Молодёжное книжное жюри как новый способ привлечения к чтению

Роберт ЭЛСТНЕР

Как ни странно, но, несмотря на падение рождаемости, книжный рынок Германии ежегодно ставит новые рекорды по продажам книг для детей и молодёжи. Кто или что стимулирует этот рост, если целевая аудитория на самом деле уменьшается? На эти вопросы ответил руководитель отдела библиотечного обслуживания молодёжи Лейпцигской городской библиотеки (Германия) Роберт Элстнер в своем докладе на 9-м международном симпозиуме по библиотечному обслуживанию детей и молодёжи, проходившем в южнокорейском городе Пуё 8—9 сентября 2015 г.

 
Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся в 2000 год, когда вся страна была шокирована результатами Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Немецкие подростки показали позорно низкие результаты по сравнению со своими сверстниками в других странах. Особенно это касалось чтения и особенно — мальчиков. Началось масштабное общенациональное обсуждение проблемы. Как получалось так, что дети, с упоением читавшие в начальной школе, к 14 годам теряли всякий интерес к книгам, от чего страдали их читательские навыки? Почему книги вдруг становились непривлекательными, даже плохо сказывающимися на имидже подростков?

Найти ответы на эти вопросы было нелегко, хотя некоторые факты и представлялись очевидными. К примеру, не подвергается сомнению тот факт, что важны читательские привычки семьи. Кроме того, для мальчиков важно, чтобы им читали их отцы. Ещё один факт, на котором сходятся все участники дискуссии: неразвитые читательские навыки являются, прежде всего, результатом отсутствия мотивации. Если бы можно было увлечь целевую аудиторию новой книжной и литературной культурой, результаты улучшились бы. Многие десятилетия преподаватели использовали в работе устаревшую молодёжную литературу, имевшую крайне мало общего с реальной жизнью целевой аудитории. Вместо того чтобы развивать в учениках любовь к языку и литературе, преподаватели мучили их устаревшими книгами, игнорируя их собственные интересы.

Одновременно с шоком, вызванным результатами тестирования PISA, в 2000-х мир потрясла ещё одна сенсация. «Гарри Поттер» открыл для издателей новую, очень выгодную нишу. Книги для детей и подростков стали возглавлять списки бестселлеров. Вместе с этим понятие целевой аудитории этих книг стало размываться: теперь они уже не были предназначены исключительно одной возрастной группе. Дети, родители и бабушки с дедушками читали одни и те же книги.

0

 
Несмотря на очевидный прогресс, на сегодняшний день остаются две проблемы. Во-первых, прогресс не касается мальчиков — они по-прежнему читают мало и чаще выбирают видеоигры. Во-вторых, на рынке книг для 14-летних до сих пор главенствуют взрослые читатели и критики. Однако их читательские предпочтения очень отличаются от предпочтений подростков. Обзоры молодёжной литературы в журналах и литературные премии редко отражают реальные интересы целевой аудитории.

Для публичных библиотек важен, прежде всего, вопрос, на что ориентироваться при закупке книг. Издательствам, со своей стороны, необходимо понимать, действительно ли их продукция соответствует интересам молодёжи, или они обслуживают взрослых покупателей.

Как библиотекарям и преподавателям выявить актуальный молодёжный роман, который увлечёт читателей и составит конкуренцию телевидению, кино и видеоиграм? Что выбрать из миллионов книг, публикующихся ежегодно? Стоит ли ориентироваться на рецензии, написанные взрослыми критиками?
Мой личный ответ: нет! Молодёжь — это бесконечно изменчивая группа читателей, отвергающая мнения взрослых и любые проявления патернализма. Только рекомендации сверстников не подвергаются сомнению.

Хотя молодёжь часто входит в судейские комитеты литературных премий, все основные решения в них всё равно принимают взрослые. Чтобы получить по-настоящему актуальные результаты, нужно научиться давать молодым людям самим выбирать книги, даже если они не нравятся взрослым.
Первый библиотечный проект, призванный привлечь молодёжь к литературной критике, заработал в 1994 году во Франкфурте. Он назывался Молодёжное книжное жюри. В 2003 году его переименовали в Молодёжное медиа-жюри: кроме книг оно отбирает лучшие фильмы, компьютерные игры, комиксы и аудиокниги. Членами жюри являются ученики 30 франкфуртских школ от 13 до 16 лет.

