Комиксисты — люди мира

Александр КУНИН

Фрагмент комикса Хихуса «Бог Слон»

Лет десять назад индустрия рисованных историй в России представляла собой что-то весьма невнятное. На регулярной основе проводился лишь фестиваль «КомМиссия», «Бумфест» делал только первые шаги, и ни о каких КомикКонах не было даже и речи. Специализированных издательств практически не существовало, найти комиксы в книжных магазинах вообще не представлялось никакой возможности.

В те годы большинство авторов рисованных историй мечтали об одном — реализоваться за границей. Забавно, но сегодня, чтобы успешно издавать свои работы в иностранных издательствах и претворять в жизнь свои творческие амбиции, комиксисту практически не важно, где жить. Однако есть целый ряд отечественных комиксистов, которые действительно живут теперь за рубежом и успешно там работают. Правда, их пути за границу очень непохожие друг на друга.

 
Юрий Жигунов стал первым российским комиксистом, который сумел сделать себе имя в европейской индустрии рисованных книг. Его сериал «Альфа», созданный совместно со сценаристом Митиком, выходил в 1995—2013 годах во Франции, а затем Юрия и вовсе пригласили в команду авторов культового проекта «ХIII».

Жигунов — московский комиксист из числа родоначальников жанра в России. Его творческая биография начиналась в знаменитой комикс-студии КОМ в 1980-х годах. Это был круг единомышленников, каждый из которых выделялся особым подходом к рисованным историям: Алексей Капнинский экспериментировал с лубочной стилистикой, Илья Воронин — с классической американской комикс-стилистикой, Андрей Снегирёв работал в стиле «чистой линии», в чём-то опираясь на манеру европейских классиков типа Эрже и Госинни… В общем, рассказывать о ребятах из КОМа можно долго и с упоением. Да и возможности у КОМа на рубеже 80-90-х были впечатляющие: ребята успешно контактировали с молодыми студиями из регионов России, устраивали совместные проекты со шведскими комиксистами, издавали свои книги тиражами по 100—300 тысяч экземпляров…

Работы Жигунова публиковались в сборниках КОМа. Некоторые из его историй опирались на реальные события, были и работы, основанные на литературных произведениях. Например, в сборнике «Рыбы» была опубликована его графическая новелла по рассказу Рея Брэдбери «Ревун».

К середине 1990-х первая волна интереса к комиксам в России пошла на спад. Стало очевидным, что основывать свою карьеру на рисованных историях пока рано. Многие художники начали присматриваться к европейскому рынку. Жигунов с детства увлекался работами бельгийских авторов, поэтому неудивительно, что, попав в 1994 году в Брюссель, он отправился в главный офис крупного бельгийского издательства «Ломбар», где встретил радушный приём, предопределивший его дальнейшую судьбу.

Со времён своего переезда в Европу Юрий Жигунов в российском комикс-пространстве особо и не появляется.

История Андрея Аринушкина — это романтическая и отчасти комедийная история, сама по себе достойная воплощения в комиксе. В конце 1990-х он поехал в Париж в туристическую поездку… и не вернулся.

Его знание французского языка ограничивалось на тот момент одной ломаной фразой, которая должна была означать: «Я хочу представить вам свои работы». И на первых порах в издательствах его ждали сплошные отказы. Пока очередной, но весьма компетентный редактор, взглянув на Андрея, в унынии складывающего листы с рисованными страницами в портфель, не прояснил ситуацию: «Вам, наверное, следует обратиться в издательство рисованных историй, — предположил он, — а не деловой литературы!»

Андрей Аринушкин в РГБМ

В 2003 году Аринушкин окончательно перебрался во Францию. В Европе вышло несколько его книг, ряд из которых — по сценариям французских авторов. Славу комиксисту обеспечили изданная в издательстве «Кастерман» в 2001 году «Его Величество Нигде», основанная на английской балладе про чёрного кота, и первый том фэнтезийного комикса для взрослых «Эвен» — «Алис», увидевшего свет в 2008 году в издательстве «Даниэль Маген».

Несмотря на то, что Аринушкин родился и прожил много лет в Белоруссии, он сильно связан именно с российским комикс-сообществом. В издательстве «Серафим и София» выходили его книги, он неоднократно выступал с выставками и мастер-классами на фестивале «КомМиссия», и публика его очень любит.

