В современном обществе феномен социального волонтёрства активно набирает силу. В России этому во многом способствовал Год добровольца, прошедший в 2018 году. Если говорить о мировой практике в целом, развитие и актуализация волонтёрского движения обусловлены социальными, культурными и экономическими изменениями. Библиотеки не могли остаться в стороне и активно включились в это движение. Предлагаем вашему вниманию обзор волонтёрских практик в библиотеках, точнее, конкретных волонтёрских кейсов, инициированных непосредственно библиотеками в разных странах.
Австралия
В Австралии опыт социального волонтёрства в библиотеках и для библиотек развит достаточно хорошо, и информация о различных видах такого волонтёрства доступна онлайн. На специальном портале SEEK Volunteer библиотеки, наряду с другими организациями, размещают свои предложения для волонтёров, в том числе и по работе в библиотечной сфере. В разных городах страны существуют разные потребности.
Так, в городке Стерлинг, расположенном в 10 километрах от крупного города Перт, требуются водители в программу «Книги на колесах». Раз в две недели волонтёры программы доставляют книги на дом тем, кто не может посещать местную библиотеку самостоятельно. Работают в паре: водитель и второй волонтёр, который приносит книги к входной двери. Данная позиция открыта на полгода, проводится специальный тренинг. Требования к волонтёрам: права категории С, справка из полиции (может быть получена с помощью организации), доброжелательное отношение к пожилым людям и инвалидам, хорошее знание города. Участникам программы библиотека возмещает расходы на бензин. Иногда в подобных вакансиях для волонтёров уточняется, что они подходят для людей, изучающих английский язык — очевидно, эмигрировавших в Австралию.
В самом городе Перт ищут волонтёров для Мобильной библиотеки для бездомных (разумеется, речь идёт о возможностях до и после пандемии. — Прим. ред.). Хорошая возможность для тех, кто любит читать и хочет делиться впечатлениями о прочитанном с бездомными. Волонтёр должен быть дружелюбным, зрелым, понимающим, терпеливым и готовым работать раз в месяц на протяжении года. Проводится тренинг, включающий показ презентации о том, как вести себя с бездомными. Перед началом постоянной работы проводится пробная выездная сессия. Требования к волонтёру: водительские права категории С и возможность поднимать коробки весом 6–8 кг.
Библиотеке другого австралийского города Оберн требуется ассистент по работе с библиотечными игрушками. В обязанности волонтёра входит: принимать, сортировать и чистить игрушки; помогать родителям, бабушкам и дедушкам, пришедшим с маленькими детьми; приносить игрушки из машины и в машину. Требуется поднимать вещи лёгкой и средней тяжести, базовый уровень английского языка для сортировки и подсчёта игрушек и их частей. Принимаются люди всех национальностей старше 16 лет. Они должны быть готовы к проверке на соответствие требованиям для лиц, работающих с детьми. Позиция для тех, кто принимает культурное разнообразие. Компьютерные навыки не обязательны, но желательны. Если вам нравится шить, ремонтировать игрушки или велосипеды, то это будет плюсом. Работа минимум на полгода. Время работы — не меньше 4,5 часов в неделю, максимум 14 часов в неделю.
Организация EdConnect Australia занимается подбором волонтёров для работы в школах. В настоящее время более тысячи волонтёров этой организации трудятся в 245 школах страны.Она набирает волонтёров в том числе для работы в школьных библиотеках один или два раза в неделю. Задачи разнообразные и зависят от потребностей школы: выдавать книги, ремонтировать их, оформлять новые книги. Опыт работы в школе не обязателен. Минимум 1 час в неделю в течение полугода. Требования — проверка на соответствие работе с детьми. Тренинг будет предоставлен организацией EdConnect Australia. Кроме того, EdConnect Australia ежегодно награждает победителей конкурса волонтёров в целом ряде номинаций.
Наконец, вакансия для волонтёров, обусловленная последними социокультурными и технологическими веяниями современности, — цифровой ментор в городскую библиотечную систему Lake Mac Libraries. Требуется человек, любящий помогать пользователям интернета изучать цифровой мир. Цифровой ментор будет помогать в проведении различных программ, а также оказывать индивидуальную помощь пользователям библиотеки. Открыта для людей с ограниченными возможностями, в том числе колясочников. Требуется работать не менее полугода во время рабочего дня. Длительность и дни определяются самим волонтёром. Необходимо хорошее знание компьютера и интернета.
США
Опыт социального волонтёрства США рассмотрим на примере библиотек штата Калифорния, которые предлагают множество волонтёрских позиций совместно с организацией VolunteerMatch.
Например, Калифорнийской публичной библиотеке требуется волонтёр для записи аудиокниг в рамках проекта для слепых и слабовидящих людей. Проект предназначен для слепых и слабовидящих людей, проживающих не только в Калифорнии, но и по всей стране. От волонтёра требуется уметь работать со звукозаписывающим оборудованием в то время, как другой волонтёр-чтец читает книгу про Калифорнию или книги калифорнийских авторов. Тренинг и поддержка обеспечиваются: как пользоваться программами и оборудованием; знакомство со звукозаписывающими стандартами, существующими в библиотеке. Время работы — 2–3 часа в неделю, или 4–8 часов в месяц. Преференции, которые получает волонтёр: внести свой вклад в увеличение коллекции книг, доступных тем калифорнийцам, которые лишены возможности читать обычные книги; приобрести опыт в производстве аудиопродукции; получить или улучшить компьютерные навыки; познакомиться с талантливыми и увлечёнными людьми с похожими интересами.
