
В новой статье авторы блога PressReader решили узнать, оправдались ли в 2025 году различные прогнозы о будущем библиотек.
Один датский депутат однажды заметил: «Трудно делать прогнозы, особенно о будущем». Это утверждение в полной мере верно и для библиотек, но это не останавливает людей от попыток делать прогнозы об их будущем.
От цифровой трансформации до проектирования зданий — каких только не было предположений о форме и содержании библиотек будущего. Предлагаем рассмотреть несколько таких прогнозов и посмотреть, как они соотносятся с современными библиотечными реалиями. Ведь сегодня — это всего лишь вчерашнее завтра (или что-то в этом роде).
1. Библиотекари станут техническими гениями
Ожидание
В сборнике эссе о будущем библиотек «Library 2020: Today’s Leading Visionaries Describe Tomorrow’s Library», изданном в 2013 году под редакцией Джозефа Джейнса, одна из авторов — Сара Хоутон предсказала, что к 2020 году библиотеками будут управлять и в них будут работать технически продвинутые специалисты, которых она описала как «доброжелательных библиотекарей-гиков».
Реальность
В 2025 году библиотечные профессионалы, возможно, ещё не стали технологическими гуру, как представляла себе Хоутон, но её предположения оказались не так уж далеки от истины. В январе этого года в отчете IFLALearning to Lead была обозначена необходимость в подготовке руководящих кадров для публичных и академических библиотек, при этом «технологическая компетентность» подчёркивается как ключевой навык для будущих лидеров.
Безусловно, современные библиотечные специалисты технически подкованы, они осуществляют цифровую трансформацию для расширения доступа к информации и улучшения услуг. В ведении библиотекарей находятся электронные книги, аудиокниги, цифровые газетные и журнальные платформы. Они внедряют онлайн-каталоги и проводят виртуальные мероприятия, а также реализуют программы цифровой грамотности. Такие технологии, как радиочастотная идентификация (RFID) и аналитика данных, повышают эффективность библиотечных процессов, в то время как мобильные приложения и партнёрства в области образования расширяют возможности для обучения в сообществе.
2. Гибридные полки с книгами и экранами
Ожидание
В своём исследовании, опубликованном в журнале The Journal of Academic Librarianship в 2017 году, Коэн Вилдерс, который в то время возглавлял отдел образовательных услуг Библиотеки Утрехтского университета в Нидерландах, изучил растущую доступность электронных книг и цифровых журналов в академических библиотеках.
Вилдерс предположил, что к 2025 году на библиотечных полках наряду с физическими книгами могут быть установлены экраны для отображения информации о цифровых публикациях. Это могло бы способствовать целостности и актуальности библиотечных коллекций, одновременно поощряя студентов и посетителей взаимодействовать как с печатными, так и с цифровыми материалами. Такой подход рассматривался автором как способ лучшей интеграции библиотечных ресурсов и расширения доступа к литературе.
Реальность
Хотя мы не знаем ни одной академической или публичной библиотеки, которая предоставляла бы доступ к информации через экраны на своих полках наряду с традиционными изданиями, как это представлял себе Вилдерс, нельзя отрицать того, что за последние восемь лет цифровые ресурсы стали более распространёнными и доступными.
Библиотеки расширили свои коллекции, включив в них цифровые книги, аудиокниги и другие онлайн-ресурсы, что позволяет читателям свободно пользоваться этими материалами и загружать их удалённо для большей доступности и удобства.
Многие библиотеки сегодня также предоставляют доступ к цифровым новостным платформам, предлагая своим пользователям удобный способ читать тысячи газет и журналов — от мировых до местных изданий — по самым разным темам.
3. Библиотеки будут работать с более однородным населением
Ожидание
Библиотекарь Принстонского университета Уэйн Бивенс-Татум как-то упомянул в своём блоге статью Джесси Шера, американского библиотекаря и исследователя в области библиотечно-информационного дела, опубликованную в журнале LibraryQuarterly от 1933 года. В этой статье автором были сделаны смелые прогнозы о том, как демографическая ситуация в Соединенных Штатах повлияет на повседневную работу библиотечных специалистов страны.
В предстоящие годы, писал Шера, «сокращение иммиграционных потоков не только отразится на нашей быстро падающей рождаемости, но и на составе населения, которое будет становиться все более и более однородным в расовом отношении, так что библиотечная работа с иностранцами будет терять свою актуальность».
Реальность
Как лаконично заметил Бивенс-Татум о таком прогнозе Шера: «В этом он точно ошибся».
Мы могли бы долго соотносить слова Шера с историческими реалиями, однако вместо этого просто скажем, что современные библиотеки (не только в США, но и во всём мире) активно способствуют инклюзивности, продвигая принципы разнообразия и мультикультурализма в своих сообществах. Приведём несколько способов, к которым они прибегают.
