Советская эпоха — наиболее противоречивый и неоднозначный период в истории развития России. Практически все социально-культурные явления, существовавшие в советское время, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Это относится и к культуре, которая, с одной стороны, способствовала формированию в людях чувства патриотизма, товарищества, уважения к старшим, с другой же, культивировала в обществе подозрительность, бескомпромиссность, неприятие ценностей и образа жизни, не совпадающих с государственной идеологией. Всё это находило отражение и в культуре. Неслучайно В.И. Ленин особое внимание уделял развитию тех её сфер, которые оказывают наибольшее воздействие на людей. И главнейшим из искусств, как известно, сразу было признано кино, способное воздействовать на самую массовую из всех возможных аудиторий.
В 1920-е гг. только начинал формироваться новый советский кинематограф (хотя фильмы активно снимались и в дореволюционной России), поэтому репертуар кинотеатров в первое послереволюционное десятилетие в основном всё ещё составляли зарубежные и дореволюционные фильмы. Многие из них, разумеется, не совпадали с идеологическими принципами, декларируемыми государством, что вызывало крайнюю обеспокоенность чиновников от культуры. Так, кинорежиссер и сценарист В.В. Вайншток подчеркивал, что просмотр зарубежных фильмов оказывает особенно негативное воздействие на молодёжь, являющуюся основным посетителем кинотеатров:
«Несоизмеримо велик вред от буржуазных фильмов, не только прямо контрреволюционных, но и, на первый взгляд, безвредных, однако развращающих своей сентиментальщиной и копанием в мелких личных переживаниях» (Вайншток В.П., Якобзон Д. Кино и молодежь. М.; Л., 1926. С. 19). Режиссёр призывал ограничить показ зарубежных фильмов и снимать киноленты, освещающие революционные события в романтическо-приключенческом ключе и привлекающие тем самым молодёжную аудиторию. О том, что рекомендации В.В. Вайнштока были услышаны, свидетельствует тот факт, что по результатам проведённого в 1927 году анкетирования молодых кинозрителей, советским фильмам стало отдавать предпочтение 45% молодёжи, а зарубежным всего 20 %. Своим самым любимым фильмом 97% участвующих в анкетировании молодых людей назвали картину С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» (Трояновский А.В., Егиазаров Р.И. Изучение кино-зрителя. М; Л., 1928. 98 с.).
Другой сферой культуры, оказывавшей значительное влияние на формирование мировоззрения и системы ценностей советской молодёжи, была литература. В 1920-е гг. чтение художественной литературы занимало в жизни советской молодежи значительное место: многие молодые люди относительно недавно освоили грамоту и стремились восполнить пробел в знаниях и приобщиться не только к современной литературе, но и к классике. Известный советский библиотековед Ф.И. Каратыги, изучив читательские предпочтения молодых комсомольцев первой половины 1920-х гг., пришёл к выводу, что самые читаемые авторы в этой среде — Дж. Лондон, Э. Золя, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский (Каратыгин Ф. Об изучении читательских интересов : что читают рабочие-комсомольцы // Коммунист. просвещение. 1925. № 3/4. С. 156─157).
Однако уже спустя несколько лет интерес молодёжи к произведениям советских авторов начал возрастать. Результаты проведённого в 1928 году социологического исследования показали, что наибольшей популярностью у молодых людей пользуются «Разгром» А.А. Фадеева, «Ташкент — город хлебный» А.С. Неверова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев» Д.А. Фурманова (Что читает рабочая молодежь: по материалам выбороч. обследования москов. раб. б-к. М., 1930. 70 с.). Вместе с тем некоторые молодые люди, как показало исследование, увлекаются творчеством С.А. Есенина и М.А. Зощенко — авторов, отношение к которым на официальном уровне было весьма негативным. Среди классиков русской литературы наиболее читаемыми авторами стали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. В сферу читательских интересов молодёжи вошли и произведения зарубежных авторов, а частности «Сердца трёх» и «Мартин Иден» Дж. Лондона, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго. Как видим, читательские предпочтения молодёжи 1920-х гг. были достаточно разносторонними. При этом, несмотря на убеждённость молодых людей 1920-х гг. в истинности идеалов и ценностей советской политической системы, их читательские предпочтения не всегда вписывались в существующую идеологическую парадигму, о чём свидетельствует их интерес к творчеству С.А. Есенина и М.А. Зощенко.
