Люди во все времена умели и любили мастерить. Как бы далеко не заходил технический прогресс, желание сделать что-то самому не исчезало. Но раньше для этого существовала масса прагматичных поводов. Мужчины чинили утюги, лежали с инструментами под машиной, сколачивали табуретки. Школьники конструировали проводное радио из динамиков телефонных трубок. Женская часть населения делала выкройки и шила по ним модные юбки. Да мало ли что умели и любили делать ещё каких-то 25 лет назад. А потом жизненная необходимость в этом отпала.
В советские годы умение мастерить своими руками формировалось не только в семье и школе (на уроках труда), но и в бесчисленных кружках Дворцов пионеров и школьников, Домов культуры и Домов молодёжи. Заготовки для рукоделья и конструирования продавались в специальных магазинах «Умелые руки». В 70—80-е годы было целое движение, которое называлось «Научно-техническое творчество молодёжи» (НТТМ). В Государственной республиканской юношеской библиотеке существовал тогда отдел информационного обеспечения НТТМ.
Сегодня применительно к техническому творчеству набирают популярность такие понятия, как DIY, (хак)хакерспейс, фаблаб, мейкер, мейкерспейс. И если мейкерами называют людей, то остальное — это движения, которые быстро распространяются в мире. В некоторых странах именно библиотеки (первоначально университетские, затем публичные) становятся стартовыми площадками для их развития.
Но для начала разберёмся с тем, что стоит за этими понятиями, а потом — как это может быть воплощено в практике работы российских публичных библиотек.
Массовый выпуск ныне настолько удешевил инструменты и станки, что ручное мастерство стало доступным почти каждому. Потребность в нём не угасает, но изменился мотив — у человека появилась потребность в самореализации и в самовыражении. С середины прошлого века возникло мощное движение DIY (англ. do it yourself — сделай сам). С точки зрения интересов библиотеки принцип DIY ярко воплотился в нашей стране в литературном и политическом самиздате.
Прошло время. Повсеместное распространение компьютеров обусловило доступность научных достижений и программного обеспечения. В 1994 году выходец из лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического университета (MIT) Ричард Столлмен провозгласил идею свободного ПО (freeware или open source). Спустя три года профессор машиностроения MIT Сепер Киани распространил принцип открытого кода на разработку вещей и аппаратов, сформулировав принцип «открытого проектирования» (open design). А ещё через год профессор MIT Нил Гершенфельд запустил спецкурс «Как сделать почти всё что угодно». Он учил студентов использовать цифровые технологии для самостоятельного производства. К 2001 году эта инициатива переросла в производственную лабораторию (англ. fabrication laboratory) — мастерскую c технической базой для проектирования и создания материальных предметов.
Первый официально признанный хакерспейс под названием c-base открылся в 1995 году в Берлине. Спустя 10 лет возникли фаблабы, бывшие детищем «Центра битов и атомов» всё в том же легендарном MIT.
Главное различие между ними: если хакерспейсы больше работают с программами, то фаблабы — с физическими материалами. В хакерспейсах пишут коды (отсюда уклон в сторону электроники и программирования), а фаблаб — это пространство, хорошо обеспеченное различными устройствами цифрового производства для прототипирования и создания физических объектов.
В России первый хакспейс для работы в сфере технологий Neuron открылся лишь в 2011 году. Спустя год в России стартовала программа Минэкономразвития по поддержке технических энтузиастов. В том же 2012 году на базе НИТУ «МИСиС» открылся первый отечественный фаблаб.
В рамках федеральной программы в стране развернули сеть центров молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ). Они создавались на базе инженерных вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и даже центров 3D-печати на принципах государственно-частного партнёрства. Чтобы получить статус ЦМИТ и соответствующий грант, организации требуется компетентный персонал и стандартный набор оборудования (3D-принтер, фрезерный станок, станок лазерной резки, режущий плоттер, 3D-сканер, оргтехника), к которому необходимо открыть доступ.
На сегодняшний день в стране функционируют 18 фаблабов и около 50 ЦМИТ, 18 из которых — в Москве. В ЦМИТ, созданных при вузах, студенты выполняют курсовые и дипломные проекты под руководством преподавателей. В процессе рождаются оригинальные научно-технические решения и создаются прототипы инновационных продуктов. В дальнейшем лучшие проекты могут быть поданы в программу «Умник» для получения гранта на продолжение разработки и последующей их коммерциализации. Расчёт изначально был сделан на то, что вызревшие в ЦМИТ проекты станут стартапами.
