Побыть в чужой шкуре: фурри, териантропы, квадроберы

Анастасия Несмеянова


На вопрос о месте человека в системе животного мира легко ответят естественные науки, однако в области гуманитарного знания эта тема всегда вызывала немало споров. 

 

Идея сближения людей с природой сегодня находит отражение в формировании неформальных течений, где участники рассматривают связь с животными как путь к познанию себя. Сообщества фурри, териантропов и квадроберов, опираясь на символическую идею животной сущности, вырабатывают уникальные формы самовыражения, продолжая традицию, уходящую корнями в мифологические представления прошлого.

Идея совмещения животного и человеческого начал, представления о возможности смены облика с древних времён занимали важное место в культуре разных народов мира. Оборотничество, шаманские трансформации и рассказы о существах, сочетающих в себе черты человека и зверя, отражали стремление людей выйти за пределы собственной природы, осмыслить свою связь с окружающим пространством. Эти образы не только иллюстрировали мифологические представления о фауне, но и подчёркивали оппозицию культуры и природы.

В современном мире те же архетипические мотивы можно обнаружить в концепциях некоторых неформальных сообществ, популярных среди молодёжи. Такие группы единомышленников предлагают своим участникам возможность исследовать собственную идентичность через призму символического и психологического сближения с животными. Традиционные представления о трансформации и соединении с природой будто бы находят новое выражение в культуре XXI века, оставаясь актуальными в иной интерпретации. 

Фурри, терианы и квадроберы — примеры сообществ, которые объединяет интерес к поиску животного начала в человеке, однако их способы самовыражения и системы ценностей существенно отличаются друг от друга. Тем не менее окружающие часто неверно опознают представителей этих групп из-за на первый взгляд схожих элементов субкультурной идентичности. Участники сообществ используют символику, связанную с миром животных, что создает визуальные пересечения: из-за недостаточной осведомлённости широкой аудитории об интересах и практиках современных субкультур возникает множество заблуждений. 

 

Фото — Фурри в фурсьютах на прогулке в Москве

 

Понятие «фурри» обычно используют для описания молодых людей, которых интересуют антропоморфные, то есть наделённые человеческими чертами внешности и поведения, животные. Тем не менее, фурри — больше, чем поклонники обаятельных четвероногих персонажей мультфильмов Disney и Pixar: в движении много художников, писателей, геймеров и ролевых игроков. Хотя название сообщества отсылает к пушистым млекопитающим, среди участников популярны также рептилии, птицы, рыбы и даже насекомые: пчёлы или шмели, например, отлично подходят под определение «пушистых» и «мохнатых».

Как и в других фанатских движениях, в среде фурри существует множество способов самовыражения: от сложных творческих активностей до значков на рюкзаках и общения в социальных сетях. Одна из ключевых составляющих идентичности фурри — персонажи «фурсоны».  Фурсоны выглядят как антропоморфные животные: они способны ходить на двух ногах, разговаривать и носить одежду. Внешность, характер и биографию фурсоны тщательно продумывают, создают карточки персонажей на специализированных сайтах (один из самых популярных в русскоязычном сообществе — «ВикиФур»). Большинство фурри не связывает фигуру животного с духовными практиками: фурсона является лишь авторским художественным персонажем, а важное место в формировании интересов сообщества занимает именно фанатская культура. Фурри начинают позиционировать себя как часть конкретного сообщества благодаря онлайн-общению в тематических группах и чатах, где обсуждают «пушистый» контент и устанавливают изображения фурсон в качестве фото профиля, так что интернет играет важнейшую роль в формировании субкультуры.

Альтер эго может обрести физическую форму с помощью костюма — «фурсьюта», который надевают на тематические встречи и мероприятия. Фурсьюты чаще делают на заказ: разработка модели, шитьё и декорирование требуют не только художественного таланта, но и высоких технических навыков. Изобразительное искусство же выступает ключевым элементом фурри-культуры: многие участники создают цифровые иллюстрации и комиксы об оригинальных персонажах или героях мультфильмов. Сообщество активно поддерживает художников через онлайн-платформы и социальные сети: талантливые фурри превращают хобби в источник заработка. Площадки для демонстрации своих работ, обмена идеями и коллабораций, как правило, включают «Конфурренции» — фестивали с культурно-развлекательной программой с конкурсами фурсьютов, выставками и мастер-классами. Фурри проводят время вместе не только в интернете и на конвентах, они регулярно собираются небольшими группами в городских парках, чтобы прогуляться или поиграть в подвижные игры, а фотоотчеты встреч публикуют в социальных сетях. Кроме того, тематические паблики участники движения используют для сбора средств в защиту животных и продвижения петиций против жестокого обращения с ними: в комьюнити фурри немало зоозащитников.  

