Молодёжь завоёвывает библиотечные пространства. Благодаря и вопреки…

Ирина МИХНОВА

Ещё совсем недавно библиотечное сообщество сетовало на то, что в библиотеки приходят только дети и пенсионеры. Первых, понятно, приводят родители и учителя, другие приходят по привычке и потому что чтение для них — одно из немногих оставшихся доступными удовольствий. А молодёжь придёт в библиотеку лишь в том случае, если ей будет там интересно и полезно. Ведь мы хотим, чтобы они ИСКРЕННЕ радовались встрече с нами. И есть приметы того, что всё большему числу библиотек это удаётся.

 
Часто сотрудники «в возрасте» встают в тупик: ну, что ещё можно придумать такого, чтобы молодые люди стремились в библиотеку — в морозный и дождливый вечер, отвергнув поход, например, в любимое кафе, да ещё и прихватив с собой друзей. Это действительно трудно, потому что у взрослых и молодых разные социальные ориентиры, культурные предпочтения, потребности и мотивы посещения тех или иных мест и проч.

Ответ напрашивается сам собой. Нужно просто спросить об этом саму молодёжь. Но не с помощью опросов — это формально и нерезультативно. Попробуйте предложить молодым людям самим придумать проект и реализовать его в библиотеке.

Именно так РГБМ и поступила в 2014—2015 годах, дважды проведя конкурс библиотечных молодёжных проектов «Фабрика идей». В совокупности пришло более 70 интересных, проработанных идей. 12 были отобраны для практической реализации. Некоторые из них длительного действия: 1—2 года. И популярность проводимых победителями «Фабрики» лекториев, мастер-классов, квестов по сию пору велика.

Магаданская областная юношеская библиотека поддержала эту форму и объявила свой конкурс «Фабрика идей», адресовав предложение не только отдельным людям, но и инициативным группам, общественным организациям и объединениям. А сейчас уже Кемеровская областная библиотека для детей и юношества анонсировала конкурсный отбор молодёжных инициатив «Другое место». Горожан 14—30 лет приглашают организовать лектории, публичные чтения, фестиваль или студию, создать площадку для общения, обучения или творчества.

Хотя в РГБМ практика использования молодёжных инициатив существует уже более пяти лет, первопроходец здесь — Новосибирская областная юношеская библиотека. Слушая их, мы тогда не понимали и не верили, что могут быть клубы, которые придумывают и ведут сами молодые ребята на условиях волонтёрства. Только когда своим ходом пришли к этому, осознали в полной мере их пионерскую (читай: новаторскую) идею. А сейчас по этому пути пошли многие юношеские библиотеки. Такова Самарская областная юношеская, среди проектов которой —два уникальных: мастер-класс для людей с ограниченными возможностями здоровья «Мультимобильность» и конкурс молодёжных бизнес-идей.

Разные библиотеки идут своими путями к молодёжи. Крупные региональные библиотеки активно реализуют разного рода проекты, которые находят отклик у молодёжи. Надо сказать, что если в библиотеке есть реально действующий молодёжный совет, то библиотеку ждёт успех. Яркий пример тому — Рязанская областная научная библиотека им. М. Горького, которая предлагает городу буквально фейерверк молодёжных проектов.

Психологически очень точно выстроили свою работу сотрудники Библиотеки Автограда (Тольятти). Они, по их выражению, «запустили в свои стены молодёжь». Вот как это представила директор библиотеки С.Н. Павидис: «Да, сначала ребята не были нашими читателями. Но у них были увлечения, которые очень близки нам. Все началось с лингвистических клубов общения. И мало того, мы стали встречать их в вечернее время, дважды в неделю работая до 21 часа. Наверное, целый год, приходя сюда, они говорили: «Мы не в библиотеку, мы в лингвоклуб». Но мы точно сделали правильный ход, потому что погрузили их в нашу среду. Ну, не могли они ходить мимо книг, не зайдя в зал литературы иностранных языков, в зал художественной литературы. И к этим ребятам потянулась другая молодёжь. Занимаясь своими направлениями — музыкальными, даже танцевальными, они всё равно попадали в книжную среду».

И когда правильно организованное пространство библиотеки привлекает молодёжь, это становится предметом гордости. Вот что говорит сотрудник ЦРБ им. Н.В. Гоголя (Санкт-Петербург): «Молодой человек в любом случае смотрит сначала на обёртку: как выглядит библиотека, кто и как его встречает. Мы делаем ставку именно на молодёжь, она составляет основу нашей аудитории. Мы и книги подбираем соответствующие, ведь молодёжь что читает? То, о чём говорят: известных авторов, лауреатов премий и так далее. Сейчас очень много вариантов, куда пойти, и мы очень рады, что из всего разнообразия молодые люди выбирают нас, значит, мы работаем правильно».

Можно констатировать, что идея выделения во взрослых библиотеках отдельных пространств для молодёжи всё более «овладевает массами». Вот интересные примеры этих инициатив.