Так зародилось в мире движение мейкеров — субкультура на стыке традиции DIY и свободного проектирования. По некоторым данным, сейчас в мире функционирует около 3,5 тысяч активных сообществ в сфере изобретательства и технического творчества. Каждое из них объединяет в среднем 400 участников и может выпускать от 20 до 30 продуктов в год.
Эволюция современных пространств для программистов и изобретателей на хакерспейсах и фаблабах не закончилась. В США сегодня появляются мейкерспейсы — творческие пространства для изобретателей и тех, кто хочет ими стать. В таких местах преобладает атмосфера созидания своими руками механических, электронных и компьютеризированных объектов, а также увлечение традиционными ремёслами.
Мейкерспейсы имеют много общего с хакерспейсами и фаблабами за счёт того, что они построены на открытых технологиях и открытой информации. Поэтому они легко могут комбинироваться по принципу «два в одном» или «три в одном». Обучение построено по модели менторства, или наставничества: более опытные помогают новичкам. Время идёт, и постепенно различия стираются. Многие фаблабы превращаются в мейкерспейсы, а хакерспейсы обзаводятся своими 3D-принтерами и станками.
Примерно с 2013 года мейкерспейсы стали появляться и во многих университетских и публичных библиотеках США. Инициативу подхватили другие страны. По своей сути проводимые в них мероприятия аналогичны традиционным библиотечным. Они лишь облечены в новую форму.
Вот некоторые примеры творческих лабораторий, уже работающих в зарубежных библиотеках.
«Народная мастерская» (Folkeverkstedet) в Публичной библиотеке Осло (Норвегия) задумывалась как пространство, где можно вместе работать и делиться знаниями. В мастерской стоят несколько столов, за каждым из которых могут сесть до восьми человек, — таким образом, поощряется совместная работа над проектом. Здесь можно заниматься программированием или рукоделием, записывать музыку или восстанавливать старую технику. Для начинающих любителей мастерить что-нибудь своими руками есть конструкторы типа LittleBits, MaKey MaKey, Strawbees, Arduino и микрокомпьютеры Raspberry Pi. «Народная мастерская» также предоставляет доступ к 3D-принтеру и оборудованию для оцифровки кассет и грампластинок.
В библиотеку другого норвежского города — Ставангер — любой может прийти поработать над своим проектом: библиотека предоставляет все необходимые инструменты. В мейкерспейсе проводятся мастер-классы по 3D-сканированию, дизайну и печати. Планируется создание полосы препятствий для квадрокоптеров.
Библиотека им. Октавиана Гоги в Жудеце Клуж (Румыния) пришла к выводу, что современной молодёжи интереснее самим создавать контент, нежели быть простыми потребителями. Мейкерспейс этой библиотеки предлагает читателям как высокотехнологичные, так и далёкие от технологий мероприятия.
В музыкальной лаборатории библиотеки молодёжь учится создавать и записывать музыку, сочинять тексты песен; для этого используются ноутбук и специальное программное обеспечение (цифровая студия звукозаписи), электроакустическая гитара, процессор эффектов, профессиональный микрофон, внешняя звуковая карта, усилитель, наушники и синтезатор.
Цель кинолаборатории — научить молодёжь создавать видео и познакомить её с процессом производства фильма. Молодые читатели смотрят и анализируют отрывки из известных фильмов, а также снимают короткометражное кино, делают трейлеры к заданному фильму или пишут небольшие сценарии. В лаборатории используются ноутбуки, планшеты, проектор и экран, видеокамеры и программы для обработки видео.
В числе менее технологичных мероприятий библиотеки — мастер-классы по рукоделию: посетители изготавливают украшения и другие поделки из различных материалов, в том числе использованных повторно.
Муниципальная публичная библиотека города Пекары-Слёнске (Польша) провела опрос среди молодёжи и выяснила, что молодые люди интересуются новыми технологиями, но не хотели бы учиться «скучно, как в школе». В ответ библиотека придумала проект «Программирование любопытства», основная цель которого — развивать интерес молодёжи к информационным технологиям и поощрять креативность и фантазию. Молодые посетители в игровой форме разбираются, как «устроена» компьютерная игра, а пять лучших учеников создают свою собственную игру.
В библиотеке маленького городка Ваггерюд (Швеция) недавно появился мейкерспейс, куда ходят взрослые, студенты и дети. Кроме 3D-принтеров, здесь есть швейные машины, электронный конструктор LittleBits, 3D-ручка, роботы, айпэды с полезными приложениями (включая приложения для работы с видео) и множество других интересных штук. Недавно лаборатория стала мобильной: между библиотеками округи курсирует небольшой «агит»-автобус, экипаж которого популяризирует интерес к новым технологиям и идеи совместного обучения.
