense Media помогает ориентироваться в разнообразии медиаресурсов. Их проект «Цифровой паспорт» можно повторить в публичной или школьной библиотеке. Чтобы получить «цифровой паспорт» ученики должны выполнить несколько заданий, продемонстрировав определённые навыки и знания. Получение «цифрового паспорта» означает, что ученик достиг нужного для его возраста уровня цифровой грамотности.
В Канаде организация MediaSmarts придумала программу для подростков «Мой мир», разделённую на четыре части, посвящённые разным аспектам цифровой грамотности: поиску достоверной информации в интернете, приватности и репутации в интернете, онлайн-общению и этичному использованию цифровых технологий.
Кроме того, «грамотностью XXI века» называют программирование. Если говорить просто, компьютерная программа — это последовательность инструкций для компьютера. Программы пишут на различных языках программирования. Для детей существуют приложения для обучения программированию, и сейчас образовательные учреждения пересматривают учебные планы, чтобы включить в них этот предмет. В Великобритании программирование вводят в учебный план для начальных и средних школ. В 2014 году Австралия включила в Национальную школьную программу предмет «Цифровые технологии», обязательный с подготовительного до восьмого класса. Предмет развивает критическое мышление, креативное мышление и вычислительное мышление — всё это необходимо для решения современных задач, в том числе для программирования.
Исследователи Вентимилья и Пуллман отмечают, что обучение программированию «жизненно необходимо» и в контексте высшего образования, так как умение решать задачи способствует повышению цифровой грамотности.
Если говорить о программировании в рамках библиотечного обслуживания, можно назвать две проблемы. Во-первых, многим не понравится идея предложить детям и подросткам проводить ещё больше времени за электронными устройствами. Нужно чётко объяснить, что мы не призываем больше сидеть перед экраном — мы призываем проводить это время иначе, с большей пользой. Почему так важно уметь программировать? Компьютерные программы лежат в основе нашего цифрового мира.
Программирование поддерживает экономику и создаёт рабочие места; оно учит мыслить творчески, рассуждать систематически и работать в команде. Это умение даёт молодым людям намного больше возможностей, чем социальные медиа и компьютерные игры.
Вторая проблема заключается в том, что многие библиотекари не готовы вести курсы по программированию. Здесь поможет сотрудничество с технологическими компаниями и другими организациями. В школьных и публичных библиотеках растёт интерес к кружкам программистов. Библиотекари часто прибегают к помощи волонтёров и спонсоров.
Консультант из организации Libraries and Educators Online Линда Браун предлагает сделать дизайн-мышление центральной идеей курсов программирования в библиотеках: «Научиться писать код — не конечная и не единственная цель. Попробуйте вместе с учениками поработать над проектом, который развивает дизайн-мышление, — тогда они научатся понимать стоящие перед ними задачи, обсуждать их с другими, совместно искать решения, делать прототипы, тестировать их и так далее».
Существует множество ресурсов для обучения программированию, и для того, чтобы ими пользоваться, не нужно быть экспертом. Широко известен графический язык программирования Scratch, ориентированный на детей и подростков от 8 до 16 лет. С помощью Scratch можно создавать интерактивные истории, игры и анимацию. Ozobots — это маленькие роботы, которых можно запрограммировать самому. Sphero — шарообразный робот, управляемый со смартфона или планшета. Finch Robot — это созданный в Университете Карнеги–Меллон робот, который поддерживает более десяти языков программирования.
Мероприятия и клубы, связанные с технологиями, в последнее время стараются привлекать больше девочек. Организации Techgirlz и Rails Girls проводят специальные мероприятия, чтобы заинтересовать девочек-подростков техническими науками.
Специальные мероприятия и программы по повышению цифровой грамотности необходимы детям и подросткам, чтобы они могли научиться разумно, эффективно и ответственно пользоваться интернетом, не подвергая себя опасности и критически осмысляя происходящее. Кроме того, им нужно овладевать навыками, необходимыми для успешной жизни в XXI веке. Цифровая грамотность детей и подростков — это ответственность не только школ: свою роль должны сыграть семья, общество, бизнес и библиотека. Сотрудники библиотек способны помогать молодёжи повышать цифровую грамотность, используя ресурсы, доступные в интернете; однако им самим может понадобиться обучение, чтобы они увереннее чувствовали себя при организации мероприятий. Библиотечные ассоциации могут планировать и проводить совместные мероприятия. Хорошо бы наладить сотрудничество с технологическими и прочими компаниями, которые способны спонсировать мероприятия и курировать клубы. Для успеха таких мероприятий необходимо правильно продвигать нетрадиционные библиотечные услуги, в том числе с использованием социальных медиа, чтобы донести информацию до молодёжи. С родителями и школами можно общаться более консервативно. Как всегда, ключ к успеху — партнёрство, совместная работа и совместное обучение.
Перевела с английского Ирина Соколова