Образование и комиксы

Никита Гайнулин, Денис Лопатников


Что может связывать два такие, казалось бы, далёкие друг от друга понятия, как образование и комиксы? Руководитель Центра рисованных историй РГБМ Денис Лопатников предлагает нам разобраться в этом вопросе вместе с преподавателем истории и советником директора по воспитанию гимназии №1573 Никитой Гайнулиным.

 

Денис Лопатников:

Как вы уже могли догадаться, Никита Гайнулин является не только педагогом, но и активным коллекционером комиксов и даже ведёт собственный блог в VK на эту тему.
Будучи учителем, Никита в какой-то момент понял, что два главных интереса его жизни — школу и комиксы — надо объединить. А потому он решил специально заняться вопросом о комиксах в учебном процессе. В результате, коллекция рисованных историй Никиты стала расти и пополняться комиксами, которые имеют непосредственное отношение к образованию. И теперь он регулярно рассказывает о таком интересном подходе к учёбе как детям, так и своим коллегам, учителям.
Но прежде, чем подробно осветить заявленную в этом материале тему, наш эксперт «проведёт» небольшой ликбез для тех, кто только начинает своё знакомство с комиксами.

 

Никита Гайнулин:

Итак, если не углубляться совсем уж в «начало начал» и не рассуждать, о том, что прародительницей комиксов можно считать наскальную живопись, то комиксы (в своём привычном для нас виде) сформировались в конце XIX века в Америке. Это произошло с появлением «Жёлтого малыша», но, конечно же, не сам герой был жёлтый, а только его наряд. Кстати, именно этот персонаж способствовал появлению понятия «жёлтая пресса», так как комиксы про смешного парнишку публиковали именно в газетах.

Ещё стоит обязательно сказать о трёх основных школах комиксов:

  • Франко-бельгийская, или Европейская школа, также имеющая название «Бенде Сени» (или сокращённо «БД»), в переводе с французского — «рисованная лента». Эти комиксы, как правило, рисует один человек. В основном они характеризуются высокохудожественным стилем и выглядят, как настоящее искусство. Такие комиксы большого формата часто называют альбомами.
  • Азиатская школа комикса. Это Манга, Манхва, Маньхуа, которые сейчас довольно широко представлены в России. Основной спецификой рисованных историй данной школы является то, что они в большинстве своём чёрно-белые и читаются справа налево. Отсутствие цвета обусловлено экономической составляющей: из-за больших объёмов серий, ч/б-комиксы выпускать гораздо дешевле и быстрее.
  • Американская школа. К ней относятся такие известные издательства как Marvel, DC, Dark Horse, Image и многие другие. Эти комиксы характеризуются своей яркостью и динамичностью, поэтому комиксы именно этой школы стали наиболее подходящими для достижения образовательных целей. Её стиль и техники позволяют за счёт ярких и простых образов легко доносить информацию на совершенно разные темы.

Одним из значимых плюсов третьей школы является то, что над проектами комиксов здесь работают большие команды специалистов, где каждый отвечает за свой фронт работы: кто-то создаёт чёрный рисунок, кто-то обводит его чёткими линиями, кто-то раскрашивает, кто-то пишет диалоги и т.д. Такой подход, во-первых, позволяет ускорить процесс производства, а во-вторых, может быть использован как отличный пример командной работы, который можно применить в школьной проектной деятельности, работая с целым классом.

Ещё один важный момент нашего общего ликбеза: комикс — это Форма, а не Жанр, как многие ошибочно его называют. Жанры — это, комедия, боевик, драма, триллер и т.д. Комикс же — это формат, в котором можно рассказать историю в любом из существующих жанров, будь то комедия или трагедия.

А теперь обратимся к тем самым образовательным комиксам и присмотримся к ним повнимательнее.

Прародителем этого направления в конце XIX века стал французский педагог Рудольф Тёппнер. Он придумал свой уникальный подход: будучи не только преподавателем, но и умелым художником, Тёппнер решил попробовать проиллюстрировать свои уроки. Основной проблемой, с которой он столкнулся и пытался решить таким «рисованным» путём, было то, что его ученики испытывали трудности с усвоением материала. И вот он начал «излагать» различные темы уроков в формате комиксов, которые затем показывал ученикам. Этот метод оказался очень успешным: на его уроках дети становились более заинтересованными и мотивированными.

В начале XX века популярность комиксов начала стремительно расти. И на фоне этого появилось первое издательство, которое специализировалось именно на создании образовательных комиксов. Речь идёт об издательстве Educational comics.

Самое время познакомиться с существующими примерами использования комиксов в образовательных целях.

 


В рамках первого урока давайте обратимся, например, к Истории. Недавно была выпущена книга «История комиксов в комиксах», которая рассказывает об эволюции этого искусства — от наскальной живописи до современных форматов. Указанное издание — отличная возможность узнать историю комиксов через сам комикс. Но, конечно, это специфичный пример. А вот «Всемирная история в комиксах» от Ларри Гоника представляет собой уже более «общий» образовательный продукт. К сожалению, серия не охватывает историю России, но в последние годы в нашей стране также начали появляться комиксы на исторические темы, включая историю Москвы (над этим проектом работал и я).