Библиотека-мастерская Лава, Швеция
В 2015 году в одном из филиалов публичной библиотеки La Jolla-Riford, находящемся в городе Сан-Диего (Калифорния, США), открылась первая общедоступная биотехническая лаборатория, оборудованная микроскопами, копировальными аппаратами ДНК и 3D-принтером. Биотехническая лаборатория, в которой работают молодые учёные, имеет высокий уровень безопасности, что гарантирует её посетителям, среди которых немало молодёжи, низкую степень риска. Открытие лаборатории в библиотеке обусловлено широким распространением подобных заведений в США и стремительно растущим интересом жителей Сан-Диего к исследованиям в области биологии.
В 2015 году Публичная библиотека Ванкувера (Канада) открыла построенную по специальному проекту цифровую медиалабораторию – «Inspiration Lab». Площадь её составляет 7500 квадратных футов, она оборудована высокоскоростными компьютерами, программное обеспечение которых позволяет осуществлять редактирование аудио- и видеоматериалов. Здесь расположено несколько студий звукозаписи. Цифровая медиалаборатория является естественным расширением многолетних библиотечных программ по изучению и освоению новейших технологий.
В российских библиотеках, в отличие от многих зарубежных, такого рода услуги пока не предусмотрены государственными (муниципальными) заданиями. Приобретение станков и расходных материалов может осуществляться только за счёт внебюджетных (в том числе спонсорских) средств.
Тем не менее движение мейкеров уже вступило на территорию российских библиотек. Приведём три примера, которые продемонстрировали свою успешность: библиотечные версии фаблаба, мейкерспейса и «единого распределённого» мейкерспейса с элементами хакерспейса, работающего в партнёрстве с фаблабами.
На сегодня нам известен лишь один пример существования на площадке российской библиотеки реального полноценного фаблаба, созданного на принципах государственно-частного партнёрства, — это FabLab Норильск.
В год своего 80-летия ГМК «Норильский никель» открыла новейшие научные лаборатории для молодёжи в Мончегорске на базе Политехнического колледжа и в Норильске на базе Библиотеки № 3 ЦБС. Организация подобных лабораторий в регионах присутствия компании стала возможной благодаря реализации благотворительной программы «Мир новых возможностей». Мончегорская и норильская площадки уже стали победителями конкурса на организацию фаблабов, проводившегося в рамках реализации этой программы.
Возможности FabLab Норильск позволяют с помощью 3D-сканера и двух 3D-принтеров, лазерного и двух фрезерных станков, двух плоттеров (режущего и печатного), токарного станка и формовочной машины изготавливать трёхмерные копии предметов, баннеры больших размеров, посуду или одежду с выбранными изображениями, заниматься робототехникой, создавать уникальные дизайнерские предметы и детали интерьера, программировать, решать изобретательские задачи.
Заглянем в прайс на услуги фаблаба (без учёта стоимости материалов): 3D-печать пластиком — 240 руб./час; использование лазерного станка — 600 руб./час; использование фрезерного станка — 600 руб./час; использование режущего плоттера — 480 руб./час. А вот правила учёта времени и расчёта услуг: «1) Если вы заняли станок, то время пошло, даже если станок в этот момент непосредственно ничего не делает. Это логично — пока вы с ним занимаетесь, другие работать с ним не могут. 2) Стоимость 3D-печати зависит от времени, а не от количества пластика. Мы сделали так, чтобы было проще считать, проанализировав скорость печати и расход пластика для обычных моделей».
На базе библиотечного фаблаба организуются всевозможные курсы (по созданию 3D-модели интерьера, компьютерной графике, администрированию систем, освоению ОС Linux и пр.), семинары и интенсивы для школьников, студентов, IT-специалистов, инженеров и всех желающих активистов, разрабатываются обучающие программы. FabLab Норильск присоединился к всемирной образовательной инициативе компании Autodesk, и ему были предоставлены лицензии на программные продукты для 3D-моделирования, промышленного проектирования и анимации.
Стоит отметить, что этот проект занял второе место во Всероссийском конкурсе библиотечных инноваций в 2016 году.
А вот российская версия библиотечного мейкерспейса, но весьма необычная и вполне перспективная.
«Открытые мастерские» — образовательный и производственный центр в сфере прикладных искусств, с декабря 2013 года работающий на базе библиотеки «Лиговская» (МЦБС им. М.Ю. Лермонтова, Санкт-Петербург). Здесь есть оборудование и специальная подборка прикладной литературы. Человек может прийти сюда и чему-то научиться.
