Современной молодёжи — современную библиотеку, или как научиться слышать друг друга

Ирина МИХНОВА

Фото: Алиса Рейхтман

Если библиотека не будет соответствовать представлениям молодых людей о современной библиотеке, зачем тогда им библиотека? Они не придут в неё, не приведут туда своих маленьких детей. Когда же сами станут управленцами и политиками, — не оценят должным образом библиотечную идею и не станут принимать решения во благо её…

Несколько лет назад я блуждала по Интернету в попытке понять реальное отношение молодежи к идее библиотеки. Нашлось мало. Но из найденных публикаций практически все были на тему «Почему не стоит идти в библиотеку». И аргументация выглядела вполне убедительной.

Зачем идти в библиотеку, если дома, в институте или у друзей есть Интернет, где я найду все для занятий, скачаю оттуда фильм и музыку, аудиокнигу, теле- или радиопередачу — за деньги или даже с «пиратских» сайтов (да кто ж об этом узнает!). В конце концов, у меня под рукой всегда есть универсальный телефон (айфон, смартфон, айпед), в который с помощью QR-кодов можно закачать кое-что из классики или детективчик какой.

Зачем идти в библиотеку, если хватает денег на то, чтобы раз в месяц покупать парочку книжных новинок. Либо их купит мой товарищ, а я одолжу у него на время. Не «солить» же ему эти книги! Да и посидеть-почитать за чашкой кофе можно спокойно в том же магазине.

Зачем идти в библиотеку, где меня ни на секунду не оставит без внимания библиотекарша (вдруг вырежу из книги страничку, начну громко разговаривать или, не дай Бог, смеяться). А нужно ещё не забыть взятую на дом книгу вовремя вернуть и не залить её случайно чаем – иначе нарвёшься на штраф или, в лучшем случае, на укоризненный взгляд сотрудника библиотеки.

И вообще, у меня не так много времени, чтобы тратить его на библиотеку. Во всяком случае книга не есть мой хлеб насущный. Мне больше нравится кино, клуб, спорт, общение с друзьями… Да мало ли чего ещё есть, помимо библиотеки.

Нельзя сказать, что эти аргументы неправомерны, несправедливы, необъективны. Каждый сможет добавить к ним и что-то свое.

Действительно, стремясь «соответствовать», библиотекам придётся учитывать ряд препятствий объективного характера, которые, являясь сами по себе позитивными факторами, при определённых обстоятельствах способны оказывать нежелательное влияние на отношение молодёжи к библиотекам. Назовем наиболее очевидные из них:

  • свободный книжный рынок и ожесточённая конкуренция на нём вынуждают производителей и продавцов ориентироваться на весь спектр потребностей покупателя; они осознанно выделяют книги для молодёжного чтения в наиболее перспективный сегмент, при этом активно используют в общении с покупателем традиционно библиотечные формы и методы работы;
  • возможности получения информации с помощью мобильных технологий, стремительно расширяющиеся и модифицирующиеся благодаря техническому прогрессу, становятся для молодых людей жизненно необходимыми, привычными и часто вполне достаточными;
  • увеличивается число мест для проведения досуга молодёжи (как правило, на коммерческой основе), учитывающих её быстро меняющиеся потребности, ориентированных на общекультурные приоритеты, на разнообразные форматы молодёжных субкультур;
  • молодёжь осведомлена (свободная информация в сети Интернет, личные наблюдения и общение с зарубежными сверстниками), как работают и как выглядят публичные и университетские библиотеки многих зарубежных стран, и это знание не совпадает с обликом большинства российских библиотек.

Каков же тот «загадочный», привлекательный для молодёжи образ библиотеки?

Однажды, гуляя по блогосфере, мы натолкнулись на высказывание молодого человека, который опоздал на заседание клуба, но, пройдясь по нашей библиотеке, описал свои впечатления на своей странице: «Это очень странное место… Там бродит довольно много людей, все молоды и несильно огрублены возрастом, они работают за компьютерами, ищут нужные книги, просто беседуют друг с другом, складывается такое впечатление, что их никто туда не загонял читать классику или другую сурьезную лит-ру… т.е. они пришли туда по своей воле! Это действительно странное место…».

Он — умница, заметил и подчеркнул именно те моменты, на которые мы сами обращали внимание, в частности, уважение библиотеки к «свободе волеизъявления» отдельной личности. Но увиденное молодого человека все-таки удивило! Почему? Да потому, что в сознании молодёжи, как бы обидно это ни звучало, библиотека по-прежнему в значительной степени ассоциируется с суровым образом читального зала «Ленинки» из фильма «Москва слезам не верит».

Если попытаться одним словом определить характер библиотеки, в которую захочет пойти современная молодежь, то это будет слово «дружелюбие». Современная библиотека должна стать дружелюбной и дружественной (что не одно и то же) к пользователям. Когда на улице холод и дождь, когда занятия в институте или школе уже закончились, а идти домой «не в радость», когда хочется пообщаться с друзьями, интересно провести свободное время, человек из всех возможных вариантов привлекательных мест выбирает библиотеку. Это то главное, к чему должна стремиться современная библиотека!

Но как этого добиться?

Пару лет назад, будучи на Дальнем Востоке, мы с коллегами присутствовали при разговоре студентов с библиотекарями. Молодые люди поделились тем, что их может завлечь в библиотеку: от бесплатного вай-фая и оперативного появления на полках книжных новинок до снековых и кофейных аппаратов. А библиотекари столь же аргументировано парировали, что они просто не в состоянии выполнить все «требования» молодежи.

В ходе этой дискуссии стало понятно, почему молодые люди и библиотечные работники не могут да и не хотят понять друг друга. Они говорили на разных языках: молодые читатели на языке своих нужд и потребностей, а библиотекари — на языке своих возможностей и ограничений.

Вопрос о дружелюбии и дружественности библиотеки тут не стоит. Но если библиотека не будет соответствовать представлениям молодёжи о современной библиотеке, зачем тогда ей библиотека? Не придут в неё молодые, не приведут туда своих маленьких детей. Когда же сами станут управленцами и политиками, — не оценят должным образом библиотечную идею и не станут принимать решения во благо её… Ведь молодым совершенно безразлично, какими возможностями располагает библиотека. В случае чего они ведь и могут сказать: подвиньтесь, господа библиотекари, теперь мы управлять будем и тогда поглядим: так ли уж все безнадежно.