Кризис среднего возраста, одиночество, абьюз, договорные браки и счастливое материнство… Продолжаем обозревать темы зрелой женственности в комиксах, выходящих в России.
Семья, отношения и поиски себя
Есть ли место счастливому материнству в сюжетах комиксов? Конечно! Начнём с истории, иносказательно помещённой в мир кошек. Манга «Некодомо» Китагавы Нацуми рассказывает о повседневной жизни котёнка Таро, который живёт с мамой в городе, где коты ведут себя как люди. Таро готовится пойти в садик, знакомится с другими котятами, дурачится, учится новому и проводит время с бабушкой и дедушкой. Но большую роль в сюжете играет мама Юко — одинокая домохозяйка на удалённой работе. Юко не так давно потеряла мужа, а теперь решает жить сегодняшним днём и большую часть своего времени посвящает воспитанию Таро. Временами Юко очень устаёт, сердится на собственного родного отца за невнимательность или сетует на то, что тот не уделял ей внимание в детстве… А порой просто расстраивается, и лишь огонёк любви сына Таро не даёт ей совсем опустить лапки. Каждый день у них полон неожиданных открытий и приключений, будь то готовка печенья, покупка новой одежды или знакомство с новыми людьми. Не смотря на потерю, семья осталась крепкой и дружной, а в конце Юко получает самое трогательное наставление от своей свекрови: «если так случится, что ты встретишь хорошего кота, не стесняйся ни его, ни нас». Ведь появление на свет Таро и так навсегда связало родных крепкими узами, а сама молодая невестка и внук заслуживают жить счастливо и ни в чём себе не отказывать.
О беременности, родах и заботе о новорождённом с юмором и любовью вам может рассказать финская художница Катья Тукиайнен в комикс-дневнике «Изюминка». В нём по дням и по часам расписан непростой и волнующий период ожидания ребёнка и первые впечатления от материнства. Автор делится ими, не скрывая ни слёз (и усталости), ни радости.
Вовсе не радужно складываются попытки завести семью у героини художницы Од Пико в графическом романе «Высокие стандарты». В свои тридцать Клэр никак не может завязать крепкие отношения и стать матерью, о чём так сильно мечтает. Работа в неонатологическом отделении больницы лишь обостряет душевные терзания. Устав от всего этого, Клэр на годы остаётся вместе в отношениях с мужчиной просто потому, что он казался ей «ничего так», да и сам решил, что «с ней у них может быть надолго». Героиня постепенно тонет в трясине тотальной неудовлетворённости собой и партнёром, невозможности поговорить о своих чувствах и желаниях откровенно и получить хоть немного сочувствия без взаимных претензий и насмешек над «слабым полом». В книге вы найдёте много пищи для рассуждений о нездоровых проявлениях «мужского\женского» и о воспитании невротиков, неспособных уважительно относиться ни к своему партнёру, ни к себе самим. Зачастую, подобные установки формируют в мужчинах эгоцентризм и жестокость, а в женщинах — нездоровую терпимость к насилию над собой. А самое главное — общество требует, чтобы мы стояли горой за свои неправильные решения, что приводит к страданиям длиной в десятилетия, если не на всю жизнь. «После всех лет убеждений, будто я сделала единственно-правильный выбор, сложнее всего было принять, что я ошиблась», — так говорит мать Клэр о разводе с её отцом, и эти слова помогают героине задуматься, наконец, о личном счастье вопреки прежним горячим желаниям.
К сожалению, бывает так, что партнёры могут быть безответственными эгоистами с головой, набитой заскорузлыми стереотипами, как парень Клэр. А могут быть психически-нестабильными охотниками, от которых лучше бежать со всех ног, спасая собственную личность. Об этом наглядно повествует другая француженка, блогер и иллюстратор Софи Лямбда, на страницах книги «Это не любовь! Как я спаслась от манипулятора». Отношения с манипулятором похожи на американские горки, поднимающие эго влюблённого к пику блаженства и стремительно сбрасывающие его в пропасть эмоциональной нестабильности, лжи и измен, приправленных газлайтингом. И по новой… Так до момента, пока жертва не выгорит, не перестанет быть интересной влюблённому мучителю или, наоборот, удобной для него. В итоге недостаточно просто уйти, чтобы спасти себя отдепрессии и симптомов ПТСР. Для Софи её книга стала и способом разобраться в собственных токсичных отношениях, и возможностью дать другим людям исчерпывающую информацию о признаках беды, а также о том, как пережить подобный опыт и сохранить себя.