Чтобы понятнее стала технология привлечения специалистов, взаимодействия их с пользователями, предлагаем вам выдержки из интервью одного из первых кураторов проекта Б. Ворошилова.
«”Открытые мастерские” — взаимовыгодное сотрудничество библиотеки и молодых специалистов. Люди, которые создают проект и преподают внутри проекта, таким образом получают рабочие места для собственного производства. Сейчас в нашей команде восемь человек: они бесплатно преподают, потому что мастерские предоставляют им места, за которыми они работают. Деньги никто никому не платит: они не платят аренду библиотеке, в то же время библиотека может себе позволить бесплатные занятия у мастеров…
С каждым, кто приходит к нам на постоянное сотрудничество, мы заключаем договор на безвозмездной основе: он законодательно освобождает библиотеку от вопросов коммерции и скрытой аренды. Наши мастера принимают заказы, но реализация товара и ведение бухгалтерии — вопрос их личной финансовой ответственности, библиотека от этого дистанцируется.
Оборудование, как правило, у каждого мастера-преподавателя свое. На первых порах библиотека закупила часть оборудования, но этот шаг себя не оправдал, потому что многие из тех, для кого оно закупалось, со временем покинули проект. Поэтому мы понемногу пришли к такому принципу: мастер приезжает к нам со своим оборудованием и отвечает за него сам…
В общем, учебные направления сформировались естественным образом. Сейчас у нас существуют шесть направлений: фотокурсы, дизайн одежды, курс станковой графики (гравюра), флористика, художественный текстиль и столярное дело в формате двух-трехмесячных курсов, также мы постоянно проводим различные мастер-классы на одно или два занятия. Мы выработали эти форматы со временем — нам легко в них существовать и выдавать людям ту или иную информацию».
В феврале 2017 года филиал «лиговских» «Открытых мастерских» начал работать в Москве на базе Библиотеки № 10 ЦБС ЦАО. Как сообщает официальный сайт, проект, который «сочетает в себе качества нескольких разных типов площадок: непосредственно художественных мастерских, выставочного и концертного пространства, коворкинга, лофта и лектория», получил достойное продолжение.
В качестве примера «единого распределённого» мейкерспейса с элементами хакерспейса мы готовы предложить совокупность специализированных служб Российской государственной библиотеки для молодёжи, ориентированных на самореализацию в области научно-технического и художественного творчества.
Общая концепция организации библиотечного пространства, предназначенного для пользователей, предполагает равноправное соседство специализированных залов с отраслевыми залами обслуживания либо встраивание одного в другой.
Для продолжения разговора о библиотечных мейкерспейсах мы обратимся к работе трёх залов: это студия звукозаписи, Кабинет художника и МедиаLAB. Усилить этот образ могут любительские объединения вроде клуба любителей вязания «Палитра», члены которого в качестве образцов для творчества используют художественные альбомы из фонда библиотеки.
При этом студия звукозаписи является частью зала обслуживания «Музыкальный подвал» и напрямую «завязана» на его фонотеку. В Кабинете художника размещён актуальный фонд учебных пособий по живописи и народным промыслам, монографий и художественных альбомов, и он работает в едином комплексе с Центром комиксов и визуальной культуры. В структуре же МедиаLAB имеется Музей электронной книги.
Таким образом, службы, ориентированные на молодёжное художественное и научно-техническое творчество, напрямую используют информационно-ресурсную составляющую библиотеки. И это, по нашему мнению, очень важно для библиотечных мейкерспейсов.
Чем же могут заниматься молодые люди в «едином распределённом» мейкерспейсе РГБМ?
В распоряжении посетителей студии звукозаписи — синтезатор, электронная барабанная установка, электронная и электроакустическая гитары, гитарные комбики, конденсаторные микрофоны, профессиональная пространственная и динамическая обработка, мощная цифровая рабочая станция. И, разумеется, тон-зал и аппаратная с хорошей звукоизоляцией. Звукорежиссёр студии — профессиональный музыкант, играющий в нескольких московских группах. Да, услуги студии звукозаписи платные и требуют предварительной записи. Невысокая плата здесь, скорее, играет роль регулятора очереди, нежели является существенной статьёй дохода. Однако большая часть проектов собственно студии, безусловно, бесплатна и имеет социальную и просветительскую направленность.
Кабинет художника — совершенно новая специализированная структура: в равной мере это зал обслуживания и художественная мастерская. Здесь собрана блестящая коллекция литературы по изобразительному искусству, в частности, учебные пособия по технике рисунка, изданные в 2016–2017 годах. Представлены коллекции «советских» диапозитивов, диафильмов, почтовых марок по изобразительному искусству из фондов библиотеки. Для просмотра их есть диапроекторы, слайдпроекторы, электронная лупа.