На базе Новороссийской городской библиотеки уже более пяти лет существует на правах отдела «Молодёжный проспект». Там учитывали, что наиболее привлекательными формами являются музыка, танцы, игры, ток-шоу и т.п. И сейчас на интересы своих ровесников работают и молодые сотрудники, и волонтёры.

Два года назад на Всероссийском конгрессе РБА новоуральские библиотекари узнали об интересном опыте работы коллег Информационно-библиотечного объединения г. Заречный Пензенской области, где в течение четырёх лет реализовался проект «Библиоnight». Проект, что называется, их «зацепил». И теперь уже в Новоуральском городском округе успешно стартовал городской молодёжный проект «БиблиоTime». Они добились результата: организовали в библиотеке пространство для молодёжи, выделив несколько площадок: для чтения, обучения и релаксации, создав место, где молодые люди «встречаются с друзьями, пользуясь бесплатным wi-fi, делают уроки, читают книги, удобно расположившись в кресле, смотрят хорошие фильмы, слушают музыку, играют в настольные игры».

Идеей выделения «молодёжных зон» увлечены сейчас и многие региональные научные библиотеки, независимо от того, есть в городе юношеская библиотека или нет. Это и Архангельск, и Омск, и Южно-Сахалинск… Они уверены, что это дополнительный стимул для молодых людей прийти к ним. По данным Всероссийского исследования «Библиотечно-информационное обслуживание молодых пользователей в российских библиотеках», проводимого РГБМ в 2016 году, с открытием Молодёжного центра в Московской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской посещаемость увеличилась на 25 %.

Разумеется, проекты, подразумевающие наличие в библиотеках отдельных молодёжных пространств, предполагающие активную работу с волонтёрами, — это примета ближайшего будущего общедоступных библиотек. За рубежом такие пространства называют «молодёжными зонами» — они давно уже существуют в публичных библиотеках США и активно создаются в Европе и некоторых странах азиатского континента.

Наметившаяся сегодня тенденция слияния библиотек разных типов, не предполагает однозначного ответа: хорошо это или плохо. Везде по-разному. Можно привести свежий пример, который пока не вызывает негативной реакции.

С одной стороны, закрытие Вологодской областной юношеской библиотеки очень больно отозвалось в библиотечной среде, хотя в этом, как нам кажется, было больше экономической прагматики, чем неприятия собственно библиотеки, которую любили в области.

С другой, в открытии спустя короткое время на базе областной научной библиотеки информационно-библиотечного юношеского центра есть рациональное зерно. Молодёжь получила и своё пространство с читальным и компьютерным залами, где она может реализовать досуговые интересы, и доступ к более чем миллионному книжному фонду, что, безусловно, облегчит подготовку к учебным занятиям. Теперь всё будет зависеть от персонала, которому, несомненно, понадобится дополнительная подготовка, ведь специалист по работе с молодежью — это профессия, которой сейчас учат в вузах.

Хотя быстрая «реинкарнация» Вологодской юношеской в виде юношеского центра в структуре научной — это скорее пока исключение из правил. В реальной жизни картина далеко не столь радужная.

И не везде есть такие чувствительные к культуре губернаторы, как в Красноярском крае, который на данный момент является правофланговым в деле создания новых, современных библиотек. Недавно хорошая новость пришла из Канска: там открылась обновлённая городская библиотека, где нашлось место и детской, и молодёжной зонам. А ведь там еще успешно работает Модельная молодёжная библиотека (сотрудник ее Наталья Чайкина стала финалистом III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года — 2015»). Да и Красноярская краевая юношеская библиотека широко известна стране своими нестандартными подходами к работе со своими пользователями.

Одна из версий объединения библиотек, которая активно посещает головы рачительных руководителей культуры, — это объединение детских и юношеских библиотек. Здесь ситуация прямо противоположная той, что была, например, в Вологде. Ибо объединение этих двух типов библиотек имеет однозначные последствия. Дети просто вытесняют молодёжь, и она в лучшем случае уходит во взрослые библиотеки, в худшем — вообще забывает о библиотеке как таковой.

Молодые люди любят ходить в «свои» юношеские, молодежные библиотеки и готовы посещать взрослые (если там понимают и учитывают их потребности и интересы), но детские для них — пройденный этап. Подобная картина наблюдается повсеместно. Поэтому надо трезво относиться к тому, что в результате объединения детских и юношеских библиотек верхняя возрастная граница пользователей «зависает» на уровне 16 лет — пока человек ещё учится в школе.

Причина — на поверхности. Родившийся человек проходит последовательно разные стадии взросления. Но всегда стремится вперёд и никогда назад. Поэтому дети жаждут очутиться в среде более старших, а молодые люди стремятся скорее повзрослеть. Это нормально и психологически оправдано. Пример. Напротив здания Юношеской библиотеки Республики Коми прямо по переходу — городская детская библиотека. И дети, особенно 12-летки, вместо «своей» детской предпочитают юношескую. Потому что там интересней. А молодёжи это не нравится — у неё свои дела, свои интересы и круг общения, они знают, чего хотят.

