Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы: литературный гид по станциям РЖД

Анна Харитонова


Что ж, мы завершаем цикл статей о путешествиях по России, цикл, который представляет собой не только независимый литературный гид по железнодорожным станциям страны, но и «ключ к смыслам», зашифрованным в виде «вокзального табло» с пунктами прибытия и номерами поездов на стенах гардероба Библиотеки для молодёжи. Разве не должен гардероб — место встречающее и провожающее наших гостей и пользователей — вдохновлять на дальнейшие литературные поиски и реальные странствия? Кажется, эту миссию он вполне способен выполнить!

 

1790 Едрово

Село Едрово Валдайского района, где расположена одноимённая железнодорожная станция, известно ещё с XVвека. Через него пролегла и ключевая дорога между Москвой и Петербургом. Не единожды из северной столицы село проезжал Радищев, здесь же он не раз останавливался. Одно из таких недлительных, но богатых на наблюдения пребываний писателя в этом населённом пункте нашло отражение в отдельной главе его «Путешествия из Петербурга в Москву». 

На какие размышления натолкнули жители Едрово известного литератора и общественного деятеля? Повстречав девушку Анюту и услышав её историю, автор показывает нам пример верности, глубины и чистоты чувств, образец морали, заложенный в простого человека. Автор рассуждает о том, как легко однако же это доброе начало поддаётся порче под влиянием света и страстей.

 

1946 Ржев-Белорусский

Где травинку к травинке
Речка травы прядёт…

В 1946 году Александр Твардовский пишет пронзительный и глубокий текст, лишённый искусственной патетики, а наполненный горькой и щемящей правдой: «Я убит подо Ржевом». — Отсюда и номер нашего поезда, уносящего пассажиров в город воинской славы. Сама же станция Ржев-Белорусский была открыта в 1874 году, то есть 150 лет назад, и стала первым вокзалом во Ржеве.

 

1912 Владивосток

Отправляюсь в Путь.
О, Небеса! Подайте золотую мне карету.
О, Буря! Крылья мне расправь!
Благослови мой путь с Востока!

Железнодорожный вокзал Владивостока был построен в начале 1890-х годов. Однако в 1909–1912 случились расширение и надстройка здания вокзала, мастера, создававшие проект, обратились к мотивам старорусской архитектуры. Это стилевое решение было символичным: ведь так крайняя восточная точка железнодорожной карты страны содержала в себе визуальную реплику средней полосы, представляя собой памятник русского зодчества. Кстати, многими отмечается его сходство с оформлением Ярославского вокзала в Москве, то есть считывается некое удачное портретное соответствие друг другу двух точек Транссибирской магистрали. 

Новое здание было торжественно открыто в начале февраля 1912 года. Реконструкция оказалась настолько глобальной, что здание вышло не просто обновлённым, а совсем другим. Тогда же на страницах журнала «Нива» Владивостокский вокзал был признан лучшим на всей Великой Сибирской железной дороге.

В 1912 году Владивосток посетила отправлявшаяся в путь по Транссибу навстречу к своему любимому мужу, находящемуся в тот момент в Европе, японская поэтесса Акико Ёсано (1878–1942). Здесь она написала своё стихотворение, которое так и называется: «Отправляюсь в путь». 

 

1840 Великие Луки

А знали ли вы, что Великие Луки появляются на страницах романа Александра Дюма «Учитель фехтования»? И вот при каких обстоятельствах.

Некто Грезье приезжает в Россию, в Санкт-Петербург, и преподаёт фехтование местным юношам. Учениками же его становятся будущие декабристы… Учитель фехтования становится свидетелем известного восстания и последующих за ним событий. 

Историческая хроника, приправленная мелодрамой и приключениями, превращается в увлекательный роман, к слову, один из первых в писательской биографии Дюма-отца.

