Библиотекарь — доктор для бедных

Мэтти КУИНН

Всё чаще в штате библиотек стали появляться медики. Что неудивительно, ведь нередко с проблемами здоровья люди стали приходить… именно в библиотеку.

 
«Не перестаю удивляться, как много мне задают вопросов о здоровье», — говорит Рене Покорни, руководитель филиала Свободной библиотеки Филадельфии.

Проведённое в 2015 году исследование центра Pew показало, что 73% людей, которые посещают публичную библиотеку в Америке, приходят туда за ответами на вопросы о здоровье.

«Людям часто удобнее задать вопрос библиотекарю, чем врачу, потому что в поликлинике они могут бояться или чувствовать, что их торопят», — объясняет Покорни.

Но какими бы начитанными ни были библиотекари, они не имеют достаточной квалификации, чтобы по-настоящему консультировать или предоставлять медицинские услуги. Ситуация осложняется тем, что большинство тех, кто приходит в библиотеку за медицинской помощью, — бездомные или психически больные люди, а они нуждаются в более квалифицированной помощи, чем среднестатистический гражданин.

Однако вместо того чтобы отправлять посетителей к доктору, публичные библиотеки в Филадельфии и некоторых других городах начали предоставлять медицинские услуги напрямую.

 

 
В прошлом году один из филиалов Свободной библиотеки Филадельфии преобразовали в Центр здоровья и грамотности Южной Филадельфии. Теперь в здании есть не только обычная библиотека, но и детская поликлиника, а также пункт первичной медико-санитарной помощи на верхних этажах.

Впрочем, все филиалы городской библиотеки проводят те или иные мероприятия, которые призваны помогать людям становиться здоровее. Пожилые люди могут узнать, как оформить медицинскую страховку Medicare; иммигранты приходят на кулинарные мастер-классы; малообеспеченные посетители учатся составлять семейный бюджет так, чтобы правильно питаться, — это лишь несколько примеров. По данным исследования, опубликованного в журнале Health Affairs, в 2015 году мероприятия, связанные с заботой о здоровье, посетили полмиллиона горожан.

«Очень хорошо, что у нас есть ресурсы, необходимые для того, чтобы помогать людям, ведь мы же всё-таки не социальные работники», — говорит Покорни.

В Нью-Йорке, в восьми библиотеках района Куинс, где не очень много медицинских работников, читатели могут брать книги о здоровье и посещать мероприятия на медицинские темы. Библиотечная система округа Пима (Аризона) договорилась с окружным департаментом здравоохранения, чтобы в штате был медицинский работник, а во всех 27 филиалах медсёстры делали обход.
Среди прочего библиотеки округа Пима ввели в штат медицинских работников, чтобы уменьшить число вызовов экстренных служб по телефону 911, которые приходилось делать библиотекарям из-за поведения читателей. В интервью сайту Nurse.com один медбрат рассказал, что иногда принимает в день до 30 человек, из-за которых в прежние времена пришлось бы вызывать экстренные службы.

По мере того как система здравоохранения США постепенно меняется, обращая больше внимания на здоровье населения, её партнёрами становятся не только библиотеки. В прошлом году Новый Орлеан провёл программу обучения парикмахеров, чтобы они могли помогать клиентам получить медицинскую страховку. В столице штата Огайо, городе Коламбусе, медицинских работников направили в религиозные учреждения поговорить с прихожанами о страховке. Подразделения пожарной охраны начали использовать данные местных департаментов здравоохранения, чтобы выявлять граждан, которые часто звонят в службу 911.

Однако, несмотря на то что библиотеки уже давно являются полезным ресурсом для тех, кто следит за здоровьем или нуждается в помощи, сама мысль, что они могут участвовать в здравоохранении, всё ещё кажется многим непривычной.

«До многих библиотек эти идеи ещё не дошли», — сокрушается Анна Морган, автор исследования журнала Health Affairs, получившая грант фонда Роберта Вуда Джонсона, — «и для них ещё разработано мало обучающих программ».
Она надеется, что ситуация изменится.

 
Источник: www.governing.com
Перевела с английского Ирина Соколова