 

Фото — Фестиваль фурри Антрокон

 

Среди фурри можно встретить и представителей другого сообщества — териантропов (греч. «therion» — «зверь», «anthropos» — «человек»), однако сразу стоит уточнить: далеко не все терианы — фурри, хотя две эти идентичности не исключают друг друга, можно быть и фурри, и терианом одновременно. В чём же заключаются фундаментальное отличие движений? Для фурри крайне важна детализация внешности персонажа-животного, а терианы сконцентрированы на внутренней связи с определённым существом, животное и человеческое сосуществуют на уровне духовной или ментальной идентичности. Творчество в среде териантропов остаётся распространённой формой самовыражения, однако по значимости её опережают духовные практики, в первую очередь — «шифтинг» (от англ. «shapeshifting» — «трансформация», «оборотничество»). «Шифтиться» значит на некоторое время буквально ощущать себя животным, перенимать повадки и движения личного «териотипа», то есть существа, с которым человек себя ассоциирует. Такая идентичность сопряжена с убеждённостью в особой внутренней природе и напоминает традиционные верования коренных народов, связанные с тотемными животными или духами-покровителями. 

Териантропов, несмотря на некоторые сходства в мировоззрении, всё же не стоит уверенно ставить в один типологический ряд с другими неформальными молодёжными объединениями. Их невозможно описать с помощью перечня чётких характеристик вроде общей системы ценностей, канонов имиджа и эстетических предпочтений — в фокусе находится духовная составляющая и индивидуальный опыт.

Зато представителей другого сообщества в городских парках получится узнать издалека — речь идёт о квадроберах. В отличие от пушистого альтер эго у фурри и сакрального двойника терианов, для них образ животного — элемент спортивного костюма. Квадробика (лат. «quattuor» — «четыре»; англ. «aerobics» — «аэробика») — вид спорта, который подразумевает перемещение на четырёх конечностях, имитирующее движения животных; современные практики сформировались под влиянием некоторых направлений фитнеса, йоги и паркура. Во время занятий подростки надевают маски, хвосты и перчатки — инвентарь носит символическое значение, квадроберы не идентифицируют себя с животными на уровне личности. Взаимодействия внутри сообщества строятся на базе совместных прогулок, участников объединяет любовь к активному отдыху: тренировки и соревнования служат платформой для новых знакомств. Спорт в субкультуре позиционируется как доступный, интересный и бюджетный вариант досуга: атрибутику для занятий квадробикой и аксессуары с субкультурной символикой в большом количестве сейчас можно найти не только на маркетплейсах, но даже в отделе с сувенирами в крупных сетевых магазинах вроде «Читай-города». Часть квадроберов всё же предпочитает создавать инвентарь своими руками, например, самостоятельно украшать основы для масок.

 

Фото — Занятие квадробикой

 

Стремление к творческому самовыражению, как и интерес к поиску животного начала в человеке и человеческих черт — в животном, объединяет фурри, териантропов и квадроберов. Тем не менее, в проявлениях этой связи больше различного, нежели общего. Фурри в первую очередь занимаются творчеством, придумывают антропоморфные образы фурсон и реализуют идеи, создавая красочные фурри-арты, костюмы-фурсьюты и отыгрывая персонажей на тематических «конфурренциях». Терианы, напротив, фокусируются на внутренней, духовной идентичности с животными, практикуют медитации и самоанализ, чтобы глубже познать собственное «я» как часть дикой природы. Квадроберы же ставят перед собой задачу совершенствовать физическую форму, имитируя движения четвероногих, для них важнее всего телесный опыт. Хотя каждое из направлений подразумевает получение уникального опыта, участники движений могут проводить время вместе благодаря общему интересу к миру животных или ассоциировать себя с несколькими из сообществ одновременно.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*