Почему в штате библиотеки должен быть специалист по работе с молодёжью?

Одра КАПЛАН

www.odysseynewsmagazine.net

В 2004 г. американская Ассоциация библиотечного обслуживания молодежи (YALSA) утвердила стратегию своего развития: бороться за повышение качества библиотечного обслуживания молодежи. А для этого, по мнению YALSA, в каждой публичной и школьной библиотеке должен быть специалист по работе с молодёжью.

Почему такие специалисты необходимы, рассказывает один из разработчиков стратегии развития YALSA Одра Каплан.

Возможно, опыт американских коллег будет полезен и российским библиотечным работникам.

Почему важно иметь в штате молодёжных библиотекарей? Потому что молодые люди составляют значительную часть американского общества, многие из них посещают библиотеки. В настоящий момент в США насчитывается более 30 млн молодых людей. Это самое многочисленное поколение молодёжи со времен послевоенного демографического взрыва, почти у 80 % процентов из них есть читательские билеты. Неудивительно, что сегодня число молодых пользователей, участвующих в библиотечных программах, выросло на двадцать процентов по сравнению с 1990-ми. Почти 15 млн школьников каждый день остаются дома одни, возвращаясь из школы. К сожалению, далеко не во всех школах есть программы продлённого и выходного дня для учеников старших классов, хотя очевидно, что успешная, подготовленная молодежь — залог жизнеспособности общества в будущем, а чтобы стать ценными членами общества, молодым людям необходимы учреждения, удовлетворяющие их запросам и несущие за них ответственность. Три четверти американцев считают, что библиотеки должны предоставлять молодым людям помещения, где они могли бы в безопасности делать уроки и общаться.

Почему обычные библиотекари не могут работать с молодёжью? Потому что библиотекари, специализирующиеся на работе с молодежью, понимают особенности этой возрастной категории и её потребности; они учились работать конкретно с этим сегментом населения. Исследование Барбары Страук «Что новые исследования о мозге подростка говорят нам о наших детях?» убедительно доказывает: мозг и тело подростка отличаются от мозга и тела как ребёнка, так и взрослого. Как следствие, их поведение, интересы, информационные и социальные потребности сильно различаются.

Центр изучения детства имени Чепина Холла (Chapin Hall Center for Children) в Чикагском университете провёл в 2004 г. исследование «Подростки в библиотеке». Итог исследования подтвердил уже озвученную выше мысль: библиотекари, специализирующиеся на работе с молодёжью, посвящающие этому всё своё время, — необходимое условие эффективности молодёжных программ. Профессиональные молодёжные библиотекари создают программы, которые наилучшим образом соответствуют интересам и потребностям молодёжи.

Действительно ли стоит создавать услуги и нанимать персонал специально для молодёжи? Библиотечные услуги для молодёжи улучшают библиотеку в целом. Вооруженные знанием и пониманием подросткового поведения, интересов и потребностей, молодёжные библиотекари создают программы и комплектуют фонды, отвечающие запросам подростков, разрабатывают услуги, основываясь на информации о юношеском развитии. Они отлично разбираются в молодёжной литературе, отслеживают книжные новинки, новые технологии, тенденции в образовании и поп-культуре. Они помогают молодым читателям находить и использовать информацию и проводят программы повышения информационной грамотности. Они стремятся к улучшению качества обслуживания молодых пользователей и, понимая ценность участия молодежи в работе библиотеки, побуждают их напрямую влиять на библиотеку через молодёжные библиотечные советы, волонтерскую деятельность или оплачиваемую работу. Они также сотрудничают с другими экспертами в области юношеского развития и специализированными учреждениями.

Благотворительный Фонд Уоллес (Wallace Foundation) запустил проект «Публичные библиотеки способствуют развитию молодёжи» (Public Libraries as Partners in Youth Development): библиотекам-участницам проекта предлагалось осуществить новые или расширить уже существующие молодёжные программы, которые задействуют отдельных подростков и помогают им развиваться, а также повышают качество библиотечных услуг для всех молодых читателей. Эксперимент показал, что публичные библиотеки способны создавать успешные программы, способствующие как развитию молодёжи, так и улучшающие систему обслуживания библиотек.

Молодёжные библиотекари выстраивают отношения с молодыми читателями и помогают остальным сотрудникам найти с ними общий язык. Исследование, организованное Центром Чепина Холла, показало, помимо прочего, что библиотекари избавляются от штампов и предубеждений в восприятии молодой аудитории. Стремление к развитию молодёжи помогло изменить общую атмосферу в библиотеке, позволило взглянуть на молодёжь с другого ракурса и сделало библиотеку лидером в области развития местной молодёжи. В наше время, когда библиотеки вынуждены постоянно напоминать о своей значимости, их роль в развитии молодой аудитории повышает их ценность в глазах общественности и государства, которому выгодно содержать подобное учреждение.

В 2007 г. исследовательский центр Harris Poll организовал для YALSA социальный опрос среди молодых людей на тему «Что должно измениться в местной библиотеке, чтобы молодёжь стала регулярно её посещать?» Каждый пятый ответил, что чаще ходил бы в библиотеку, если бы там был библиотекарь «специально для молодых». Треть респондентов сообщила, что пользовались бы библиотекой больше, если бы там было больше интересных материалов и мероприятий.

Молодёжный библиотекарь — важная фигура в жизни многих молодых людей: молодым нужно позитивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. А библиотека — одна из сорока ценностей, необходимых для развития юношества, выделенных основанным в 1958 г. некоммерческим исследовательским центром изучения молодёжи Search Institute.

И, наконец, последний вопрос: зачем нанимать молодёжных библиотекарей? Для чего они нужны на практике, описано выше. Глобальная же цель — наиболее эффективное обслуживание большого и уникального сегмента населения — юношества. Библиотекари-специалисты нужны, чтобы лучше оптимизировать работу с молодыми пользователями; чтобы библиотека шла в ногу со временем и оставалась жизнеспособной, ведь они превращают знания о новейших культурных трендах в актуальные молодёжные программы, помогающие молодым людям взаимодействовать с обществом.

 
Перевела с английского Мария Алексеева