Курс книжного блогера: создание сообщества и воспитание вкуса

Алёна БОРИСОВА

С ноября 2016 года по февраль 2017 года в Иркутской областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина прошёл бесплатный курс книжного блогера. Этот проект был разработан с целью развития чтения, продвижения библиотеки и создания сообщества читающих и пишущих людей.

 
В первые две недели на курс записались более 100 человек. С периодичностью раз в две недели известные иркутские литературоведы, блогеры, поэты и журналисты рассказывали всем желающим об особенностях книжного блогинга, современной прозе и поэзии. Идея курса — помочь молодым людям научиться оценивать книги, осмысливать их и писать о них. Сотрудники библиотеки рекомендовали участникам курса интересные произведения, которые могут стать отправной точкой для рецензий.

Курс состоял из пяти лекций и был рассчитан на читающего человека, стремящегося углубить свои знания о современном литературном процессе и стать актуальным блогером. Возрастных ограничений организаторы не устанавливали, средний возраст слушателей — 17—30 лет.

Темы лекций были сформулированы максимально ненаучно, привлекательно для молодёжи: «Азы книжного блогинга», «Поэзия как часть литературного процесса», «О вкусе и вкусовщине в литературе», «Как создать свой книжный блог и о чём там писать».
Одним из спикеров стала преподавательница университета Ирина Распопина, которая уже пять лет ведёт популярный книжный блог Bookeanarium. Ирина поделилась своим опытом книжного блогера: «Можно начать с отзыва на самую любимую или последнюю прочитанную книгу. А специальную литературу или нон-фикшн очень полезно конспектировать. Первое предложение должно быть самым ярким и запоминающимся… С текстом всегда можно повеселиться и нашпиговать его “пасхалками” — фразочками, которые поймут единомышленники, цитатами из фильмов, отсылками к другим книгам». Исследователь массовой литературы, преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ИГУ Мария Сидельникова прочитала лекцию о классификации в литературе и особенностях массовой литературы. Александра Поблинкова рассмотрела жанр книжной рецензии с позиции журналиста…

Для освещения мероприятия использовались молодёжные порталы города и социальные сети, где спикеры проекта — опытные блогеры — поддерживали курс анонсами. В рамках курса участники должны были выполнить домашнее задание: выбрать книгу, написать на нее рецензию и опубликовать в сообществах «Читай, Иркутск!» в социальных сетях «ВКонтакте» или «Фейсбук». По итогам курса авторы лучших рецензий получили грамоты.

Специально для тех, кто не был на лекциях, на сайте библиотеки www.lib38.ru опубликованы конспекты всех лекций.

 
Книжному блогеру на заметку:

В «Твиттере» можно публиковать ссылки на свои материалы, шутить, в том числе на книжные темы, провоцировать на диалог, знакомиться с единомышленниками. Механизм создания вирусного текста в «Твиттере»: актуальные темы дня (например, премьера фильма) + неожиданный момент.

В «Фейсбуке» лучше всего работают лонгриды — подборки книг с упоминанием известных людей: например, переводчиков или журналистов. Так текст увидит большее число потенциальных читателей.

Необязательно писать только положительные отзывы — отрицательные тоже побуждают к диалогу.

В социальной сети «ВКонтакте» стоит ориентироваться на картинки — они должны быть как минимум хорошего качества. Лучший вариант, если вы сделаете картинку сами: портрет автора + его цитата, написанная в том же Power Point. Лучше создавать свой контент, чем использовать сделанный кем-то до вас.