 

1837 Санкт-Петербург

Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен…

Пожалуй, одно из главных событий, о котором напоминают дата и место «Петербург, 1837», — это смерть А.С. Пушкина после его дуэли с Дантесом на Чёрной речке. С этой точки мы можем плавно отматывать плёнку истории назад, и тогда перед нами возникнет целый пушкинский мир, тесно связанный с этим городом. Конечно, Петербург буквально насквозь пропитан самыми разными литературно-историческими контекстами, которые сами вас «найдут», даже если вы просто отправитесь на неспешную прогулку пешком по городу (без цели посетить музеи и без тщательно спланированных активных поисков литературных достопримечательностей).

Однако хочется рассказать вот о каком литературном факте, относящемся к тому же 1837 году. Тот год, омрачённый уходом из жизни великого русского поэта, как и сама его смерть, не стал поводом для молчания литераторов, а наоборот — явил собой плодотворное время для других авторов. Так, в 1837 году, помимо ряда ярких и знаковых стихотворных сочинений, Михаил Лермонтов пишет колоритную восточную сказку «Ашик-Кериб». Рукопись её была найдена в Петербурге среди его бумаг уже после смерти поэта. То есть в начале 1840-х, после 1841 года. В 1846 году её опубликовал Владимир Соллогуб. Вышла она с подзаголовком «Турецкая сказка». Впрочем, по материалам исследователей очевидно, что народная сказка, записанная и обработанная Лермонтовым, была услышана им из уст азербайджанского рассказчика. Текст вобрал в себя также грузинские и армянские черты, что характерно для фольклора Закавказья. 

Рекомендуем после прочтения этой истории посмотреть удивительный и полный красочной поэзии фильм Давида Абашидзе и Сергея Параджанова «Ашик-Кериб», снятый в 1988 году.

 

1962 Тихорецкая

1962 год. Поэт Михаил Львовский пишет стихотворение, которому было суждено стать текстом одной из известнейших песен отечественного кинематографа, «На Тихорецкую состав отправится…» Поводом к написанию этих строк послужило расставание автора с девушкой. А станция «Тихорецкая» — это реальная географическая точка на карте России. Город Тихорецк находится неподалёку от родного для поэта Краснодара.

 

1859 Пенза

В 1859 году в 17-м номере газеты «Московский вестник» выходят «Заметки к биографии Белинского», написанные Иваном Лажечниковым (1792–1869), русским писателем, автором исторических романов, уроженцем подмосковной Коломны. Вы спросите: как всё это связано с Пензой? Очень просто и теснее, чем кажется. 

Дело в том, что в 1819 году Лажечников был назначен на должность директора училищ Пензенской губернии и несколько лет возглавлял Пензенскую мужскую гимназию — одно из старейших учебных заведений в России. Там он познакомился с будущим критиком Виссарионом Белинским (1811–1848), который детство провёл на пензенской земле, родине своего родителя. Юный Белынский (такую фамилию получил в Тамбовской духовной семинарии отец Виссариона, бывший родом из села Белынь) посещал уездное училище в городе Чембар, ныне — город Белинский, а потом и Пензенскую мужскую гимназию.

Подъезжая на поезде к берегам Суры, посещая Пензу и её окрестности, стоит вспомнить не только о литераторах Лажечникове и Белинском, но и, конечно, о Загоскине, Лермонтове, о Куприне, об историке Ключевском, о Мейерхольде и других ярких деятелях культуры, связанных с этой землёй.

 

1995 Пермь

— Конечная станция Пермь-вторая! – прохрипели динамики.

С Пермью были тесно связаны писатели Павел Бажов, Михаил Осоргин, поэт-футурист и авиатор Василий Каменский, классик русской литературы XX века Виктор Астафьев. Список этот можно продолжать. Но, пожалуй, остановимся на литературном факте, более приближенном к нашему времени. И напомним всем путешественникам, собирающимся в Пермь, о книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Этот роман, действие которого происходит в Перми начала 90-х, был написан в 1995 году, а вот опубликовали его несколькими годами позже.

