Литературные и кинематографические интересы советской молодежи

Мария МАЗУРИЦКАЯ

Продолжаем публикацию исследования книжных и кино-предпочтений молодёжи советской эпохи. Начало см. в № 16.

 
После смерти И.В. Сталина в Советском Союзе наступил период относительной либерализации общественной и культурной жизни государства. Это время получило название «оттепель» по одноименному роману И.Г. Эренбурга — одному из первых произведений, отразивших перемены в жизни СССР после окончания сталинской эпохи.

С начала 1960-х гг. в СССР были возобновлены социологические исследования в важнейших областях общественной и духовной жизни советского общества. Это позволило киноведам вернуться к изучению предпочтений советских кинозрителей, поскольку проблема эта «с конца 30-х годов в течение длительного времени, считалась “вульгарно-социологической” и не находила достойного внимания на страницах кинопечати» (Лебедев Н.А. Внимание, кинематограф! О кино и киноведении. М., 1974. С. 347). Кинематографические предпочтения различных возрастных категорий кинозрителей стали анализировать не только в Москве, но и в регионах. В начале 1960-х гг. свердловскими социологами было проведено исследование предпочтений кинозрителей-студентов. Обобщив результаты исследования в статье «Судент-кинозритель. Каков он?» (На смену! Свердловск, 1966, 20 сент. С. 3) Б. Волков пришёл к выводу, что любимыми киногероями студенческой молодёжи являются Дронов («Все остаётся людям»), Гамлет («Гамлет»), Гусев («Девять дней одного года»), Соколов («Судьба человека), Трубников («Председатель»). При этом образ академика Дронова, по мнению студентов, в наибольшей степени соответствует их представлению об идеальном герое, на которого они хотят быть похожими. Причина популярности у молодёжи 1960-х гг. названных киногероев обусловлена тем, что в условиях происходившей в период «оттепели» переоценки устоявшейся системы ценностей и господствовавшей идеологии молодым людям стали более близки думающие герои.

 

Кадр из фильма «Девять дней одного года»
Кадр из фильма «Девять дней одного года»

 
В отношении читательских интересов молодёжи наблюдалась схожая тенденция. Об этом свидетельствуют результаты централизованного исследования читателя-студента, проведенного в 1965 году и обобщенного Л.Б. Бурлаковой в статье «Читательские интересы студенческой молодежи» (Советский читатель: опыт конкретно-социолог. исследования. М., 1968. С. 247—269). Исследование показало, что заметное место в читательских предпочтениях студентов занимает русская классическая литература, пользующаяся спросом у 78% молодых людей. Своими любимыми авторами студенты назвали Л.Н. Толстого (50%), А.П. Чехова (36 %), А.И. Куприна (21%), Ф.М. Достоевского (18 %), И.С. Тургенева (18 %). Популярностью у студенческой молодёжи 60-х пользовалось творчество таких советских писателей, как М.А. Шолохов, М. Горький, Ч. Айтматов, а также поэзия С.А. Есенина, Е.А. Евтушенко, В.В. Маяковского, Р.И. Рождественского. Читательские интересы студенческой молодежи 1960-х гг. отличались разнообразием и разносторонностью, поэтому в них не прослеживалось чёткой направленности на какой-либо конкретный вид художественной литературы, но вместе с тем присутствовал ярко выраженный интерес к поэзии.

Отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 года стала завершением процесса либерализации общественно-политической жизни в СССР. Приход к власти Л.И. Брежнева ознаменовал собой начало нового периода в истории советского государства. Названный впоследствии «застоем», он характеризовался умеренно-консервативным курсом в политике и экономике страны. В это время исследование читательских интересов советского студенчества проводились вузовскими социологическими лабораториями и кафедрами марксизма-ленинизма. Общий итог исследованиям читательских интересов студенческой молодёжи 1970-х гг. подвела М.Д. Смородинскаяв статье «Некоторые наблюдения за чтением студента», опубликованной в №1 журнала «Советское библиотековедение» за 1975 год (С. 61—72). Она отметила, что для студентов 1970-х гг. чтение продолжает играть важную роль не только в процессе учебы, но и в структуре досугового времени. В целом, по мнению М.Д. Смородинской, в 70-е тенденции, характерные для читательских предпочтений студенческой молодёжи 1960-х гг., сохранились. Единственной особенностью читательских предпочтений студенческой молодежи 1970-х гг. стало падение интереса к поэзии.

С начала 1980-х гг. в читательских предпочтениях студенческой молодёжи стали происходить существенные изменения. В ходе исследования, проведенного в 1984 году Г.Н. Горевой, было выявлено значительное снижение интереса молодых людей к русской классической литературе и практически полное отсутствие интереса к творчеству советских авторов 1920-х — 1930-х гг. (подробнее см.: Горева Г.Н. Студенты библиотечного факультета ЛГИК им. Н.К. Крупской — читатели художественной литературы // Книжное дело в культурной и общественной жизни Петербурга — Петрограда — Ленинграда. Л.,1984. С. 149─159).

