Разные пользователи — разные потребности

Фото: Søren E. Jensen

Мы уже писали о датской библиотечной программе Model Programme for Public Libraries в статье «Библиотека как пространство для вдохновения». Эта концептуальная программа, финансируемая Датским управлением культуры, разрабатывает новые идеи для библиотек будущего, ищет и описывает успешные примеры библиотечной работы и собирает полезную информацию для библиотечного сообщества. Предлагаем вам новый текст от датчан о том, как классифицировать посетителей библиотеки и что нужно каждой категории читателей.

 
Библиотека — это место для поиска вдохновения, для обучения и самых разных видов занятий и социальных взаимодействий. Но прежде всего – независимо от того, для чего она используется — библиотека также должна быть приятным местом, где людям нравится проводить время. Очень важно дать понять посетителям — будь то посетители-одиночки, небольшие или большие группы — что им стоит проводить в библиотеке больше времени: для этого нужно предоставить им места для сидения и работы с учётом их разных потребностей и занятий. Нужно создать среди книжных полок уютные уголки с хорошим освещением и комфортной атмосферой, где хочется задержаться. Очень кстати придётся кафе или кофемашина. Библиотека должна быть безопасным местом, тихим и спокойным, где посетители чувствуют себя как дома, где городская суета не отвлекает от дел. Библиотека даёт возможность быть пассивной или активной частью сообщества, которое возникает внутри библиотеки, во взаимодействиях её посетителей.

В связи с этим имеет смысл выделить несколько типов посетителей библиотеки в зависимости от их потребностей и поведения.

Одиночка: обычно приходит в библиотеку надолго. От библиотеки ожидает тишины и комфорта, а от библиотечного фонда — глубины и обширности. Такому пользователю нужны мягкие кресла в тихой зоне, чтобы расслабиться и почитать или послушать книги или музыку. Хорошим бонусом будут еда и напитки, но тишина и удобство важнее, чем близость кафе.

Студент: выбирает библиотеку в качестве альтернативы университету или общежитию. «Студенту» нужны стул и стол, подходящий для работы за компьютером. Продолжительность пребывания в библиотеке варьируется. Потребность в тишине и спокойствии также варьируется. Многие «студенты» предпочитают расположиться рядом с «центральной площадью» или кафе. Другие ищут места в тихой зоне, возможно, поближе к материалам и справочникам по их предмету. Бонус — доступ к компьютерам, подключённым к интернету. Школьникам и студентам младших курсов может понадобиться помощь библиотекаря.

Читательский кружок: небольшая группа, которая собирается в библиотеке, чтобы обсуждать книги. Им понадобится большой стол и 4—6 стульев, а также возможность негромко разговаривать и при необходимости передвигать мебель. Потребность в тишине и спокойствии варьируется. Часто такие небольшие группы собираются рядом с «центральной площадью» или кафе. Другие предпочитают тихую зону, возможно, поближе к материалам на интересующую их тему.

Большая группа: более 5 человек, которые проводят встречи в библиотеке. Им лучше собираться в отдельной комнате за закрытой дверью, чтобы не мешать другим посетителям. В комнате должен быть стол для переговоров, компьютеры, проектор и, возможно, интерактивная доска. Кроме того, такой группе может понадобиться маленькая кухня или кофейный автомат.

Коммуникация и маркетинг

Разумеется, задача библиотеки не сводится к тому, чтобы предоставить помещения и оборудование, соответствующее пожеланиям, потребностям и поведению каждой категории посетителей. Для каждой категории необходимо также выработать свою стратегию коммуникации и маркетинга, а значит, очень важно следить за изменениями в потребностях читателей. И, конечно, самое главное — продумать, какие материалы, услуги и мероприятия предлагать различным группам пользователей.

 
Перевела с английского Ирина СОКОЛОВА
Источник: http://modelprogrammer.kulturstyrelsen.dk/