Над сказать, что Алексей Иванов, с раннего детства и достаточно долгое время проживавший в Перми, не единожды избирал материалом для своей писательской лаборатории жизнь этого края и его жителей (причём в разные исторические периоды). Так, например, нельзя не упомянуть о его романе «Сердце пармы». И да: сам автор настаивал на строчном написании слова «парма», являющегося синонимом «тайги», а не только обозначением средневекового княжества Пермь Великая. 

 

2004 Тюратам

Представляем вам первый и единственный пункт этого гида, расположенный за границами нашей страны, в Казахстане, — железнодорожную станцию Тюратам, находящуюся в пригороде города Байконур и являющуюся частью Железной дороги Байконура, ведомственной железнодорожной сети Российской Федерации. Эта дорога предназначена для обслуживания нужд космодрома, с её помощью осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки. А расположена она на арендованной Россией территории. У станции, как и у одноимённого посёлка, в черте которого она находится, в 2017 году изменилось название: теперь оно звучит как Торетам.

Где можно проехаться на Байконур по железной дороге в книжном мире? Обратимся к творчеству яркого российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, к слову, родившегося в Казахстане и прожившего там вплоть до 1996 года. В его «Сумеречном дозоре», третьем романе из мира «Дозоров», действие разворачивается не только в Москве, но и в пути по направлению к городу Алматы и знаменитому космодрому. 

 

1931 Жаворонки

Селом Жаворонки под Москвой (ныне Одинцовский район Московской области) владела вдова писателя Михаила Загоскина, Анна Дмитриевна. Вообще, Жаворонки как населённый пункт известны ещё с XVI века. И были тогда небольшой деревенькой.

В центре Жаворонков находится одноимённая железнодорожная станция. Открыта она была в далёком 1866 году. С начала и на протяжении XX века посёлок активно застраивается дачами.

В 1931 году выходит роман братьев Аркадия и Георгия Александровичей Вайнеров «Эра милосердия», более известный широкой публике по экранизации «Место встречи изменить нельзя». Там мы встречаем в реплике Жеглова упоминание Жаворонков (как раз во вполне дачном контексте): «Ты, когда пистолет он навёл на тебя, не про совесть думал свою, не про долг чекиста, не про товарищей своих убитых, а про свои пятьдесят тысяч, про домик в Жаворонках с коровой и кабанчиком».

 

1790 Любань

И снова остановка на маршруте «Петербург — Москва». Станция, именуемая первоначально Любанской, была открыта в 1851 году. Хотя первый поезд прошёл через Любань уже в 1849 году, а само здание вокзала было построено в 1850-м. Разумеется, учитывая расположение этой локации на артерии между двумя столицами, через неё проезжал огромный поток самых разных пассажиров, как в железнодорожную эпоху, так и задолго до неё. Так, конечно, не преминул остановиться здесь Радищев: чему посвящена ещё одна глава его «Путешествия» (1790).

Любань известна как город железнодорожников. В 1868 году в Любани была открыта школа железнодорожников. Городок и его окрестности стал привлекательным местом для строительства дач сотрудников железнодорожного ведомства. Годом ранее, в 1867 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона недалеко от вокзала построили храм святых апостолов Петра и Павла. В ней позже хоронили Павла Петровича Мельникова — первого министра путей сообщения и автора проекта Николаевской железной дороги. Эта церковь перенесла множество потерь и ударов судьбы. Однако в конце XX века она была восстановлена, отреставрирована и вновь освящена в 2000 году Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Прах Павла Мельникова также вновь захоронен здесь. А сам храм явился первым в России храмом железнодорожников, где особо молятся о путешествующих на поездах.

Кажется символичным закрывать наш гид этой остановкой. 

Вот и подошёл к концу пятый, юбилейный выпуск литературного путеводителя по карте нашей страны с её железнодорожным кружевом. Путешествуйте, читайте, берите книги в дорогу и помните, что неинтересных мест попросту не бывает: за каждым пунктом любого маршрута прячется интересная история (и не одна)!

Счастливого пути!

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*