Кабинет оборудован местами (со специальным освещением) для работы художников. Те, кто занимается прикладными искусствами, имеют возможность мастерить своими руками, также оборудование позволяет сделать качественное фото изделия в фотобоксе для предметной съёмки. А на большом телевизоре в режиме нон-стоп и без звука транслируются видеоэкскурсии по художественным музеям мира.
Это место для мастер-классов по созданию комиксов, манга, авторской книги, книжных иллюстраций, для заседаний клубов, реализации различного рода арт-проектов. У молодых художников есть возможность выставлять здесь свои работы.
Профиль МедиаLAB — информационные и мультимедийные технологии. В зале размещены три мощных компьютера, на которых установлены профессиональные программы (доступ к ним бесплатный), есть графический планшет и 3D-сканер. Таким образом, любой зарегистрированный пользователь может создавать 3D-контент, трёхмерную графику, монтировать видеофильмы, работать с изображениями, редактировать фотографии, создавать и обрабатывать графические файлы, заниматься графическим и веб-дизайном. Результаты труда воплощаются с помощью сотрудника МедиаLAB в объёмные фигуры на 3D-принтере.
МедиаLAB работает в связке с находящимся рядом центром офисной полиграфии, где есть плоттер, цветной ксерокс, планетарный сканер. Наличие Музея электронной книги провоцирует интерес молодёжи к восстановлению старой компьютерной техники, поэтому здесь зачастую собираются «рукастые» любители ретротехники.
Это площадка для проведения лекций, мастер-классов, тренингов, обучающих курсов, заседаний клубов, консультаций для пользователей по поиску в полнотекстовых базах данных, групповых экскурсий по Музею электронной книги, демонстрации ретротехники в действии.
МедиаLAB профилирован, прежде всего, на проектную составляющую процесса поддержки научно-технического творчества молодёжи. В том, что касается практического внедрения, требующего наличия сложных механизмов, целесообразно взаимодействовать с уже существующими в городе фаблабами. (Вот, к примеру, чем оснащён первый в России FabLab НИТУ «МИСиС»: четыре 3D-принтера, пять фрезерных станков, два устройства для лазерной резки/гравировки, рулонные режущие плоттеры, паяльная станция, осциллограф, ручная шлифовальная машина, пресс для термопереноса, воздушный компрессор, сверлильный и точильные станки.)
Общение с представителями московских фаблабов в рамках межведомственного круглого стола «Молодёжь — кадровый ресурс будущего: поддержка молодёжного предпринимательства и научно-технического творчества молодёжи» (РГБМ, 2014) проявило их серьёзный интерес к библиотекам. При наличии собственных мощных технических возможностей перед ними остро стоит проблема увеличения числа посетителей. Это связано, кроме прочего, ещё и с необходимостью добывать средства на развитие, а порой и просто существование.
Возможно, у кого-то из читателей возникнет вопрос: а зачем всё это нужно библиотеке? Не слишком ли далеко мы уходим от базовой её функции — обеспечения свободного доступа к информации и знаниям, общения на основе этого знания, формирования потребности и интереса к чтению. Не подменяем ли мы таким образом Дома культуры, кружки технического творчества и т.п.?
Если вы внимательно просмотрите видеосюжеты международного киноальманаха РГБМ Library Planet, то обязательно обратите внимание на то, что почти в каждой зарубежной библиотеке есть мейкерспейс. Предоставим слово библиотекарю Лаури, работающему в Библиотеке Селло в финском городе Эспоо: «Традиционно библиотека давала возможность читать книги, участвовать в мероприятиях, делиться идеями, обсуждать их с другими людьми и так далее. А в мейкерспейсах мы учимся вместе, сотрудники и посетители, и мы хотим давать возможность учиться, делая, и узнавать при этом что-то новое. Старое представление о библиотеке было такое: есть знания, и какие-то люди, например, библиотекари, передают эти знания, эту информацию другим. Такое представление уже устарело. У людей должны быть какие-то другие возможности учиться. Есть исследования, которые подтверждают, что обучение через делание приносит особый вид удовлетворения».
«Обучение через делание» — в этом, собственно, смысл нового направления работы современной публичной библиотеки. И у него есть отличные перспективы. Потому что на это есть спрос.
Переводы материалов об опыте зарубежных библиотек
подготовлены М. Алексеевой и И. Соколовой (РГБМ)