В начале 1930-х гг. с окончательным утверждением культа И.В. Сталина в СССР стало складываться тоталитарное государство с жёстким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, включая и культуру. Изучение общественного мнения, в том числе касающегося вопросов чтения, не поощрялось. Однако ряд учёных всё же продолжало изучение читательских предпочтений советской молодёжи. Большой интерес вызывает, например, проведённое в 1934 году Д.А. Лекаренко и В.А. Невским исследование «Читательский спрос рабочей молодежи» (Красный библиотекарь. 1935. № 6. С. 20─23), в котором они сравнивали предпочтения комсомольской и беспартийной молодёжи в литературной сфере. Приоритеты в этих группах распределились следующим образом: «на первом месте современные советские произведения — 43,2% всего спроса, затем следуют русские классики — 17,3%, современные иностранные писатели — 6,5 %, и, наконец, иностранные классики — 3,5 % всего спроса» (Лекаренко Д., Невский В.А., С. 21—22). При этом наибольшим спросом молодёжи, согласно исследователям, пользовались такие произведения, как «Человек меняет кожу» Б. Ясенского, «Петр Первый» А.Н. Толстого, и «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Таким образом, в 1930-е гг. у советской молодёжи произошли «…существенные изменения в читаемости художественной литературы по сравнению с прошлыми годами, а именно, значительное усиление интереса к произведениям советских писателей и большое снижение спроса на переводную литературу» (Лекаренко Д., Невский В.А., С. 22).
Это десятилетие было ознаменовано новым этапом развития советского киноискусства — появлением звукового советского кино, что привело и к большей популярности кино среди молодой аудитории. Увлечение кинематографом побуждало молодых людей поступать в киношколы, кинотехникумы, ВГИК… Приход в кинематограф молодых режиссёров, сценаристов и актёров стимулировало появление большого количества фильмом, главными героями которых были молодые комсомольцы, представленные как «борцы и активные строители социалистического общества» (Молодежь советского кино. М., 1938. С. 6). Яркие примеры такого кино — дилогия Г. Козинцева и Л. Трауберга «Юность Максима» и «Возвращение Максима», «Комсомольск» и «Семеро смелых» С.А. Герасимова.
Начало Великой Отечественной войны потребовало изменения многих идеологических установок довоенных лет. Во главу угла были поставлены национальный, а не классовый патриотизм и обращение к историческому опыту отражения вражеских нашествий. Перед советской литературой и кинематографом военного времени выдвигалась задача активного содействия патриотическому воспитанию граждан и пробуждению ненависти к захватчикам, что утверждало в системе ценностей людей, в том числе и молодёжи, высокую гражданскую позицию, выраженную в чувстве личной ответственности за судьбу Отечества. В первое послевоенное десятилетие тема Великой Отечественной войны продолжала оставаться центральной в литературе и в кино, что не могло не повлиять на предпочтения молодых читателей. Это подтверждают результаты анкетирования молодёжи «Что читают молодые читатели московских библиотек из советской художественной литературы», проведённого в 1948 году П.И. Гуровым (Библиотекарь. 1948. № 8. С. 33—35). Общее количество респондентов составило 780 человек. Молодым людям был задан вопрос: «Какую книгу из современной советской художественной литературы вы любите?». В число любимых произведений вошли «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (390 чел.), «Как закалялась сталь» Н.А. Островского (170 чел.), «Повесть о настоящем человека» Б. П. Полевого (108 чел.) «Два капитана» В.А. Каверина (77 чел.). Важно, что из четырёх указанных произведений три посвящены Великой Отечественной войне и написаны почти сразу после её окончания, а роман Н.А. Островского, созданный в довоенное время, по своей идее очень близок названным молодёжью произведениям В.А. Каверина, Б.П. Полевого и М.А. Шолохова, поскольку все они о людях, обладающих огромной силой духа.
Усиление временно ослабленного в военное время идеологического диктата негативным образом сказывалось на советской культуре и в первую очередь на кинематографе, в котором наступил период «малокартинья». Вместе с тем в послевоенные годы был создан фильм, признанный лучшим произведением советского кинематографа этого периода и сразу завоевавший любовь молодёжной аудитории — «Молодая гвардия» С.А. Герасимова. Содержание фильма не ограничивалось военной проблематикой, а предполагало акцент на нравственных качествах, проявленных молодёжью в годы Великой Отечественной войны.
Окончание в следующеим номере