С 1994 года молодёжные жюри стали появляться и в других городах Германии. Обычно их организаторами становятся библиотеки, школы, книжные магазины и книжные клубы. Официальных цифр нет, но предполагается, что по всей стране действует более ста таких проектов.

Чтобы поддержать это национальное движение, Немецкая молодёжная литературная премия ввела в 2003 году номинацию специально для молодёжного жюри. Из 30 книг, номинирующихся на премию в пяти номинациях, шесть выбираются молодёжью. До 2003 года книги, номинированные на Немецкую молодёжную литературную премию, почти ничего не значили для подростков; они плохо продавались и выдавались в библиотеках, однако сегодня ситуация изменилась.

 
Как создать молодёжное жюри?

Я шесть лет проработал членом жюри Немецкой молодёжной литературной премии в номинации «Молодёжная книга». На основании моего опыта я бы мог дать следующие рекомендации:

  • Члены молодёжного жюри должны быть не моложе 14 лет, чтобы у них было достаточно читательского и жизненного опыта для адекватной оценки текстов;
  • Жюри должно на 50% состоять из юношей. Многие книги совершенно по-разному оцениваются мальчиками и девочками;
  • Для удобства обсуждения членов жюри должно быть не больше 20 человек, но не меньше 16-ти — чтобы было представлено достаточно разных мнений;
  • Жюри должно быть сбалансированным по возрасту. В идеале каждый год должны сменяться пять членов жюри;
  • Члены жюри должны встречаться не реже раза в месяц, чтобы обсуждать книги и обмениваться ими. Каждая книга должна быть прочитана не менее трёх раз.
  • Несмотря на свою независимость, юные критики нуждаются в советах и поддержке. Однако модератор должен быть очень осторожен, чтобы не навязывать молодёжи собственное мнение, а только обеспечивать честную дискуссию. Попытки повлиять на членов жюри, как правило, встречают яростное сопротивление.

 
Самая большая проблема — отбор книг. Реклама издательств часто не соответствует действительности. Члены жюри могут ориентироваться на крупные книжные магазины, однако их основной источник информации — интернет-форумы. Книги, о которых они узнают на форумах, выносят на обсуждения и бесплатно заказывают у издательств.

Каждый член жюри оценивает книгу в устной форме и выставляет ей оценку до 15 баллов. В данном случае 15 — высочайший балл.
Обсуждаются книги, изданные в один год. Это значит, что в марте 2015 года Лейпцигское молодёжное литературное жюри номинировало шесть книг, изданных в 2014 году.

 
Благодаря регулярным заседаниям членов жюри и их оценке книжного рынка, публичные библиотеки могут адекватно комплектовать свой фонд и устраивать мероприятия, соответствующие интересам и потребностям молодёжи. Номинируемые ежегодно книги (а также фильмы и т. д.) становятся наиболее выдаваемыми материалами в библиотеках.

Участие в молодёжном жюри желанно для молодёжи. Школы гордятся тем, что посылают своих представителей поучаствовать в проекте.

Рекомендации членов жюри также можно использовать в школах при составлении списков внеклассного чтения, выборов темы для семинара и т. п.

Известные граждане города Лейпцига представляют номинированные книги на публичных чтениях. Среди них были мэр города, университетские преподаватели, актёры, спортсмены и теле- и радиоведущие.

СМИ продолжают проявлять интерес к работе жюри, о ней делали репортажи телеканалы, радиостанции и межрегиональные журналы.

 
Участие молодёжи в литературной критике и выдаче премий очень помогло переориентировать книжный рынок и привлечь молодёжь к чтению. Исследования показывают рост продаж книг, а также рост числа мужчин и мальчиков, которые сами покупают себе книги. Ожидается, что этот позитивный тренд сохранится и в будущем. Однако мальчики от 11 лет остаются проблемой. Тем не менее надежда умирает последней, а хорошего стоит дожидаться.

Перевела с английского Ирина Соколова

Источник: Сборник докладов Девятого международного симпозиума по библиотечному обслуживанию детей и молодёжи.