Что должен знать библиотекарь о дизайне пространства? Как получить эти знания? Какими качествами должен обладать библиотекарь, работающий с молодёжью? На эти вопросы в своей статье пытается ответить преподаватель информационных наук в Университете Чарльза Стёрта (Австралия) Кейси Гэррисон. Статья основана на докладе, прочитанном на 9-м Международном симпозиуме по библиотечному обслуживанию детей и молодёжи, проходившем в южнокорейском городе Пуё 8—9 сентября 2015 года.
Чтобы обслуживать сегодняшнюю молодёжь, «цифровое поколение», библиотеки должны предоставлять ей привлекательное и доступное пространство — как физическое, так и виртуальное. Современным библиотекарям приходится создавать пространство, которое даёт максимум возможностей, максимально доступно и максимально вовлекает в себя молодёжь. Мы рассмотрим основные принципы и актуальные тренды в области дизайна физических и цифровых пространств для молодёжи, а также качества и навыки, необходимы библиотекарям для создания привлекательных пространств и как обучение на библиотечном факультете должно развивать эти навыки и качества.
Принципы дизайна молодёжных пространств в библиотеках XXI века
Библиотеки XXI века выполняют несколько разных ролей для своих посетителей, поэтому при создании библиотечных пространств необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, нужно смотреть вперёд как минимум на 20 лет. Это очень сложная задача — представьте, как изменились общество и технологии за последние 20 лет. При создании пространств для молодёжи следует иметь в виду четыре основных принципа библиотечного дизайна, включающие в себя: 1) пространства для печатного фонда, 2) цифровые пространства, отвечающие растущим потребностям в технологиях, 3) удобные сидения и рабочие места для посетителей и 4) пространства, которые поощряют использование библиотеки как общественного центра для всех.
Пространство для печатного фонда
Несмотря на то, что в последнее время всё чаще раздаются голоса, вопиющие «Печатная книга умерла!», пространство для печатного фонда всё ещё очень важно. Исследования показывают, что читательские привычки молодёжи мало отличаются от привычек старшего поколения, а кроме того, молодые люди пользуются всем спектром существующих форматов. Фонд молодёжной библиотеки в Гамбурге (Германия) включает 50% печатных и 50% цифровых материалов. Важен не формат, важно, чтобы молодёжь читала — так, как ей наиболее удобно.
Расставлять печатный фонд необходимо таким образом, чтобы молодые посетители могли находить то, что им нужно быстро и без затруднений. Расстановка также сильно зависит от конкретных потребностей населения, с которым вы работаете. В последнее время книги чаще расставляют по темам и жанрам, чтобы их было легче находить. При такой расстановке посещаемость библиотеки и выдача книг увеличивается, посетители могут самостоятельно (или с помощью другого посетителя) искать необходимые им книги, библиотекари тратят меньше времени на расстановку и освобождают время для общения с читателями и работы с учителями (в школьных библиотеках).
Пространство для цифровых технологий
Технологии в библиотеках — вечная проблема для библиотекарей. Стоит только вам приобрести последние новейшие технологии, как они моментально устаревают. Создавая цифровые пространства для молодёжи, необходимо учитывать неизбежность изменений. Помимо собственно вопроса технологий есть также необходимость обустраивать рабочие места с розетками для устройств посетителей. Двадцать лет назад это, возможно, не было так нужно, но сегодня это крайне важно.
Однако следует помнить, что помимо тех, кто использует смартфоны и планшеты, чтобы оплачивать счета, следить за здоровьем и никуда не опаздывать, есть и те, у кого нет собственных мобильных устройств и доступа к интернету. Библиотека не должна терять из виду эту категорию читателей: именно для них она может быть особенно полезной, создавая равные возможности в плане доступа к цифровым пространствам. Решая, как будет выглядеть и функционировать библиотечное пространство, помните, кто ваши пользователи и каковы их потребности в области цифровых технологий.
Комфортное пространство
Ещё один важный принцип дизайна библиотечного пространства: оно должно быть физически комфортным и эмоционально безопасным. При проведении опросов выясняется, что молодые посетители библиотеки находят более привлекательным, чем зона для взрослых, библиотечное пространство для детей с яркими цветами и мягкими пуфиками. Те, кто не ходит в библиотеку, также подчёркивают, что удобные сидения — один из факторов, которые способствуют посещению библиотеки с целью учёбы или общения. Ответы на опросы показывают, что потенциальные посетители хотят не только брать книги и работать на компьютерах, но и использовать библиотеку для чего-то большего. Отмечается также важность библиотеки для совместной работы над различными проектами.