Вместе с тем исследователь отметила, что студентов интересует творчество представителей «деревенской прозы» — Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина и В.П. Астафьева, но при этом молодые читатели выражают слабый интерес к произведениям В.М. Шукшина и В.И. Белова. Подобная выборочность интересов студентов, считает Горева, объясняется «отсутствием духовной зрелости, гражданственности, чувства ответственности за все происходящее, пассивностью жизненной позиции…недоразвитостью литературно-художественного вкуса, узкоограниченным кругом литературных интересов» (Горева Г.Н. С. 153).

Существенный вклад в изучение кинематографических предпочтений студенческой молодёжи брежневской эпохи внёс С.А. Иосифян, обобщивший результаты проведенного в 1973—1978 гг. исследования, лёгшего в основу учебного пособия «Кино и молодежная аудитория» (М., 1979). Исследование показало, что любимыми фильмами студентов являются отечественные киноленты, «Калина красная», «А зори здесь тихие», «Они сражались за родину», «Романс о влюбленных», «Зеркало», «Солярис». Отмечая большую художественную ценность названных картин, С.А. Иосифян подчеркнул, что популярность их у студенческой молодёжи является свидетельством того, что «…студенчество волнуют действительно важные для современного человека вопросы общественной и нравственной жизни, воплощенные, как правило, в яркую и убедительную художественную форму» (С. 69). Как видим, в период «застоя» у советской молодёжи наметилась тенденция к освобождению от господствующего идеологического догматизма, что, в частности, проявилось в интересе к фильмам А.А. Тарковского, не вписывающимся в социокультурную парадигму эпохи. Начав разочаровываться в социалистических идеалах, молодёжь с начала 1980-х гг. стала утрачивать интерес к чтению, а также к произведениям советской литературы 1920-х — 1930-х гг., поскольку герои этих книг перестали быть для молодых примером для подражания.

 

Кадр из фильма «Зеркало»
Кадр из фильма «Зеркало»

 
К началу 1980-х гг. в социально-экономическом и политическом развитии СССР всё отчетливее стали проявляться кризисные явления. Именно поэтому попытка обновления государственной системы (Перестройка), начатая М.С. Горбачевым в 1985 году, была с энтузиазмом воспринята большей частью советского общества.

В период перестройки в художественную культуру СССР стали возвращаться запрещённые произведения. Однако, несмотря на расширение доступа к художественной литературе, в рассматриваемый период она стала утрачивать своё влияние на молодёжь. Характеризуя особенности читательских интересов молодёжи второй половины 1980-х гг., социолог Ф.Э. Шереги отметил, что «современный молодой читатель… по сравнению с молодым читателем 1960-х гг. стал более прагматичным, проявляет… меньший интерес к поэзии и больший — к остросюжетным, но кратким рассказам; отличается меньшим романтизмом, но в то же время — повышенным интересом к конструктивной фантастике» (Шереги Ф.Э. Читательский мир молодежи: по данным конкретных социологических исследований // Актуальные проблемы социологии чтения и пропаганды книги среди молодежи. М., 1987. С. 116).

В то же время результаты исследования, проведенного И.Ю. Камоцкой, показали, что студенческая молодежь интересуется малоизвестным до недавнего времени пластом советской литературы, в частности, творчеством таких авторов, как М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, А.Н. Рыбаков, В.Д. Дудинцев, А.И. Приставкин.

Как и в период «оттепели», одной из ведущих тем перестроечного кинематографа стала молодёжная проблематика. Созданные в этот период фильмы особенно нравились молодым людям тем, что герои кинолент «были непривычно на них похожи, говорили на их языке, являли собой полную противоположность «воспитательным» чертам их сверстников в фильмах прошлых лет» (Актуальные проблемы социологии чтения… С. 27). Особой популярностью в молодёжной среде пользовались фильмы, посвящённые социальным проблемам. Фильмом-лидером по количеству посмотревшей его молодёжи стала «Интердевочка» П.Е. Тодоровского, которую посмотрели 28% молодых людей.

 

Кадр из фильма «Интердевочка»
Кадр из фильма «Интердевочка»

 
Таким образом, кризисные явления эпохи перестройки существенно повлияли на развитие отечественной культуры, что не могло не сказаться на читательских и кинематографических интересах молодого поколения. В этот период читательская культура молодёжи значительно снизилась, а чтение стало носить более утилитарный характер. В кинематографе же молодых людей особенно привлекали персонажи, стремящиеся к личной свободе и протестующие против идеологических догм. Ценности и идеалы, на которых воспитывались предыдущие поколения молодых, утратили свою актуальность в новых условиях. В то же время принципы личной свободы и независимости, господствующие в перестроечный период, вскоре переросли во вседозволенность и отсутствие каких-либо нравственных ограничений. Однако вместе с ощущением свободы к молодым людям пришли чувство незащищенности и неуверенность в завтрашнем дне, поскольку они оказались фактически предоставлены сами себе.