Дети и молодёжь – это разные социально-возрастные группы пользователей библиотеки. И каждая требует к себе особого отношения. С детьми прямолинейное воспитание допустимо и даже — на определённом этапе — обязательно. С молодёжью возможны только партнёрские, равно уважительные отношения. В пределах одной библиотеки персоналу бывает трудно совместить два подхода, две манеры общения. Поэтому, как мы часто замечали, умные сотрудники детско-юношеских библиотек берут читателей юношеского возраста в союзники и напарники по воспитанию младших.

Состав фонда, набор информационно-библиотечных услуг, формы и методы работы с детьми и с молодёжью, взаимоотношения с ними персонала принципиально рознятся. Об этом, как правило, не думают те, кто принимают решения об объединении структур. Да и не их это дело, — как правило, им это «подсказывают». Но дело нашего профессионального сообщества об этом напоминать и по мере сил «просвещать» своё руководство.

Выше мы говорили, что выделение «молодёжных зон» весьма характерное явление для зарубежных публичных библиотек. И мы тоже движемся в эту сторону. Однако в мире идёт и другой, встречный, процесс — создание отдельных юношеских, молодёжных библиотек. Интересные, эффективно работающие молодёжные библиотеки есть в Гамбурге, Дрездене, Мюнхене (Германия); Сингапуре; Стокгольме (Швеция); Хельсинки (Финляндия); Ольштыне, Вроцлаве (Польша); Парк-Ридже и Оберне (США, штаты Иллинойс и Индиана)… Да вот хотя бы недавний пример. В декабре 2015 года в Днепропетровске (Украина) планировалось открытие молодёжной библиотеки с обновлённым книжным фондом, с компьютерной техникой, популярной у молодёжи, новым дизайном и проч., и проч., вплоть до спортзала.

Многие российские юношеские и молодежные библиотеки приобретают новый образ, современный и стильный, совершенно не отличимый от своих зарубежных «аналогов». Не так давно в новом, обновленном качестве предстала перед нами, например, Астраханская молодёжная библиотека им. Бориса Шаховского. И внешний облик, и формы работы с молодежью показались организаторам международного киноальманаха «Library Planet» настолько интересными, что ими быт снят видеосюжет об астраханской библиотеке (с титрами на английском языке). Посмотрите, и вы все поймете.

Сегодня Россия предлагает миру новые, нестандартные формы и методы работы с молодёжью. Ведь система специализированных юношеских библиотек, библиотек для молодёжи существует у нас с 1966 года. И опытом их начинают интересоваться зарубежные коллеги.

Так, в мае 2015 года в РГБМ приезжала большая группа южнокорейских специалистов, преимущественно из Национальной библиотеки для детей и юношества. Их приезд был «подготовлен» предыдущим «десантом»: за год до этого в Москву приезжали специалисты этой библиотеки в рамках заключенного Меморандума о сотрудничестве между НБ для детей и юношества Южной Кореи и РГБМ. В задачи новой группы входило изучение опыта работы с молодёжью, которая напрочь игнорирует их собственные библиотеки (почему — это другой вопрос, оставим его за пределами данного разговора).

Для нас важен факт: в мире начали понимать: молодёжь требует к себе особого внимания, и именно библиотеки являются «социальными лифтами», дающими и знания, и широту кругозора, и психологическую подготовку к взрослой жизни. Осознание важности формирования «человеческого капитала» молодёжи в каждой стране приходило и приходит в разное время. Как правило, её отчетливо замечают тогда, когда молодёжь сама начинает активно проявлять себя — так сказать, «мешать», бунтовать, протестовать. Или когда приходит отчетливое осознание того, что, в отличие от детей, нашего «счастливого завтра», молодёжь — наше настоящее, без которого это «завтра» может не наступить.

Почему так привлекательна для молодёжи идея «своей» библиотеки? В далёком уже 2007 году, когда мы только начинали модернизацию РГБМ, молодой человек, мой давний знакомый, долго допрашивал меня: что мы всё-таки такое создаем? Наконец сказал: «А… понял. Вы создаёте интеллектуальную альтернативу коммерческому досугу молодёжи». С тех пор, с его подачи, понятие «интеллектуальный досуг» зашагало по стране, постепенно войдя в профессиональный оборот.

Просматривая отзывы пользователей в Сети, мы убедились, что молодёжь действительно воспринимает «свою» библиотеку как своего рода интеллектуальную альтернативу популярным в её среде кафе и антикафе (куда тоже внедряют книги), коворкингу и его производным (где готовятся к занятиям, работают в одиночку или в группе). И если библиотека уместилась в систему ценностей и предпочтений молодёжи, она победила и может уже сама управлять ситуацией.