Светлана Шмакова — комиксист, работающая в стиле манга. Она автор более 10 книг, они переведены на 13 языков мира. История Светланы совершенно нетипичная. Она родилась и провела первые годы жизни в России, вероятно, даже не планируя быть комиксистом. Просто так сложилось, что в подростковом возрасте она переехала в Канаду, закончила там старшую школу и поступила в колледж, где училась классической анимации. Параллельно с этим она была большой поклонницей комиксов, посещала различные фестивали и комикс-конвенты, а в свободное время — рисовала. Её манга «ДрамаКон» в определённой степени опирается на историю самой Светланы, и эта её работа сразу покорила американских издателей, открыв ей дорогу на мировой комикс-рынок через издательский проект TokyoPop. Трёхтомник «ДрамаКон» был выпущен также и в российском издательстве «Фабрика комиксов». Но по большому счёту Шмакова практически не фигурирует в российском комикс-пространстве.

Ещё один интересный пример — судьба достаточно известных отечественных художников Олега Тищенкова и Хихуса (Павел Сухих). Их никто не увозил жить за границу в юном возрасте, да и цели реализоваться в иностранной комикс-индустрии они тоже особо не преследовали.

Олег Тищенков родился в Смоленске. В Москве работал ведущим дизайнером в «Студии Артемия Лебедева». Долго жил в Калининграде, поэтому считает себя больше калининградцем, чем москвичом, хотя и прожил в Москве почти 10 лет. Олег уезжал из России несколько раз. В последний раз — в 2009 году. Сейчас он работает в ui/ux дизайне в огромной корпорации на последнем этаже небоскрёба в Торонто (Канада). А невостребованную творческую энергию реализует в собственных проектах.

В своей жизни Олег занимался и продолжает заниматься всем сразу: и живописью, и графикой, и компьютерной живописью, и медиаискусством. Он создавал телепередачи, работал веб-дизайнером, аниматором, иллюстрировал книги и журнальные публикации, занимался рок-музыкой. Много лет являлся лицом Wacom и Corel в России. И даже писал научно-популярные статьи, в том числе посвящённые компьютерному рисованию и музыке… «Я делаю и делал всё исключительно в своё удовольствие», — говорит Олег. Комиксы про Кота, принёсшие Тищенкову славу комиксиста, также создавались для собственного удовольствия.

Из общения с Олегом я понял, что, хоть он и живёт уже не первый год в Торонто, в американскую и канадскую комикс-индустрию он не особо погружён, при том что ведёт проекты с некоторыми канадскими комиксистами. Его рисованные истории также продолжают выходить на русском. В 2017 году очередную книгу его комиксов «Серый и кот» выпустило в свет новое питерское издательство «КомФедерация». Да и в программах российских комикс-фестивалей то и дело встречается его имя. Кстати, поскольку его учёба в вузе была связана с робототехникой, то не удивительно, что недавно Олег запустил новый комикс-проект именно про роботов. Посмотрите на досуге «Волшебные сказки роботов», будете приятно удивлены.

Хихус с 2013 года жил в Камбодже — в стране, которая вообще никакой комикс-индустрией не славится, хотя это не мешает Хихусу оставаться верным себе и заниматься любимым делом. Для отечественной комикс-культуры Хихус — знаковое имя. С 2001 года он занимался развитием этого направления. Одним из главных результатов его деятельности была организация первого в России международного фестиваля комиксов «КомМиссия» в Москве. Этот проект вывел на профессиональную комиксную сцену огромное количество авторов, которые сегодня работают в издательствах, чьи книги продаются в магазинах комиксов и т.д.

Фестивалем он занимался 10 лет, а в 2013 году внезапно покинул Россию. Конечно, причиной для переезда стали и накопившаяся усталость, и вредный климат мегаполиса, который начал сказываться на здоровье… Сейчас Хихус занимается проектной работой. Три года, что он жил в Камбодже, были посвящены командной работе над новым мультфильмом, который выполнен в жанре анимированного комикса. Теперь, когда работа над этим большим проектом завершена, Хихуса и его команду ждёт новая страна и новый художественный проект.