Также для этого проекта Калифорнийская публичная библиотека ищет волонтёра для проверки аудиокниг. Основные обязанности: прослушивать аудиокниги от начала и до конца, соотнося их с печатным вариантом; фиксировать ошибки, допущенные чтецами; познакомиться со стандартами библиотечной аудиопродукции, чтобы оценивать качество; обеспечивать конструктивную критику через обратную связь, чтобы улучшить качество аудиокниг, выпускаемых в рамках данного проекта. Требования к волонтёру: безупречное знание английского языка; умение работать самостоятельно и в команде; умение работать с компьютером и желание осваивать новые программы; время работы — 2–3 часа в неделю, или 4–8 часов в месяц. Продолжительность работы — обязательно завершить одну книгу, которую начали. Обычно это несколько месяцев, но можно работать больше, чем с одной книгой одновременно.
В Библиотеку Сутро в Сан-Франциско требуются волонтёры по организации мероприятий, связанных с генеалогией, семейной историей и историей местных сообществ. Обязанности: поддерживать список электронных адресов для анонса мероприятий; написание пресс-релизов и анонсирование мероприятий в соцсетях; разносить флаеры по домам и квартирам; присутствовать на мероприятиях и организовывать пространство: расставлять стулья, убирать (в том числе еду и напитки), устанавливать экраны, компьютеры и другое оборудование для презентаций и т.д. Особое пожелание к соискателю — интерес к генеалогии и локальной истории.
Великобритания
Переходя к Великобритании, стоит отметить, что в этой стране библиотечное дело переживает крайне сложные времена. За последние 10 лет из-за сокращений бюджета здесь закрылось около 800 библиотек, и процесс этот продолжается. В некоторых маленьких городах и сельских поселениях библиотеки удалось спасти исключительно благодаря волонтёрам, которые стали работать там исключительно ради идеи.
Опыт социального волонтёрства Великобритании рассматривается на примере графства Оксфордшир, в библиотеках которого представлено довольно много вакансий. Здесь волонтёров набирают так называемые группы друзей библиотеки, они же устанавливают расписание работы для волонтёров. Кроме того, разработано специальное руководство для волонтёров библиотек Library Volunteer Charter, устанавливающее их обязанности и ожидания. Тренинг и поддержка предоставляются. Чтобы подать заявку на волонтёрство, необходимо заполнить онлайн-форму. В ежедневные обязанности обычного волонтёра в библиотеке входят:поддерживать порядок на книжных полках и располагать книги так, чтобы они привлекали внимание читателей;помогать пользователям библиотеки находить и выбирать книги, работать со стойками самообслуживания и библиотечными компьютерами.
Какие ещё возможности есть у волонтёров в библиотеках графства Оксфордшир?
Цифровой помощник в новую библиотеку Оксфорда, в которой создаётся мейкерспейс, предоставляющий возможности для доступа к таким технологиям, как 3D-принтеры. Чтобы полноценно развивать это пространство, требуются волонтёры, которые помогали бы пользователям работать с оборудованием и создавать свои собственные проекты в рамках STEAM (S — science, T — technology, E — engineering, A — art и M — mathematics: наука — инженерное дело — искусство — математика). Требования к соискателям: энтузиазм, хорошие коммуникационные навыки, знания и интерес к оборудованию, а также терпение и умение работать с людьми разного возраста.
Руководитель группы чтения для взрослых. Предполагается координация и менеджмент группы чтения на базе библиотеки. Соискателю должны нравиться дискуссии и совместное времяпровождение с представителями разных групп местного сообщества. Обязанности волонтёра: организовывать встречи и направлять дискуссию; выступать в роли посредника между группой и сотрудниками библиотеки; распространять информацию о группе; поощрять открытые дискуссии о чтении; нести ответственность за выбор, распространение и возврат книг.
Волонтёр в программу по обучению навыкам программирования CodeClub. CodeClub — национальная платформа для клубов программирования для детей 9–13 лет. Волонтёр программы еженедельно проводит интерактивные сессии, помогая детям 9–13 лет освоить основы программирования (Scratch, HTML/CSS, Python). Предоставляются пошаговые инструкции для волонтёров, а сотрудник библиотеки присутствует на всех занятиях.
В библиотеки графства Оксфордшир также требуются волонтёры по обслуживанию читателей на дому (выбирать и доставлять книги тем, кто не может добраться до библиотеки); волонтёр в Клуб детской книги; волонтёр в проект «Оставайся, играй и учись» — для работы с родителями, нянями и детьми 0–5 лет; помощник в книгохранение; музыкальный волонтёр, ведущий программы «Время для рифмы» (помогающий планировать и проводить интерактивные сессии с использованием рифм и простых историй для детей младше пяти лет. Кроме того, набираются волонтёры в возрасте 13–24 лет для участия в программе летнего чтения Summer Reading Challengeс 2020, цель которой — поощрять родителей и детей к чтению и посещению библиотек во время летних каникул. Это национальная программа, организованная Национальным агентством по чтению.
Выводы
Даже на примере этих трёх стран можно составить впечатление о том, насколько нужна и востребована работа волонтёров в библиотеке, в том числе и с социально незащищёнными слоями населения. Круг обязанностей везде довольно разный, определяется местной спецификой и потребностями конкретных библиотек. Как правило, библиотеки сотрудничают со специальной организацией в стране, курирующей волонтёрское движение — и все позиции для волонтёров собираются на сайте данной организации. Все библиотеки предлагают соответствующий тренинг и проводят определённую проверку волонтёров (особенно если их набирают для работы со специальным оборудованием или детьми). Эксперты говорят о том, что в связи с сокращением финансирования библиотек практически по всему миру, количество волонтёров будет только увеличиваться.