— Создание разнообразных коллекций: библиотеки развивают инклюзивность своих фондов, предлагая книги и цифровые ресурсы на разных языках, отражая культурные особенности своих читателей.
— Приоритет разнообразия при найме сотрудников: библиотеки следуют принципам разнообразия, чтобы обеспечить инклюзивность в кадровом составе, и постоянно проводят обучение для повышения культурной компетентности своих специалистов.
— Проведение выставок и показ фильмов о разных культурах: библиотекари организуют выставки, посвящённые различным культурным традициям, а также показы фильмов, что способствует развитию межкультурного диалога.
4. Библиотеки полностью исчезнут
Ожидание
В 2012 году пользователь сервиса Quora задал вопрос: «Исчезнут ли публичные библиотеки?» Ему ответил другой пользователь — Марк Бодник, в то время глава отдела бизнеса и коммуникации в Quora. Его ответ потом опубликовал у себя Forbes.
Бодник считал, что по мере того, как всё больше пользователей будут приобретать Kindle и другие электронные книги, библиотеки (и, следовательно, библиотекари) быстро устареют и станут не нужны. Вот кое-что из того, что он сказал по этому поводу:
«Чтобы внести ясность, я согласен, что библиотеки могут просуществовать какое-то время после того, как изменится базовое поведение пользователей. Почему? Потому что финансирование библиотек — это политическое, а не экономическое решение. Тем не менее я твёрдо верю, что через 5–15 лет публичные библиотеки превратятся в города-призраки, и вот тогда станет очень сложно оправдать их финансирование и поддерживать их работу».
Реальность
Мы можем определённо сказать, что в данном случае реальность работает в пользу библиотек, потому что они все ещё существуют. Чего Бодник не учёл, так это того, что библиотеки среагировали на изменения в поведении читателей. Большинство публичных библиотек теперь предоставляют своим пользователям электронные книги и другие цифровые ресурсы.
Возможно, это не заставит пользователей оторваться от экранов своих гаджетов и посетить местный филиал библиотеки, но есть много других вещей, которые способны это сделать: от встреч с авторами и мероприятий «живой библиотеки» до мейкерспейсов и медиалабораторий. Ценность публичных библиотек ещё заключается в том, что они являются ключевым элементом социальной инфраструктуры. И это утверждение подводит нас к заключительному прогнозу.
5. Библиотеки станут жизненно важными общественными центрами
Ожидание
В упомянутом выше сборнике эссе «Library 2020: Today’s Leading Visionaries Describe Tomorrow’s Library» авторы рассуждали о библиотеках в том числе в контексте их взаимодействия со своими сообществами и прогнозировали, что в 2020 году они будут «необходимы для успеха своего сообщества», «ярким центром своего сообщества», «лучше, чем когда-либо» и даже «вашим лучшим другом».
Однако, как отмечается в обзоре журнала Library Resources & Technical Services, эти оптимистические прогнозы экспертов совсем не означают, что библиотеки останутся неизменными. Чтобы сохранять свою ключевую позицию, они должны уделять первостепенное внимание взаимодействию с сообществом, адаптироваться к потребностям пользователей и быть агентами технологических изменений.
Реальность
Это одно из предположений, которое однозначно подтвердилось. Это факт, что многие библиотеки служат своему сообществу в качестве «третьего места».
Что мы имеем в виду? Для определения концепции третьего места, предлагаем обратиться к первоисточнику — социологу-урбанисту Рэю Ольденбургу, который придумал этот термин. Ольденбург является автором книг «The Great Good Place» (1991) и «Celebrating The Third Place» (2000).
Ольденбург определяет «третье место» как общественное пространство, где люди собираются и взаимодействуют. В отличие от первого места (дома) и второго места (работы или школы), третье место — это некая нейтральная территория, позволяющая людям отложить в сторону свои дела и заботы и наслаждаться компанией и общением.
Как мы отметили в недавней статье, в 2025 году библиотеки выполняют ряд других общественных функций, помимо того, чтобы быть пространствами для социального взаимодействия. Для того, чтобы удовлетворить ту или иную значимую потребность сообщества, библиотеки зачастую предоставляют доступ к социально значимым технологиям, медицинским услугам и ресурсам для обеспечения устойчивости к стихийным бедствиям.
Что ждёт библиотеки дальше?
Чего ожидать от библиотечных услуг в ближайшие пять, десять или двадцать лет? Возможно, большей зависимости от автоматизации и инструментов искусственного интеллекта (и более пристального внимания к повышению грамотности в области ИИ). Почти наверняка более тесное сотрудничество с местными общественными организациями.
Также, вероятно, появится ряд новых технологий и произойдут значимые социальные сдвиги, которые мы даже не можем себе представить в 2025 году. В конце концов, трудно делать прогнозы, особенно о будущем.
Перевела с английского Мария Алексеева
Источник: blog.pressreader.com
Оставьте первый комментарий