Балет ночи

Далия ТРУСКИНОВСКАЯ

И снова мы открываем роман Александра Дюма, на сей раз — «Двадцать лет спустя». События разворачиваются во время Фронды — так назвали период в истории Франции когда все поочерёдно бунтовали против королевской власти и лично кардинала Джулио Мазарини. Само слово означает «праща», при помощи этого нехитрого устройства парижане били окна в домах сторонников ненавистного Мазарини. Была «парламентская Фронда», которую поддержал народ, потом была «Фронда принцев», и длилось всё это с 1645-го по 1653 год. Наконец Францию удалось утихомирить, власти юного короля Людовика XIV уже ничто не угрожало, и решено было отпраздновать победу — а заодно показать недовольным аристократам, кто в доме хозяин.

Просто поставить балет, в котором аллегорически изображается торжество самодержавия? Нет, требовалось внушительное действо. Кардинал Мазарини всегда поддерживал Людовика в его увлечении танцами, а на сей раз решил извлечь из королевского увлечения пользу. Был задуман грандиозный спектакль «Королевский балет Ночи» («Ballet Royal de la Nuit»). С ночью кардинал хотел сравнить восемь лет Фронды.

Король Людовик уже имел опыт публичных выступлений. Его дебют состоялся, когда ему было тринадцать лет. Король впервые появился на балетной сцене 26 февраля 1651 года. Это был «Балет Кассандры», который давали пять вечеров подряд в театральном зале Пале-Рояля (в своё время его там построили по решению кардинала Ришелье).

Король сначала выступил в роли рыцаря, затем — вязальщика из Пуату. Кстати, тогда Людовик XIV впервые исполнил провинциальный танец, пришедший из Пуату: быстрый, лёгкий, с мелкими шажками. Впоследствии его назвали менуэтом. С «лёгкой ноги» короля он вошёл в моду и продержался более полутора веков.

В 1651 году Людовик ещё раз вышел на балетную сцену: он танцевал шесть ролей в «Празднике Бахуса». Вот его партии: пьяный жулик со шпагой, прорицатель, вакханка, ледяной человек, титан и муза. Покойный Людовик XIII был бы доволен сыном. Кстати, на протяжении последующих двадцати лет король танцевал практически ежегодно по одному или два балета. Потом он в одночасье, совершенно неожиданно, прекратил свою танцевальную карьеру.

Сценарий балета был заказан известному поэту Исааку де Бенсераду. В то время выходы (entree) сопровождались стихотворными монологами, и Бенсераду пришлось потрудиться — в четырёх частях балета их набралось 43. Аллегорические эпизоды, мифологические, экзотические и рыцарские сцены чередовались с красочными и комическими городскими и сельскими жанровыми сценами. Автором музыки считается Жан-Батист Люлли, но фактически её написали несколько композиторов — французы Жан де Камберфон и Мишель Ламбер, предположительно и итальянцы Франческо Кавалли и Луиджи Росси. Просто Люлли был одним из любимцев короля и сам танцевал вместе с ним. Эскизы причудливых и ярких костюмов создал Анри де Жиссе.

Этот необъятный балет был поделён на четыре ночные «стражи» — по три часа каждая. Каждой «страже» соответствовали свои сюжеты. Видимо, между ними были антракты — кто же высидит двенадцать часов подряд? Началось представление на закате, продолжалось всю ночь до рассвета.

Ночь, как известно, пора нечисти. По сценарию, колдуны, ведьмы, демоны, а также примкнувшие к ним злодеи мира смертных — преступники, воры и почему-то цыгане, веселятся на шабаше. Но вакханалия зла не может длиться вечно. В заключительной части «Балета ночи» на сцене в своей колеснице появлялась Аврора — богиня утренней зари и провозглашала: «Восходящее солнце следует за мной. Это молодой Людовик!» А затем Людовик XIV танцевал свой знаменитый танец Солнца. Чтобы зрители не сомневались, он был в головном уборе, украшенном лучами.

Впрочем, король в этом балете появлялся в пяти танцах. А Жан-Батист Люлли, впоследствии ставший придворным композитором и почти что другом Людовика, — в трёх: он танцевал солдата, нищего и одну из трёх граций.

Место, где поставили балет, было в своё время отдано итальянским актёрам, которых пригласил в Париж Мазарини. Это — театральный зал во дворце Бурбонов, построенном в Средние века на территории современного Лувра. Он вмещал три тысячи зрителей.

Что же осталось от этого великолепного балета? Прозвище, которое дали придворные Людовику: «Король-Солнце», с которым он вошёл в историю.

Балеты, в которых король танцевал бурлескные роли (газеты тех лет свидетельствуют, что люди давились в дверях, чтобы их увидеть), ставились каждый год во время карнавала… И это не было пустым баловством молодого человека с компанией ровесников-придворных. В своих «Мемуарах» Людовик XIV писал о традиционной для французской монархии «лёгкости доступа к монарху» и о том, что «развлечения учат монархов общению с людьми».

Восстановить «Королевский балет ночи» в полном объёме, скорее всего, невозможно, но попытка реконструировать фрагменты сделана. Недавно такой спектакль был поставлен в Версальском дворце. Режиссёр и хореограф — Франческа Латтуада. По отзывам прессы, никто лучше неё не мог бы справиться с этой задачей.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*