Когда поют французы

Наталья СТЕРКИНА

Жак Деми, Франсуа Озон — эти имена знакомы многим. «Шербурские зонтики» (Деми — Легран) и «Восемь женщин» (Озон — Леви), наполненные музыкой и песнями, конечно, выросли из французского мюзикла. Картина композитора Давида Андре «Сначала спой свой экзамен» — документальный фильм-мюзикл. Давид Андре выступил как сценарист и режиссёр, это его дебют в кино. Документальный мюзикл? А как ещё можно правдиво рассказать о надеждах и сомнениях теперешних семнадцатилетних и их родителей, проживающих в маленьком городе Булонь-сюр-Мер (фр. Boulogne-sur-Mer)?

 
Во Франции фильм удостоился нескольких премий, в России демонстрировался в 2015 году в рамках Недели французского кино. Девять месяцев шла работа над картиной, за это время ребята — ученики выпускного класса коллежа — написали тексты на музыку Д. Андре.

Перед нами небольшая компания — четыре девушки и дое юношей, одноклассники. Они принадлежат к разным социальным слоям: у кого-то родители успешны, у кого-то — отец безработный (кризис!), но они привязаны друг к другу, интересны друг другу.
Фильм начинается с монолога одной из героинь о трудном времени взросления и выбора, монолог сменяется песней. Вроде бы странно — запела ни с того ни с сего, но в том-то и прелесть такого французского кино: герои поют о своих чувствах, о мучающих их сомнениях, о городе — таком любимом, но в котором нельзя оставаться, потому что не видно перспектив.

Жанр мюзикла, как известно, родился в Америке, но во Франции он обрёл черты поэтического реализма. Французский киномюзикл позволяет выявить индивидуальные черты, тонкие оттенки чувств и даже заглянуть в подсознание. Давид Андре, ориентируясь на традиции Ж. Деми и К. Оноре («Все песни только о любви») наполняет фильм песнями, которые определяют расстановку психологических акцентов, создают конкретные музыкальные образы, дополняют характеристики людей и событий. Жак Деми когда-то написал: «Есть у меня в запасе ещё одна хитрость — я привяжу действие к Шербуру, точно укажу, когда, в каком месяце какого года происходило то-то и то-то…» Давид Андре пошёл этим же путем — время (один учебный год) и место определены.
В фильме поют только ребята, родители, которых мы видим и в домашней, и в рабочей обстановке, искренни и закрыты, ироничны и растеряны. Правда, есть исключение — отец толстого юноши с ярко-рыжим ирокезом — отвязный музыкант, вместе со всей компанией мы побываем на концерте в клубе, где на одной сцене сыграют отец и сын.

Этот смешной очкарик ни за что не огорчит свою мать и тому есть объяснение — он был болен раком, вылечился, это испытание сцементировало семью так, что все прочие беды — потеря работы и необходимость расстаться с домом и переехать в стандартную квартиру — воспринимаются легко и с юмором.

Куда напряжённее воспринимает неуспехи своей дочери задёрганная жизнью одинокая женщина. Но у детей есть свои внутренние проблемы, на них накатывает, как и на взрослых, депрессия. Девушка-подросток не видит для себя перспектив, об этом она разговаривает с друзьями, об этом она поёт. Тяжело на душе и у, казалось бы, успешного юноши — у него роман с девочкой, у него вроде бы есть взаимопонимание с родителями, но вот погибает любимая собака, и он вдруг лишается равновесия: не ходит на занятия, замыкается в себе.

Не сразу удаётся родителям и друзьям найти верный тон, не сразу и мы, зрители, понимаем, что в основе — страх перед взрослением, перед возможной переменой жизни, разлукой с любимой девочкой. Песни и здесь укрупняют, уточняют психологический портрет.

Фильм длится 82 минуты, заканчивается песней одной из героинь, подводящей итог этого трудного года, перед этим мы прощаемся со всеми ребятами и их родителями — все на пороге будущего, все взволнованы, и пока вроде бы в их жизни всё не так плохо — проблемы с учёбой помогают разрешить друзья, больная мама поправляется, безнадежно влюблённому выпадает шанс объясниться с подругой… У них есть надежды.

Тонкость и мастерство позволили Давиду Андре показать своих героев в естественной обстановке, заставить зрителей сопереживать. И в фильме действительно отчётливо ощущается трепетное отношение к традициям французского мюзикла.

Необходимо добавить, что в фильме приняли участие музыканты из группы Low (сцена в клубе) и композитор-оранжировщик Грегуар Этзель. А финальный микс сводил Янн Арно, работавший над фильмами Ф. Озона («Криминальные любовники»), Мишеля Гондри («Пена дней») и Кристофа Оноре («Все песни только о любви»).