Общественное пространство
Библиотека помогает увеличивать социальный капитал уязвимым группам населения, таким как молодёжь, пожилые люди, инвалиды, мигранты и этнические меньшинства. Особенно полезными в этой роли оказываются творческие лаборатории (мейкерспейсы), трансформирующие образ библиотеки в последние несколько лет. Мейкерспейсы дают посетителям библиотеки возможность заниматься творчеством, что-то создавать и приобретать знания и навыки в областях, которые могут быть недоступными вне библиотеки. В таких лабораториях может быть всё: от звукозаписывающего оборудования и компьютерных программ до швейных машин, от 3D-принтеров до микроскопов, от цифровых камер до очков Google Glass. Благодаря мейкерспейсам пользователи видят библиотеку не как «портал», который куда-то ведёт, а как «платформу», которая предлагает услуги, информацию и инструменты, необходимые для того, чтобы идти в ногу со временем и воплощать новые идеи.
Новый тренд в развитии библиотек — выдача необычных материалов для поощрения общественного взаимодействия. Кроме книг и фильмов на DVD, библиотеки теперь выдают на дом семена растений и садовые инструменты, игрушки и т.п. Благодаря этому открываются, например, новые возможности для проведения мероприятий экологической направленности для молодёжи.
Обучение будущих молодёжных библиотекарей
Будущие библиотекари, которые собираются работать с молодёжью, должны иметь представление о принципах хорошего дизайна и уметь ориентироваться в динамичной информационной среде. Это должно стать частью их образования, и с этой целью должны разрабатываться соответствующие учебные программы. Чтобы мы шли в ногу с изменениями технологий и не отставали от новых трендов, программа обучения будущих молодёжных библиотекарей должна быть гибкой и современной, развивать склонности студентов и вырабатывать у них правильную позицию по отношению к библиотечному обслуживанию молодёжи.
Навыки
Умение будущего библиотекаря создавать молодёжные пространства определяется пониманием этого пространства и навыками, приобретёнными во время обучения, а также их опытом, предшествующим обучению. Для создания молодёжных библиотечных пространств необходимо чёткое понимание влияния дизайна на читателя, знание ключевых характеристик конкретного населения, с которым работает библиотекарь, а также знание последних трендов и новых возможностей в сфере дизайна библиотечных пространств. Примеры новых, инновационных пространств и подходов, которые привлекают читателей, особенно молодых, можно найти в библиотеках по всему миру: это игровые зоны и галереи, музыкальные и анимационные пространства, зоны для практических занятий и мейкерспейсы. Всё это говорит о том, что библиотечной профессии нужны новаторы, творческие люди. Какие знания и умения подстёгивают творческое мышление? Это прежде всего: умение учиться, умение адаптироваться к изменениям, умение сотрудничать, умение защищать молодёжное пространство, обучающую лабораторию или мейкерспейс, умение обслуживать разных клиентов.
Чтобы развивать эти умения в студентах библиотечных факультетов, нужно давать им практические задания, симулирующие реальную работу молодёжного библиотекаря, дающие возможность критически осмыслить пространство, оснащение и размещение фонда, а также потребности конкретной молодёжи.
Необходимые качества и новые подходы
В будущих библиотекарях также важно развивать такие качества, как креативность, умение продумывать всё заранее, гибкость, а также умение находить новые подходы к созданию физических и виртуальных пространств для молодёжи. Они должны понимать, что представляет собой будущее библиотеки и общества. Ещё раз подумайте о том, как изменились библиотеки за последние 20 лет, как фокус сместился на нетрадиционные потребности населения (например, мейкерспейсы, выдачу семян) — а как могут измениться потребности читателей в будущем?
Во многом перемены в библиотеках соответствуют переменам в высшем образовании, где преподаватели из «мудрецов, стоящих на кафедре» превращаются в «проводников, идущих рядом», что позволяет студентам лучше усваивать материал. Меняются также и учебные задания, которые получают обучающиеся библиотекари: например, им могут поручить вести профессиональный блог. Мы призываем студентов выбирать виды деятельности, которые им нравятся и которые смогут заполнить пробелы в их знании определённых тем или демографических групп. Они должны понять, как важны развитие профессиональных качеств и постоянное самообразование.
Доступность
Понятие доступности стоит во главе угла для нас, библиотекарей. Поэтому оно так важно при создании пространств. Исследования показывают, что если молодые люди считают библиотечное пространство недостаточно доступным или неприятным, они не будут им пользоваться. Необходимо рассмотреть новые подходы к обслуживанию молодёжи, например, мероприятия за пределами библиотеки, традиционно библиотечные мероприятия в необычных местах, скажем, торговых центрах или местах, где они будут иметь наибольший эффект (больницы, убежища, улицы). Это особенно сложно для работников детско-юношеских библиотек, которым приходится сталкиваться с огромным количеством различных потребностей читателей с рождения и до поступления в вузы.
Заключение
Создание молодёжных библиотечных пространств требует от библиотекарей развития определённых качеств и навыков, чтобы увеличить доступность этих пространств для молодых читателей. Мы хотим привлечь молодёжь в библиотеки надолго, а для этого библиотеки должны стать гибкими, привлекательными, долговечными и соответствующими потребностям разных возрастных групп. Развитие необходимых качеств и навыков начинается во время обучения на библиотечном факультете сегодня, если мы хотим продолжать привлекать и вдохновлять молодёжь завтра.
Перевела с английского Ирина СОКОЛОВА