 

Комиксы также хорошо подходят для изучения биографий. Например, вместо того чтобы искать основную информацию о Ленине в интернете, можно изучить его биографию в формате комикса, который будет наглядным и увлекательным. Биографий в комиксах существует великое множество, можно встретить и жизнеописание поэтов Серебряного века, и истории жизни известных художников, музыкантов, актёров, режиссёров и много кого ещё.

Перейдём к следующему уроку. И нас ждёт Обществознание. Этот предмет я разделил на две основные составляющие. Рассмотрим обе сквозь призму комиксов внимательнее.

 


Первая часть — это, конечно же, Экономика. Этот раздел особенно важен как для подготовки к Единому государственному экзамену, так и для общего кругозора. Здесь мы затрагиваем темы микро- и макроэкономики. Разумеется, комикс не сотворит чуда (особенно для тех, кто плохо разбирается в экономических вопросах и разного рода нюансах), и после изучения материалов в таком формате ученик не станет вмиг профессиональным экономистом… Однако многие вопросы, касающиеся экономики, комиксы помогут прояснить учащимся. К примеру, «Капитал» Карла Маркса — известная, но мало кем прочитанная книга, потому что она сложна для восприятия. А сегодня «Капитал», как и многие другие сложные работы, уже превращён в комикс. 

 

Это как раз иллюстрирует идею, которую мне бы хотелось донести: почти любой материал за счёт формата комикса можно адаптировать для более лёгкого усвоения информации. И конечно, я не утверждаю, что комиксы могут полностью заменить оригинальные книги, но они являются отличным дополнением, вспомогательным инструментом.

Ещё один предмет, который мы выделим из обществознания, будет — Философия. С ней мы часто сталкиваемся на экзаменах в вузах. Эту сложную для понимания дисциплину также можно представить в формате комиксов. Например, работы философа Фридриха Ницше. Многие цитируют его мысли, размещают их на своих страницах в социальных сетях, но мало кто углубляется в его биографию и труды (если только его не ждёт серьёзный экзамен). Конечно, можно находить нужную информацию в интернете или энциклопедиях, но почему бы не воспользоваться визуальными адаптациями, которые авторы уже сделали для нас.

Книги по философии, экономике и другим дисциплинам, адаптированные в виде рисованных историй, очень наглядны и привлекают внимание учеников. Это, кстати, хорошо заметно по состоянию моих комиксов — они уже довольно потрёпаны, ведь многие дети с удовольствием их читают. Хотя мне и жаль свою коллекцию, но ради образования детей я готов жертвовать некоторыми вещами.

Пойдём дальше, на пути нас ждут естественные и точные науки: АлгебраХимия и Физика. Как вы поняли, даже эти предметы превращаются в комикс. Однажды я подарил комикс-Алгебру Ларри Гоника знакомому учителю математики на день рождения, и он был приятно удивлён. Коллега сказал, что обязательно будет использовать её на своих уроках. Кроме того, недавно на русском языке появилась Физика в формате манги. И меня очень радует, что такой сложный предмет можно преподнести школьникам в довольно забавном стиле. В серии представлены: гидродинамика, мехатроника, электроника и ещё огромное количество интересных и важных разделов.

 

 

Теперь поговорим об Иностранных языках. Здесь подход будет немного другой: суть его состоит в том, что в качестве тренировки иностранного языка, можно использовать чтение комиксов в оригинале. Я обсуждал этот вопрос с учителем английского, и он сказал, что практика в виде чтения комикса на оригинальном языке очень хорошо помогает закреплять языковые знания. Комикс в оригинале пишется простым разговорным языком, что позволяет читателю усваивать речевые особенности.  

Ну, и последняя по счёту в нашем обзоре, но не последняя по значимости — это, конечно, Литература. Когда мы говорим об образовательных комиксах, очень многим в первую очередь приходит на ум именно этот предмет. И это легко объяснимо: по сути, любое литературное произведение уже является историей, практически готовым сценарием, и задача создателя комикса состоит лишь в том, чтобы грамотно произвести адаптацию, осуществить перевод на графический язык.

 

 

Как вы понимаете, примеров комикс-адаптаций литературных произведений существует множество. Это и «Собор Парижской Богоматери», и «Маугли», и «Одиссея», и «Анна Каренина», и «Мастер и Маргарита», и «Медный всадник». В общем, перечислять можно довольно долго. И здесь, опять же повторюсь, речь идёт не о том, чтобы заменить классические книги комиксами, но, наоборот, с помощью комиксов заинтересовать читателя и подтолкнуть его к изучению первоисточников.

Сейчас уже огромное количество произведений как отечественной, так и зарубежной литературы превращается в комиксы. И, на мой взгляд, это хорошая тенденция, так как она дарит возможность новому поколению прикоснуться к классике в новом формате.

Такие адаптации создаются не только у нас, но и в других странах, например, в Японии. Там была выпущена манга «Преступление и наказание», вдохновлённая произведением Фёдора Михайловича Достоевского. А недавно на русский язык был переведён графический роман французского художника по тому же произведению. Основой для комикс-повествования становятся сочинения не только наших классиков. Хорошим примером может послужить графическая адаптация фантастической серии «Дюна».

Мы можем перечислять произведения, которые уже получили вторую жизнь в комикс-формате, довольно долго, но не это главное. Важно понять, что комиксы уже давно заслужили право называться отдельным видом искусства, и на них стоит обращать внимание не только в развлекательных, но и в познавательных, культурно-просветительских целях.

Читайте и любите комиксы, они этого достойны.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*