Будем честны: даже если нам очень хочется вступить в брак и создать большую семью, достичь желаемого не так просто. По ряду причин, личных и экономических, а не только потому что «вокруг одни мезогины и психопаты». Банально трудно найти кого-то достойного и равно-заинтересованного в серьёзных отношениях.
Оригинальным образом данная проблема разрешается в коротких манга-сериалах «Экспериментальный брак Акари» Хондзё Минори и «Блюз мачехи и дочери» Рин Сакурадзавы, а именно: с помощью договорного брака. Данная практика всё ещё довольно популярна в Японии, особенно у людей, слишком занятых или застенчивых для самостоятельного решения проблем личной жизни. Иными словами, героини вышли за первых попавшихся мужчин, которых едва знали. Чисто из интереса к самой идее брака.
Да, по сути своей это очень разные истории. «Блюз мачехи и дочери», являясь собранием комичных ситуаций (специалисты называют это ёнкомами), пытается совмещать натужную мелодраму с постоянными хохмами над самой нелепой домохозяйкой — сверхкомпетентной леди-босс. Причём юмор уровня «для такой работы нужно быть гибким» (подразумеваются поклоны с прогибом) здесь странно сочетается с сюжетной линией о смертельной болезни супруга, которую до последнего приходится скрывать от его родной дочери. «Экспериментальный брак Акари», в свою очередь, по духу склоняется к японской созерцательной повседневности. Отношения героини и её мужа протекают настолько бесконфликтно, что единственным катализатором нового опыта и рефлексии для главной героини становится общение с коллегами по работе и их более конвенциональный взгляд на романтику и замужество, а также большая разница в возрасте с супругом —мужчиной глубоко за сорок, выходцем из сельской местности — и в пережитом прошлом.
Но обе эти истории объединяет восприятие брака не в качестве формата закрепления романтического союза или чего-то, навязанного со стороны, но понимание брака как своеобразного «проекта», который нужно изучить или посвятить его развитию значительную часть жизни. Героини обеих историй аромантичные и в какой-то степени асоциальные, вместе с браком они обретают опыт взаимодействия с окружающим миром, исходя из своего нового статуса замужней женщины и домохозяйки. В обоих случаях избранники девушек изображены на редкость доброжелательными, внешне симпатичными людьми, достойными всяческого уважения, но влияющими на сюжет постольку-поскольку. И, если говорить о личном счастье бывших «ботанок» и нынешних карьеристок, обе истории в целом сводятся к тому, что оно достижимо, если в основе отношений лежит не любовь, но взаимоуважение и обоюдное желание сделать жизнь ближнего лучше. По мнению авторов, брак может стать инструментом достижения совместного счастья и полезным новым опытом.
Земную жизнь пройдя до половины…
И вот женщине уже за сорок. Казалось бы, жизнь удалась — семья, карьера, сложившаяся репутация. Но «вдруг»возрастные изменения, упадок сил и переоценка отношений. Привет, кризис, старый друг! Работа теряет вкус, молодые кажутся несоизмеримо лучше и активнее тебя, встречи с друзьями проходят реже и всё больше ловишь себя на чувстве одиночества, даже если муж и дети рядом.
Манга «Цветами юности полна моя душа» — это рассказ о том, «что я даже представить не могла, пока мне не исполнилось сорок», радиоведущей Джейн Су и художницы Эри Нанато. Он резонирует с историями тех, кто к сорока годам так и не осознал, что значит быть взрослым. Героиня истории, Катаяма Ая, недавно разменяла пятый десяток и в душе она глубоко несчастна. Работа и брак давно стали рутиной, где от неё не ожидают никаких свершений. Муж превратился в усталого грубияна с отсутствующим взглядом. Ае не нравится, как к ней относятся окружающие, бесит то, во что превращается её тело, она страдает от невозможности писать о том, что ей интересно, но у неё уже нет сил что-либо исправлять в своей жизни.
Отрадой Аи становится некрепкий алкоголь и, к счастью, данное обстоятельство сводит её с молодым продавцом из круглосуточного супермаркета, а не с циррозом печени. И нет, это не история об изменах и сожалениях, и не о поиске новой окрыляющей любви с кем-то моложе тебя лет на двадцать. Это история о том, что иногда даже мелкие случайности и хорошее отношение способны разжечь угасающий огонь нашей души. Но на чужих эмоциональных подачках самооценку строить губительно: лишь обретя решимость брать ответственность, вам открывается та сторона жизни, что вы ранее не замечали, полная открытий и перспектив. Возможно, в процессе вы поймёте, как много труда вкладывают в работу ваши коллеги. Или почему вы с супругом так давно не видели друг у друга на лице по-настоящему искренней улыбки. И тогда в душе вновь расцветёт юность. Ну, по крайней мере начать с комплекса упражнений для красивых ягодиц лишним не будет!
А что если к сорока годам вы всё ещё одиноки? Такахаси Мотоко и Тада Риэко предлагают интересный взгляд наэту проблему в двухтомной манге «Под одной крышей в Токио», рассказывающей о коливинге для одиноких дам. Тридцативосьмилетняя сценаристка Тояма Харука после очередного болезненного разрыва решает снять большой дом и жить там в компании ровесниц. Правил для сожительниц всего три: быть старше тридцати восьми, не иметь отношений и любить одну мелодраму из 90-х. Вот так началась коммунальная дружба пяти очень разных женщин.
По ходу истории автор поднимает различные темы: вопросы дискриминации людей среднего возраста на работе; необходимость отстаивать своё положение и личные заслуги, чтобы не оставаться «девочкой на побегушках» для коллег; детскую дружбу и ожидания родителей от дочерей. Статус брака в обществе также не обойдён стороной. Ретранслятором самых крайних идей становится чиновница Аяко, напрямую говорящая насмешникам, почему коливинги для взрослых морально и экономически выгодны. В современной Японии далеко не каждый может позволить себе жить в браке в связи с демографическим перекосом и экономическими проблемами. При этом идея нуклеарной семьи остаётся идеалом для большинства людей, мерилом зрелости и статуса. В итоге людям, не имеющим возможности вступить в брак, сложнее чувствовать себя полноценными членами общества, терпеть предубеждения и справляться с одиночеством. В такие моменты важно помнить, что «дом» можно создать не только с супругом, но и с любыми людьми, которые заботятся о вас и помогают вам быть лучшей версией себя здесь и сейчас.
✳︎✳︎✳︎
Это был краткий обзор изданных в России комиксов о повседневности женщин среднего возраста. Замечено, что чаще всего на данные темы рассуждают художницы и публицистки из Франции и Японии. Причиной тому является не только менталитет, но и десятилетиями сложившиеся предпочтения издательств и аудитории, в том числе и у российского потребителя рисованного контента. Много больше подобных историй существует в Европе, в американском «андеграунде» и российском сетевом комиксе, но они ещё не добрались до наших прилавков.
Для отечественного комикса тема «зрелой женственности» всё ещё выглядит как непаханое поле, посреди которого распустились цветы Алёны Камышевской (Елены Ужиновой), говорящей о травмах полового воспитания и беспорядочных отношений в советской и постсоветской России (книга «Мой секс»), и Юлии Никитиной, лирически описывающей свою творческую повседневность с путешествиями, проблемами со здоровьем и касающейся тем женской телесности в книге «Знаки течения».
Подводя итог, можно заметить, что современным авторам комиксов о взрослых женщинах наиболее интересны темы отношений в самом широком смысле — от формирования дружбы в зрелые годы до поисков счастья в браке. Кроме того, именно в зрелости остро встаёт вопрос поиска личного удовлетворения жизнью. Но также красной нитью через многие истории проходят вопросы гендерного воспитания и его проблематичности, завышенных ожиданий от общественных установок, неравенства мужчин и женщин в организации быта и великого стресса от необходимости совмещать карьеру и домашние дела. И будет очень интересно застать дни, когда подобных историй станет больше и они будут написаны следующими поколениями женщин. Что будет волновать их? Изменится ли дискурс в вопросах неравенства? Получим ли мы больше счастливых историй или они станут мрачнее? Увидим очень скоро.
Оставьте первый комментарий